Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.

Оглавление

Введение 1

Глава 1 Источники и историография 4

1.1 Виды источников 4

1.2 Историография 7

Глава 2 Социальная структура римского общества:

возникновение, становление и развитие 13

2.1 Древние социальные организмы 13

2.2 Римская семья 20

2.3 Римские сословия 24

Глава 3 Патриции и непатриции 30

3.1 Патриции и плебс 30

3.2 Борьба патрициев и плебеев 34

3.3 Рабы в Римском обществе 39

Глава 4 Особенности восприятия исторической информации

о развитии социальной структуры древнего общества 44

4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -

ческой информации 44

4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия

у учащихся 5-х и 9-х классов 49

4.3 Процедура обобщения представлений о социальной

структуре древнего общества 59

Приложение 64

Заключение 79

Приложение 82

Источники 87

Литература 88

Файлы: 16 файлов

ReadMe.txt

— 100 байт (Скачать)

Автореферат.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1_1.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1_2.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_1.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_2.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_3.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_2.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_3.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

Урок1.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Урок2.doc

— 92.50 Кб (Скачать)
 
  1. Особенности развития рабства в древнем Риме.
  2. Источники рабства в древнем Риме.
  3. Применение труда рабов и его значение в хозяйстве.
 
  Ход урока:
 

      Изучение  данной темы является необходимым этапом в процессе обобщения представлений  у учащихся о развитии социальной структуры древнего Рима. 

Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
  1. Учитель знакомит учащихся с особенностями развития рабства в древнем Риме. Использует сюжетный рассказ «Римские ученые о рабах» (см. Хрестоматию).
  1. Задание для учащихся: Прослушать рассказ и отметить следующее:
  1. Положение рабов в царский период (VIII - VI века).
  1. Как изменилось положение рабов в период республики ?
  2. Были ли защищены рабы правами в древнем Риме ?
  1. Для закрепления представлений об особенностях развития рабства в Риме учитель дает задание: «По трем ответам сделать вывод о положении рабов в римском обществе».
  1. Учащиеся делают выводы по ответам на вопросы (п. 1).
  1. Учитель организует работу по группам (по рядам).
Вид деятельности - работа с текстом учебника.

Задание:

П.1 - Определить источники рабства.

П.2, П.3 - Отметить области применения труда рабов.

П.4 Значение труда рабов в хозяйстве Рима.

Для закрепления  представлений об особенностях рабства  в древнем Риме учащимся предлагается заполнить уже начатую при изучении рабства в Греции сравнительную таблицу.

  1. Учащиеся работают с текстом учебника, и заполняют предложенную учителем сравнительную таблицу.
 

Таблица 3

Сравнительная таблица: «Рабство в странах Востока, Греции и Рима. 

Страны Источники

рабства

Где применялся

труд  рабов

Особенности рабства
Восток Война, рабство  за долги, дети рабов. На строительстве  пирамид, оросительной системы, в с/х. Небольшое количество рабов. Преобладал труд свободных. Классовая  борьба между рабами и беднотой, с одной стороны, и рабовладельцами с другой.
Греция Война, пиратство, рабство за долги, дети рабынь. В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, флоте. Труд рабов  применялся во всех отраслях хозяйства. Рабы принадлежали отдельным рабовладельцам. Обострение борьбы между рабами и рабовладельцами. 
Рим Война, пиратство, долговое рабство, дети рабынь. В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, домашнем хозяйстве, флоте, гладиаторы в цирках. Дешевый труд рабов  вытеснил труд свободных и привел к разорению крестьян. Острая классовая борьба между рабами и рабовладельцами.
 

      В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшой рассказ о жизни рабов на следующие темы:

  1. Жизнь рабов в имении землевладельца.
  2. Рабы в богатом доме.
  3. Гладиаторы.
  4. Свободная тема по выбору.
 

Литература  к уроку. 

  1. Учебник по истории древнего мира под ред. Вигасина А.А. и др.
  2. Хрестоматия по истории древнего мира, М. - 1993г.
  3. Книга для чтения по истории древнего мира, М. - 1988г.
  4. Энциклопедия для детей, Т.1 (Всемирная история) - М., 1996г.
 
 

Урок  V.  Тема: «Повторительно-обобщающий урок.»    

             

Цель: Проверить уровень качества процесса усвоения представлений о формировании и развитии социальной структуры древнего Рима.
Задачи:
  1. Повторить изученный материал с помощью решения контрольных задач.
  2. Конкретизировать и закрепить знания учащихся об изменениях в социальном составе населения в VIII-VI веках до н.з., о причинах борьбы патрициев и плебеев, о положении рабов в древнем Риме.
 
  План  урока:
 
  1. Работа  со схемами - аппликациями для закрепления  и обобщения материала.
  2. Решение кроссворда.
 
 
  Ход урока:
 

      На  первом этапе урока учащимся для закрепления и корректировки знаний предлагается решить ряд контрольных задач, в частности работы над логическими схемами - аппликациями по темам: 

  1. Социальный  состав населения Рима в VIII - III веках до н.э.
  2. Римская аристократическая республика в середине III века до н.э. и ее социально-политическое устройство.
  3. Труд рабов и их положение в III - II веках до н.э.
 
 

Схема - аппликация 1.  Социальный состав населения Рима в VIII - VI

              веках до н.э. 

Задание №1  Из представленных ниже фигур выбрать те, которые входили в состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э. Ответ: 1, 2, 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №2  По данной схеме определить на какие две основные группы делилось население Рима после победы плебеев и провести линию в схеме, разделяющую данные фигуры. (Ответ учащихся покажет степень понимания ими рабовладельческих отношений, установившихся в Риме, и понимания ими сути борьбы патрициев и плебеев.) 

Ответ: Разделяющая линия, должна отделить рабов от основных фигур, тем самым, учащиеся отмечают изменения в составе населения Рима к III веку до н.э. в результате борьбы патрициев и плебеев, когда плебеи добились прав римских граждан и запрещения обращать их в рабов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №3  Задача данного задания конкретизировать и закрепить знания учащихся о политическом устройстве Римской республики и ее аристократическом характере.

      Работа  с данной схемой является непосредственным продолжением работы с предшествующей композицией - схемой. 

Вопрос  к учащимся: «Кто участвовал в управлении республикой ?» 

Ответ: Убирается фигура раба и добавляется фигура консула (2) и фигура, обозначающая сенат. Два разных изображения консулов показывают, что они осуществляли и военную и административную, а так же судебную власть. Обозначение сената фигурой аристократа подчеркивает аристократический характер этого учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №4  Применение труда рабов.

      В центре помещаем фигуру раба, а полукругом располагаем фигуры, которые характеризуют  отрасли хозяйства, где применялся труд рабов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответ: 1. В домашнем хозяйстве;

            2. В ремесле;

            3. На флоте;

            4. В строительстве;

            5. В сельском хозяйстве;

            6. Гладиаторы в  цирках. 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №5  Для закрепления знаний, учащимся предлагается заполнить, составленный учителем кроссворд: 

              9              
                             
    1     2         5        
                             
                             
          3               8  
                    7        
          6                  
                             
4                            
 
 

По  горизонтали: 

1. Форма управления в Риме, которая не передается, а выбирается и сосредоточена в руках не одного человека, а нескольких.

3. Столица Римского государства.

4. Переселенцы с завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии, ограниченные в правах.

6. Человек, которому принадлежала вся высшая власть до установления Республики.

7. Орган власти, первоначально бывший советом старейшин, члены которого выбирались пожизненно. 

По  вертикали: 

2. Коренное население, принимавшее участие в управлении Рима.

5. Должность в Риме, которую мог занимать только богатый гражданин.

8. Бесправная группа населения, чей труд использовался как дешевая рабочая сила.

9. Река, на берегу которой возник и стоит город Рим. 

Ответы  к кроссворду: 

  1. Республика.
  2. Патриции.
  3. Рим.
  1. Плебеи.
  2. Консул.
  3. Царь.
  1. Сенат.
  2. Рабы.
  3. Тибр.

Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.