Реформы системы государственного управления в России в первой половине XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- выявить предпосылки реформирования в системе государственного управления первой половины XVIII века;
- дать оценку реформ системы государственного управления в России, в первой половине XVIII века;
- охарактеризовать органы управления первой половины XVIII века в России;
- изучить функции главного органа управления страны – Сената, выявить его роль в управлении страны;

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 131.26 Кб (Скачать)

В состав Верховного тайного совета вошли шесть человек – «министров». председательствовать в этом органе должна была императрица. Функционально Верховному тайному совету был подчинён Сенат, переименованный из Правительствующего в Высокий, т.е. Сенат был оттеснён на вторые позиции. Под непосредственный контроль верховников были поставлены четыре важнейшие коллегии – Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Ревизионная.

Изменения коснулись административного  устройства. В 1727 – 1729 гг. была скорректирована  и завершена петровская реформа: дискриты были переименованы в уезды, воеводы подчинены губернаторам.28 Упразднены надворные суды, несмотря на то, что в 1726 году эти суды были упразднены, чин существовал до отмены чинов, званий и титулов Российской империи, произошедшей 8 ноября 1917 года29. Была упразднена фискальная служба.

В результате вместо запутанной системы с большим административным аппаратом, была введена простая система воеводского управления на уездном, провинциальном и губернском уровнях. Это способствовало укреплению принципа единоначалия на местах, сокращению чиновничьего аппарата, но вместе с тем были отстранены от власти городские выборные магистраты. Главное сохранялась преемственность в органах местного управления.

 

 

 

 

1.3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СТРАНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Петр Великий не сразу  и не по одному плану устроил управление губерниями. За организацию этой единицы местного управления он принимался два раза. Первый в 1708 году, когда была постепенно создана первая его система управления, и второй в 1719 году, когда прежняя система видоизменилась.

Вся эта  сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

В 1708 г. губернаторы и губернии сделались общим учреждением. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

Губернская  реформа клала поверх местного управления довольно густой новый административный пласт. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

 По штатам 1715 г. при губернаторе состояли вице-губернатор как его помощник или управитель части губернии, ландрихтер для дел судебных, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и разные комиссары. Но власть губернатора не была единоличная, попытка в лице воеводских товарищей привлечь дворянское общество к участию в местном управлении, не удавшаяся в уезде, теперь была повторена на более широком пространстве.

Петровские губернаторы  принадлежали к разным сословиям. Это  были и выходцы из боярских древних  родов, например, первый московский губернатор Стрешнев. Это были князья, например, Голицыны, которые занимали несколько губернаторский постов. Здесь были и люди незнатного происхождения, которые проявили себя и привлекли внимание, такие, как Меньшиков, который в течение жизни занимал пост сначала Ингерманландской, а потом Санкт-Петербургской губернии. В основном, конечно, это были вельможи, прошли они хороший административный путь, и входили в верхнюю когорту управленцев.

Собственно кадровый состав или как сейчас принято говорить, скамейка запасных, у Петра был очень невелик. И одни и те же люди тасовались, одни и те же имена сначала мы встречаем в одной губернии, потом в другой. Оно было понятно, реформы – дело новое, и нужны были люди, которые включились бы в этот новый процесс быстро. Их было, конечно, немного. Но вся история Российской империи, начиная с Петра Великого и далее, показывает, что огромное значение имело доверие верховной власти к тому или иному губернатору. Губернатору, как личности, а не как должности. В том же Оренбурге вес Павла Петровича Сухтелена и вес Василия Алексеевича Перовского были различными. То есть, казалось бы, они занимали один и тот же пост, но доверие к Перовскому было несравненно выше. И его влияние и полномочия были несравненно больше, чем те, которыми обладал Сухтелен». 

Петру Великому нужна была сильная власть на местах,- власть, которая  могла бы действовать быстрее, чем  прежние приказы в соединении с воеводским управлением. Нужна была вместе с тем должность, лично ответственная пред верховною властью. Действительно, мы видим, что при возложении на губернаторов разных поручений Указы Петра грозят им, в случае нерадения, страшными наказаниями. Так, за недоставление рекрутов на срок с губернаторами предписывалось поступать, как с изменниками отечеству, и угроза эта не оставалась втуне. Потребность в сильных ответственных органах в местности - таков первый мотив учреждения губерний. К этому присоединились и другие соображения. Армия и флот требовали больших издержек, новых налогов, специально установленных для этой цели. Петр Великий нуждался в такой власти, которая бы собирала эти подати и на месте расходовала их, по указаниям центрального правительства, на те именно предметы, для которых они предназначались. В этом отношении должность губернаторов представляла чрезвычайные удобства. Затем, на губернатора возлагаются разные новые задачи: попечение о различных сторонах народного благосостояния и другие полицейские обязанности. Наконец, в развитии местных должностей Петр Великий думал найти средство для организации правосудия на местах: местный суд избавлял жителей от той классической волокиты, которой так страдал прежний порядок судопроизводства.

Должности эти беспрерывно  развивались и осложнялись новыми поручениями. Вместе с тем законодательство имело в виду дать иную организацию местным установлениям. С целью ограничить единоличный произвол правителей, местные должности были обставлены новыми коллегиальными учреждениями. Таковы ландратские коллегии, заимствованные Петром из Остзейских провинций. Коллегия ландратов должна была все дела делать вместе с губернатором, которому принадлежало только право председательства. При губернаторах состояли, кроме того, ландрихтеры. Самое название доказывает, что это была должность судебная. Затем, под надзором губернатора действовали обер-комендант и комендант. Эти должностные лица, в сущности, заменили собою воевод, но с тою разницей, что назначались только в важнейшие города.

Губернаторы назначались  царскими указами только из числа  близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – гу-

Беонатору, последний Сенату

В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Смысл реформы состоял  в том, чтобы перенести центр  тяжести в управлении на места. При  огромных расстояниях в нашей  стране и средствах сообщения  того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. 

Назначая губернаторами  крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте  от имени царя могли оперативно принимать  решения. Однако этот шаг имел и отрицательные  последствия - эти люди по большей  части были обременены многочисленными  обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

С 1719 года начинается новый  период преобразований Петра Великого в губернских учреждениях. Произведено  было новое расписание губерний с  разделением их на провинции. Всех губерний учреждено одиннадцать30.

Произошли значительные перемены и в порядке управления губерниями. Возникают государственные коллегии. Учреждение коллегий имело ближайшее влияние на строй губернских установлений и со стороны необходимости разделения между ними разных задач управления. Разделение дел, по роду их между отдельными коллегиями, повело к тому, что в губернии было признано необходимым учредить различные должности по разным частям администрации и попытаться отделить суд от управления.

Между всеми новыми административными  должностями первое место принадлежит  воеводам. Должность эта была преобразована  и снова сделалась общим учреждением, нормально, главною властью в  управлении местностью31. Воеводы распределяются по провинциям.

В каком отношении стоят  воеводы к губернатору, закон  ничего не говорит. Воеводской инструкцией велено руководствоваться и губернаторам. Следовательно, губернатор имел те же обязанности, что и воевода. Последнему поручается полиция благосостояния, попечение о безопасности, разная служба по финансовой части и прочее.  Губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти; в городах и уездах сохраняются, в виде лежащей на населении повинности, несколько выборных должностей,поставленных в полное подчинение воеводам.

По инструкции воеводам 1719 года на этих лиц возлагались, можно  сказать, все части провинциального  управления.

«На нем лежат береженье от шпионов и измены и заботы о крепостном строении (ст. 2, 3, 7 и 10); попечение о пользах и преимуществах церкви, равно как о народном образовании (ст. 4). По делам судебным, "хотя ему, воеводе, не подлежит ссор тяжебного дела между подданных судить и судьям в расправе их помешательство чинить", но на него возлагается: 1) смотрение, чтобы не было волокиты; 2) отсылка преступников к суду; 3) распоряжение по приведению в действие приговоров. По военной администрации на него возложено расквартирование войск и рассмотрение могущих возникнуть пререканий и обид (ст. 8, 11, 45). По делам казенного управления ему принадлежит наблюдение за казенными заводами (ст. 9), рудным делом (38), за собиранием и исправным поступлением доходов (23 - 30). По части полицейской: охранение прав о безопасности местных жителей (13 и 14), преследование гулящих людей и нищих (19, 20, 21), наблюдение за помещиками и преследование разорителей (31). По части полиции благосостояний и торговой: наблюдение за исправностью дорог (15), попечение о городских хозяйствах и управлении через ратуши (18), наблюдение за правильностью мер, весов и монет (16), попечение о развитии местной промышленности и торговли (17).

Воевода рассматривается  как орган центральной администрации  вообще: он находится в сношениях с коллегиями: камер-, штатс-конторой, Берг- и мануфактур-(24, 25, 30 и 38) и с Сенатом (31).

Указ 24 апреля 1713 г32, предписал быть при губернаторах "ландраторам" от 8 до 12 человек, смотря по величине губернии, и губернатору все дела решать с ними по большинству голосов; в этом "консилиуме" губернатор был "не яко властитель, но яко президент", только пользовавшийся двумя голосами33. Ландраты, должность, заимствованная из Остзейского края по его завоевании, назначались Сенатом из двойного числа "кандидаторов", указанных губернатором. Но потом, вероятно заметив неловкость назначения советников губернатора по его же представлению, Петр передумал и 20 января 1714 г. предписал: "ландраторов выбирать в каждом городе или провинции всеми дворяны за их руками". Сенат оставил это предписание без исполнения и назначил ландратов сам по спискам, присланным губернаторами, а в 1716г. и сам Петр отменил свое уже забракованное сенаторами распоряжение, указав Сенату назначать в ландраты офицеров, отставленных за старостью или ранами. Так ландрат и не стал выборным представителем губернского дворянского общества при губернаторе, а превратился в чиновника особых поручений Сената и того же губернатора. Повторилась история с воеводскими товарищами. Но уже до указа о ландратах-инвалидах эта должность еще дальше отошла от своего первоначального назначения.

Губернии Петра были обширные округа, вмещавшие в себе по нескольку современных губерний. Так, в состав тогдашней Московской губернии входили целиком или частями нынешние губернии Московская и огибающие ее Калужская, Тульская, Владимирская, Ярославская и Костромская. Подразделениями таких обширных областей оставались прежние уезды, большей частью мелкие. Эта несоразмерность административных частей с целым рождала потребность в промежуточной областной единице. С 1711 г. уезды начали соединять в провинции не в виде общей единовременной меры, а постепенно, по местным или другим соображениям. Так, большинство уездов Московской губернии образовало 8 провинций. Оба эти подразделения губерний, уездное и провинциальное, Петр перерезал. еще третьим. Губернии резко различались между собою по доходности для казны, главным образом по количеству тяглых дворов. В Московской губернии, например, считалось 246 тысяч дворов, а в Азовской только 42 тысячи. Учет по дворам был слишком кропотлив. Любя простейшие математические схемы, Петр хотел привести эти разнообразные губернские величины к одному финансовому знаменателю и придумал крупную расчетную единицу, долю, положив на нее почему-то 5536 дворов, а за сумму всех дворов в государстве приняв совершенно произвольную цифру 812 тысяч, будто бы выведенную по переписным книгам 1678 г. Числом таких долей, насчитанным на каждую губернию, определялось ее участие в государственных повинностях. Учредив должность ландратов, Петр превратил эту расчетную единицу в административный округ, подразделив на доли самые губернии, а не просто дворовое их число в финансовых табелях.

Информация о работе Реформы системы государственного управления в России в первой половине XVIII века