Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа
Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.
Введение 1
Глава 1 Источники и историография 4
1.1 Виды источников 4
1.2 Историография 7
Глава 2 Социальная структура римского общества:
возникновение, становление и развитие 13
2.1 Древние социальные организмы 13
2.2 Римская семья 20
2.3 Римские сословия 24
Глава 3 Патриции и непатриции 30
3.1 Патриции и плебс 30
3.2 Борьба патрициев и плебеев 34
3.3 Рабы в Римском обществе 39
Глава 4 Особенности восприятия исторической информации
о развитии социальной структуры древнего общества 44
4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -
ческой информации 44
4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия
у учащихся 5-х и 9-х классов 49
4.3 Процедура обобщения представлений о социальной
структуре древнего общества 59
Приложение 64
Заключение 79
Приложение 82
Источники 87
Литература 88
Ход урока: |
Изучение
данной темы является необходимым этапом
в процессе обобщения представлений
у учащихся о развитии социальной
структуры древнего Рима.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
|
|
Задание: П.1 - Определить источники рабства. П.2, П.3 - Отметить области применения труда рабов. П.4 Значение труда рабов в хозяйстве Рима. Для закрепления представлений об особенностях рабства в древнем Риме учащимся предлагается заполнить уже начатую при изучении рабства в Греции сравнительную таблицу. |
|
Таблица 3
Сравнительная
таблица: «Рабство в странах Востока,
Греции и Рима.
Страны | Источники
рабства |
Где
применялся
труд рабов |
Особенности рабства |
Восток | Война, рабство за долги, дети рабов. | На строительстве пирамид, оросительной системы, в с/х. | Небольшое количество рабов. Преобладал труд свободных. Классовая борьба между рабами и беднотой, с одной стороны, и рабовладельцами с другой. |
Греция | Война, пиратство, рабство за долги, дети рабынь. | В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, флоте. | Труд рабов
применялся во всех отраслях хозяйства.
Рабы принадлежали отдельным рабовладельцам.
Обострение борьбы между рабами и рабовладельцами. |
Рим | Война, пиратство, долговое рабство, дети рабынь. | В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, домашнем хозяйстве, флоте, гладиаторы в цирках. | Дешевый труд рабов вытеснил труд свободных и привел к разорению крестьян. Острая классовая борьба между рабами и рабовладельцами. |
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшой рассказ о жизни рабов на следующие темы:
Литература
к уроку.
Урок
V. Тема: «Повторительно-обобщающий
урок.»
Цель: | Проверить уровень качества процесса усвоения представлений о формировании и развитии социальной структуры древнего Рима. |
Задачи: |
|
План урока: |
Ход урока: |
На
первом этапе урока учащимся для закрепления
и корректировки знаний предлагается
решить ряд контрольных задач, в частности
работы над логическими схемами - аппликациями
по темам:
Схема - аппликация 1. Социальный состав населения Рима в VIII - VI
веках до н.э.
Задание
№1 Из представленных ниже фигур
выбрать те, которые входили в состав населения
Рима в VIII - VI веках до н.э. Ответ: 1, 2, 3.
Задание
№2 По данной схеме определить на
какие две основные группы делилось население
Рима после победы плебеев и провести
линию в схеме, разделяющую данные фигуры.
(Ответ учащихся покажет степень понимания
ими рабовладельческих отношений, установившихся
в Риме, и понимания ими сути борьбы патрициев
и плебеев.)
Ответ:
Разделяющая линия, должна отделить рабов
от основных фигур, тем самым, учащиеся
отмечают изменения в составе населения
Рима к III веку до н.э. в результате борьбы
патрициев и плебеев, когда плебеи добились
прав римских граждан и запрещения обращать
их в рабов.
Задание №3 Задача данного задания конкретизировать и закрепить знания учащихся о политическом устройстве Римской республики и ее аристократическом характере.
Работа
с данной схемой является непосредственным
продолжением работы с предшествующей
композицией - схемой.
Вопрос
к учащимся: «Кто участвовал в управлении
республикой ?»
Ответ:
Убирается фигура раба и добавляется фигура
консула (2) и фигура, обозначающая сенат.
Два разных изображения консулов показывают,
что они осуществляли и военную и административную,
а так же судебную власть. Обозначение
сената фигурой аристократа подчеркивает
аристократический характер этого учреждения.
Задание №4 Применение труда рабов.
В
центре помещаем фигуру раба, а полукругом
располагаем фигуры, которые характеризуют
отрасли хозяйства, где применялся
труд рабов.
Ответ: 1. В домашнем хозяйстве;
2. В ремесле;
3. На флоте;
4. В строительстве;
5. В сельском хозяйстве;
6. Гладиаторы в
цирках.
Задание
№5 Для закрепления знаний, учащимся
предлагается заполнить, составленный
учителем кроссворд:
9 | ||||||||||||||
1 | 2 | 5 | ||||||||||||
3 | 8 | |||||||||||||
7 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
4 |
По
горизонтали:
1. Форма управления в Риме, которая не передается, а выбирается и сосредоточена в руках не одного человека, а нескольких.
3. Столица Римского государства.
4. Переселенцы с завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии, ограниченные в правах.
6. Человек, которому принадлежала вся высшая власть до установления Республики.
7. Орган
власти, первоначально бывший советом
старейшин, члены которого выбирались
пожизненно.
По
вертикали:
2. Коренное население, принимавшее участие в управлении Рима.
5. Должность в Риме, которую мог занимать только богатый гражданин.
8. Бесправная группа населения, чей труд использовался как дешевая рабочая сила.
9. Река,
на берегу которой возник и стоит город
Рим.
Ответы
к кроссворду:
|
|
|
Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.