Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа
Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.
Введение 1
Глава 1 Источники и историография 4
1.1 Виды источников 4
1.2 Историография 7
Глава 2 Социальная структура римского общества:
возникновение, становление и развитие 13
2.1 Древние социальные организмы 13
2.2 Римская семья 20
2.3 Римские сословия 24
Глава 3 Патриции и непатриции 30
3.1 Патриции и плебс 30
3.2 Борьба патрициев и плебеев 34
3.3 Рабы в Римском обществе 39
Глава 4 Особенности восприятия исторической информации
о развитии социальной структуры древнего общества 44
4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -
ческой информации 44
4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия
у учащихся 5-х и 9-х классов 49
4.3 Процедура обобщения представлений о социальной
структуре древнего общества 59
Приложение 64
Заключение 79
Приложение 82
Источники 87
Литература 88
Приложение
Урок
I. Тема: «Древнейший
Рим»
Цель: | сформировать у учащихся представление об особенностях природных условий Апеннинского полуострова и о влиянии их на занятия населения и его состав в царский период истории древнего Рима. |
Задачи: |
|
План урока: |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1
Сравнительная
таблица природных условий
Греция |
Италия | |
Природные условия | ||
Где расположена | На Балканском п-ове. | На Апеннинском п-ове |
Береговая линия | Сильно изрезана, много бухт | Бухты на западном побережье |
Климат | Сухой и жаркий, дождей мало. | Мягкий и влажный. |
Поверхность и реки | Много гор, скал. Рек мало, многие летом пересыхают. | Проходят Апеннинские горы. Много равнин и рек. Полноводные реки Тибр и По. |
Почва |
В долинах мало плодородной почвы. |
Плодородной почвы много. |
Растительность | Оливы, виноградники. | Лиственные леса. |
Занятия населения | Земледелие, скотоводство. Ремесло, торговля. | Земледелие, скотоводство. |
Схема
1. Состав населения Рима в VIII - VI веках
до н.э.
Литература
к уроку.
Урок
II. Тема: «Завоевание
Римом Италии»
Цель: | Сформировать
у учащихся представления о |
Задачи: |
|
План урока: |
Ход урока: |
Для
организации данной работы используется
предлагаемая таблица:
Таблица 2
Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Рима
в
V веке до н.э.
Афины
в V веке
до н.э. |
Рим в V веке до н.э. | Выводы по сопоставлению | |||||
Сходства | Кому принадлежала высшая власть. | Народному собранию состоявшему из граждан данного государства. | Афины и Рим в отличие от восточных монархий были рес- | ||||
Управленческий
аппарат. |
Должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от знатности и богатства, несли ответственность перед народным собранием. | публиками, но подобно остальным государствам они защищали интересы меньшинства. | |||||
Интересы меньшинства населения: | |||||||
Черты | Чьи интересы
защищала власть |
Гражданский коллектив в пользу государства шли доходы от эксплуатации работников на рудниках и т.п. | Римских аристократов как патрицианского так и плебейского происхождения. | ||||
Черты различия | Какую роль играло свободное население в управлении. | Весь гражданский коллектив | Влияние не знатных и не богатых было ограничено, участвует в управлении аристократия. | Афины были демократической республикой, т.к. все слои населения участвуют в управлении. | |||
Управление
осуществлялось. |
Ареопаг - главный оплот знати - в результате борьбы делении своих прав. | Сенат - напоминает ареопаг превратившийся из совета старейшин в важнейший орган власти. | Рим - аристократичен - фактически власть принадлежит аристократам. Роль широких слоев гражданского населения в управлении была невелика. |
Задание 1. | описать положение плебеев и объяснить причины их борьбы с патрициями. |
Учащиеся - | прослушивают предлагаемый учителем отрывок из хрестоматии и отвечают на вопросы: «Почему шла борьба между патрициями и плебеями ? Чего добивались плебеи ?» |
IV. Работа
с учебником.
Задание 2. | Учащиеся читают
отрывок из рассказа Плутарха «Царь
Пирр и мудрец» и отвечают на вопрос:
«Каким было отношение к завоевательным
войнам Кинея и Пирра ?»
На основании прочитанного отрывка и ответов учащихся учитель подводит их к выводу, о значении побед римлян над галлами и о влиянии этих побед на внутреннюю политику. |
Урок III. Тема: «Римская аристократическая республика
в
III веке до н.э.»
Цель: | Определить, какие
произошли изменения в |
Задачи: |
|
План урока: |
Ход урока: |
I этап.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
|
|
Литература
к уроку.
Схема
2. Состав населения Римской республики.
II этап. | На втором этапе урока учитель предлагает учащимся на основании хронологической таблицы, посвященной этапам борьбы патрициев и плебеев, сделать выводы, как способствовала борьба плебеев против патрициев социально-политической организации Римской республики (см. Приложение с хронологической табл. 4). |
III этап. |
На третьем этапе урока изучение системы управления в древнем Риме. |
Учитель - | Предлагает сравнить две логические схемы системы управления в Риме в VIII веке и во времена республики, которые наглядно иллюстрируют государственное устройство. |
Учащиеся - | Фиксируют схемы в тетрадь и письменно делают выводы об изменении в государственном устройстве Рима. |
Схема
3. Правление в Риме в VIII веке до
н.э.
Схема
4. Управление Римской аристократической
республикой.
IV этап. | В качестве домашнего
задания можно предложить учащимся
составить кроссворд с |
Литература
к уроку та же.
Урок
IV. Тема: «Рабство
в древнем Риме.»
Цель: | Сформировать (создать)
у учащихся представление об особенностях
системы рабства в древнем Риме. |
Задачи: |
|
План урока: |
Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.