Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.

Оглавление

Введение 1

Глава 1 Источники и историография 4

1.1 Виды источников 4

1.2 Историография 7

Глава 2 Социальная структура римского общества:

возникновение, становление и развитие 13

2.1 Древние социальные организмы 13

2.2 Римская семья 20

2.3 Римские сословия 24

Глава 3 Патриции и непатриции 30

3.1 Патриции и плебс 30

3.2 Борьба патрициев и плебеев 34

3.3 Рабы в Римском обществе 39

Глава 4 Особенности восприятия исторической информации

о развитии социальной структуры древнего общества 44

4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -

ческой информации 44

4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия

у учащихся 5-х и 9-х классов 49

4.3 Процедура обобщения представлений о социальной

структуре древнего общества 59

Приложение 64

Заключение 79

Приложение 82

Источники 87

Литература 88

Файлы: 16 файлов

ReadMe.txt

— 100 байт (Скачать)

Автореферат.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1_1.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1_2.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_1.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_2.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_3.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_2.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_3.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

Урок1.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Урок2.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Приложение                                                                                                      _ 

Урок  I.  Тема: «Древнейший Рим»    

             

Цель: сформировать  у учащихся представление об особенностях природных условий Апеннинского полуострова и о влиянии их на занятия населения и его состав в царский период истории древнего Рима.
Задачи:
  1. Познакомить учащихся с особенностями природных условий Апеннинского полуострова, используя географическую карту.
  2. В процессе изложения нового материала закрепить и актуализировать представления учащихся об особенностях природы и занятиях населения Италии, на основе проведения сравнительного анализа природно-географических условий и занятий населения Италии и Греции.
  3. Познакомить учащихся с составом населения Рима в VIII - VI веках до н.э., с помощью использования логической схемы по данному вопросу.
  План  урока:
 
  1. Особенности природных условий Апеннинского полуострова.
  2. Занятия населения древней Италии.
  3. Состав населения Рима в царский период его истории.
 
  Ход урока:
 
Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
  1. Подача нового материала. Учитель организует работу по ознакомлению учащихся с природно-географической средой Апеннинского полуострова. Использует сравнительно-объяснительный рассказ и в качестве наглядных средств обучения географические (физические) карты Греции и Италии. В ходе своего рассказа учитель предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу природных условий Греции и Италии.
  1. Учащиеся прослушивают новый материал. Работают с картами и с помощью учителя заполняют сравнительную таблицу природных условий Греции и Италии, предложенную учителем.
  1. На втором этапе урока учитель формирует у учащихся представления о влиянии и зависимости занятий населения от природных условий данной территории.
  1. Учащиеся продолжают заполнение таблицы на основании полученной и прочитанной в учебнике информации.
  1. Для закрепления нового материала учитель задает задание: «На основе таблиц сделать вывод о природных условиях в Греции и Италии».
  1. На основе таблицы учащиеся делают вывод, что в Италии были более благоприятные условия для занятия сельским хозяйством, а в Греции - для занятия ремеслом и торговлей.
  1. Как следствие особенностей природных условий Апеннинского полуострова, а значит и особенностей занятий населения учитель предлагает учащимся логическую схему состава населения древнего Рима в VIII - VI веках до н.э. Данная схема позволяет начать процесс формирования представлений у учащихся о процессе формирования социальной структуры древнего Рима (см. схему 1).
  1. Учащиеся фиксируют данную схему в тетради и на основании ее и таблицы делают вывод о влиянии природных условий и занятий населения полуострова на его социальный состав.
  1. В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить контурную карту, т.е. нанести рельеф местности, наличие полезных ископаемых и т.п.
 
 

Таблица 1

Сравнительная таблица природных условий Греции и Италии. 

   
Греция 
 
Италия
Природные условия    
Где расположена На Балканском п-ове. На Апеннинском п-ове
Береговая линия Сильно изрезана, много бухт Бухты на западном побережье
Климат Сухой и жаркий, дождей мало. Мягкий и  влажный.
Поверхность и реки Много гор, скал. Рек мало, многие летом пересыхают. Проходят Апеннинские  горы. Много равнин и рек. Полноводные реки Тибр и По.
 
Почва
 
В долинах  мало плодородной почвы.
 
Плодородной почвы много.
Растительность Оливы, виноградники. Лиственные  леса.
Занятия населения Земледелие, скотоводство. Ремесло, торговля. Земледелие, скотоводство.
 

Схема 1. Состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Литература  к уроку. 

  1. Учебник «История древнего мира» под ред. Вигасина А.А. и др.
  2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителей  / сост. С.А. Чернова /, - М., 1991г.
  3. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, М., 1993г.
 

Урок  II.  Тема: «Завоевание Римом Италии»    
 

Цель: Сформировать  у учащихся представления о республиканской форме правления в Риме и о ее влиянии на социальную структуру общества.
Задачи:
  1. Сформировать у учащихся понятия «республика аристократическая».
  2. Выяснить, как повлияли военные победы римлян над галлами на внутреннюю политику римского государства.
  3. Определить причины начала борьбы патрициев и плебеев и ее хронологические рамки.
   
 
 
План  урока:
 
  1. Возникновение Республики.
  2. Военные победы римлян.
  3. Причины начала борьбы патрициев и плебеев.
 
  Ход урока:
 
  1. Проверка  домашнего задания.
  • Учащиеся на основании своих контурных карт рассказывают об особенностях природных условий древней Италии и занятиях населения древнего Рима.
  1. На втором этапе урока учитель на основании сравнительной характеристики государственного строя Афинского государства в V веке до н.э. и Рима продолжает формирование понятия «республика», только уже в новом значении - аристократическая.
 

      Для организации данной работы используется предлагаемая таблица: 

Таблица 2

Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Рима

в V веке до н.э. 

    Афины в V веке

до  н.э.

Рим в V веке до н.э. Выводы  по сопоставлению
Сходства Кому принадлежала высшая власть. Народному собранию состоявшему из граждан данного государства. Афины и  Рим в отличие от восточных монархий  были  рес-
  Управленческий 

аппарат.

Должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от знатности и богатства, несли ответственность перед народным собранием. публиками, но подобно остальным государствам  они защищали интересы меньшинства.
    Интересы  меньшинства населения:  
Черты Чьи интересы

защищала власть

Гражданский коллектив в пользу государства шли доходы от эксплуатации работников на рудниках и т.п. Римских аристократов как патрицианского так и плебейского происхождения.  
Черты различия Какую роль играло свободное население в  управлении. Весь гражданский  коллектив Влияние не знатных и не богатых было ограничено, участвует в управлении аристократия. Афины были демократической республикой, т.к. все слои населения участвуют в управлении.
  Управление 

осуществлялось.

Ареопаг - главный  оплот знати - в результате борьбы делении своих прав. Сенат - напоминает  ареопаг превратившийся из совета старейшин в важнейший орган власти. Рим - аристократичен - фактически власть принадлежит аристократам. Роль широких слоев гражданского населения в управлении была невелика.
 
  1. На данном этапе учащиеся определяют причины начала борьбы патрициев и плебеев.
 
Задание 1. описать положение  плебеев и объяснить причины  их борьбы с патрициями.
Учащиеся - прослушивают  предлагаемый учителем отрывок из хрестоматии  и отвечают на вопросы: «Почему шла  борьба между патрициями и плебеями ? Чего добивались плебеи ?»
 

IV. Работа с учебником. 

  Задание 2. Учащиеся читают отрывок из рассказа Плутарха «Царь  Пирр и мудрец» и отвечают на вопрос: «Каким было отношение к завоевательным войнам Кинея и Пирра ?»

На основании  прочитанного отрывка и ответов учащихся учитель подводит их к выводу, о значении побед римлян над галлами и о влиянии этих побед на внутреннюю политику.

 
  1. В качестве домашнего задания предлагается ответить учащимся на вопросы в конце параграфа.
 

Урок  III.  Тема: «Римская аристократическая республика

        в III веке до н.э.»    

             

Цель: Определить, какие  произошли изменения в социальном составе к III веку до н.э., и как эти изменения повлияли на внутриполитическое положение в стране.
Задачи:
  1. На основании изученного материала проследить какие изменения произошли в социальном составе населения.
  2. Ознакомить учащихся с системой управления в римской республике.
  План  урока:
 
  1. Изменения в составе населения Рима.
  2. Влияние борьбы патрициев и плебеев на социально-политическую обстановку в древнем Риме.
  3. Система управления.
  Ход урока:
 

I этап. 

Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Отвечают на вопросы в конце параграфа (на д.з.)
  1. В начале изучения новой темы учащимся предлагается вспомнить схему первого урока «Состав населения в VIII - VI веках до н.э.» и для формирования представлений об изменениях в социальном составе населения в период римской республики, учитель предлагает Схему 2.
  1. Схемы расположены в один ряд, это помогает учащимся наглядно проследить изменения в составе свободного населения Рима и сделать определенные выводы (письменно или устно) об изменении в составе населения к III веку до н.э. и способствовавших этому причин.
 
 

Литература  к уроку. 

  1. Учебник по истории древнего мира, под ред. Вигасин А.А. и др., М., - 1993г.
  2. Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история.) - М. - 1995г.
  3. Остальная литература та же, что и к первому уроку.
 
 

Схема 2. Состав населения Римской республики. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II этап. На втором этапе  урока учитель предлагает учащимся на основании хронологической таблицы, посвященной этапам борьбы патрициев и плебеев, сделать выводы, как способствовала борьба плебеев против патрициев социально-политической организации Римской республики (см. Приложение с хронологической табл. 4).
 
III этап.
 
На третьем  этапе урока изучение системы  управления в древнем Риме.
Учитель - Предлагает  сравнить две логические схемы системы  управления в Риме в VIII веке и во времена республики, которые наглядно иллюстрируют государственное устройство.
Учащиеся - Фиксируют схемы  в тетрадь и письменно делают выводы об изменении в государственном  устройстве Рима.
 

Схема 3. Правление в Риме в VIII веке до н.э. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Схема 4. Управление Римской аристократической  республикой. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV этап. В качестве домашнего  задания можно предложить учащимся составить кроссворд с использованием новых слов (6-8 слов).
 

Литература  к уроку та же. 
 

Урок  IV.  Тема: «Рабство в древнем Риме.»    

             

Цель: Сформировать (создать) у учащихся представление об особенностях системы рабства в древнем Риме. 
Задачи:
  1. Познакомить учащихся с жизнью рабов в древнем Риме.
  2. Определить в результате сравнения с другими странами источники рабства и области применения труда рабов.
  3. Для формирования у учащихся понимания о причинно-следственных связях в историческом процессе определить характерные черты системы рабства в разные периоды истории Рима.
  План  урока:

Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.