Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

Оглавление

Вступление.
1.Предпосылки реформ Петра 1.
2.Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.
3.Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
4.Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" и "Табель о рангах".
5.Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
6.Судебная реформа.
7.Военные реформы.
8. Церковная реформа.
9. Культура при Петре 1.
10.Внешняя политика
11.Значение реформ Петра 1.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 62.49 Кб (Скачать)

Всю пирамиду государственной  власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал  сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны  монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском  уставе 1720г. провозглашалось: "Его  величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах  ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли  яко христианский государь по своей  воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова  власть есть власть самодержавная, которой  повиноваться сам бог за совесть  повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции  было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной  и исполнительной власти.

Система государственного управления, созданая в первой четверти XVIII в. сохранилась  и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились  лишь частичные изменения, не затрагивавшие  главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны с созданием  Верховного Тайного совета в 1726 г. и  реформой местного управления в 1727 г.

Реформы местного управления проводились  с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических  учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе  областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная  реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской  палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к  воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать  города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская  и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще  три: из Казанской выделены Нижегородская  и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант  – губернатору, последний Сенату.

В уездах городов, где не было крепостей  и гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей  функции феодально-абсолютистского  государства – поддержании и  укреплении господства дворян.

Вторая областная реформа проводилась  на основе тех преобразований, которые  уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил  штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в  мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям  и провинциям. С этого периода  деление на провинции вводится на территории всей страны.

Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь  делились на округа – дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий  круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными  служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.

Провинциальные воеводы подчинялись  губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов  с казенных заводов, заботились о  внешней безопасности провинций, а  с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом  и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в., было то, что они наряду с административными  исполняли и полицейские функции. В ХVП в. посадское население  находилось в подчинении приказов и  местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило  городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

В 1699г. была проведена городская  реформа. Была создана Бурмистерская  палата (Ратуша) с подведомственными  земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов  по части сбора податей, повинностей  и пошлин. Цель реформы - улучшение  условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению  городского управления от органов местной  администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские  избы губернаторам и воеводам.

Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское  управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный  магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись  им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой  одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов  высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался  и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности  магистратов входили вопросы  полицейской службы, благоустройство  городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение  мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”.

В первой четверти XVIII в. произошло  слияние двух форм феодальной земельной  собственности – вотчины и  поместья. В 1714 г. был издан указ о  единонаследии. Отныне поместье, как  и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую  службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна сократила  ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать  и закладывать. В 1722 г. Петром I был  издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими  преступлениями и всякий "кто  какое зло умышлять будет" и  те, которые "вспомогали или совет  подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры –  в зависимости от преступления.

Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую  и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

Политика в области  мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение  развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных”  с точки зрения государства видов  производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно  нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

Война со Швецией особенно остро  поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила  из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком  металла была Швеция. Естественно, с  началом войны поставки из Швеции прекратились.

Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр переместился на Урал. Железоделательные  и медеплавильные заводы обеспечивали заказы армии и флота.

Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов  в год. В столице выросли Арсенал  и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод.

Активно строились предприятия  легкой промышленности. В Москве и  других районах центра России росли  суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной.

К1725 г. в стране имелось 25 текстильных  предприятий, канатные и пороховые  мануфактуры. Впервые были построены  бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для  производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.

Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением  принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также  труд государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались  к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Но далеко не все изделия, необходимые  стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное  производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В  городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

Реформы охватили и эту сферу  производства. По указу 1722 г. мастера  каждой ремесленной специальности  объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством  изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились на два  года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с одной  стороны, отразило высокий уровень  развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников  в особое сословие феодального общества.

В области внутренней и внешней  торговли в Петровские время большую  роль играла государственная монополия  на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно  пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств”  и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными  пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование  путей сообщения, устройство каналов  на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

В общем в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концу  правления Петра изменений в  области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через  систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство  воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину.

Судебная реформа.

Судебная реформа, проведенная  в 1719г., упорядочила, централизовала и  усилила всю судебную систему  России. Основная задача реформы –  отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял  монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным  судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали  суду царя.

Следующим судебным органом был  Сенат, который являлся апелляционной  инстанцией, давал разъяснения судам  и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные  преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным  судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые  дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных  и нижних судов. Президентами надворных  судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в  надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или  по решению судьи. Если приговор касался  смертной казни, дело передавалось также  в утверждение надворного суда.

Информация о работе Реформы Петра 1