Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.

Оглавление

Введение 1

Глава 1 Источники и историография 4

1.1 Виды источников 4

1.2 Историография 7

Глава 2 Социальная структура римского общества:

возникновение, становление и развитие 13

2.1 Древние социальные организмы 13

2.2 Римская семья 20

2.3 Римские сословия 24

Глава 3 Патриции и непатриции 30

3.1 Патриции и плебс 30

3.2 Борьба патрициев и плебеев 34

3.3 Рабы в Римском обществе 39

Глава 4 Особенности восприятия исторической информации

о развитии социальной структуры древнего общества 44

4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -

ческой информации 44

4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия

у учащихся 5-х и 9-х классов 49

4.3 Процедура обобщения представлений о социальной

структуре древнего общества 59

Приложение 64

Заключение 79

Приложение 82

Источники 87

Литература 88

Файлы: 16 файлов

ReadMe.txt

— 100 байт (Скачать)

Автореферат.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Введение.  

       Данная  работа посвящена вопросу изучения становления и развития социальной структуры древнего Рима. Процесс формирования социальной структуры римского государства прошел долгий путь от родового строя к классовому обществу, при этом он неразрывно был связан, и шел почти одновременно с процессом формирования государства в древнем Риме, что наложило на социальную структуру Рима определенный отпечаток, который выражался в некоторых особенностях, присущих римской социальной структуре эпохи первых царей и начала Республики. Эта особенность заключалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных групп.

       Первоначально она начала складываться более или  менее обычным для эпохи разложением  первобытнообщинного строя, путем выделения, с одной стороны, родовой знати, глав фамилий, с другой - младших сородичей, неполноправных членов фамилий, клиентов и стоявших вне рода: организации плебеев. Затем в ходе борьбы последних за свои права, которая привела в середине VI века к необходимости проведения социальных реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, было введено новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Созданные, в результате реформ центурии и классы объединяли лиц одинакового имущественного положения, как патрициев, так и плебеев, как членов родов, так и тех кто стоял вне их. «Сервиева конституция», игнорируя родовое деление общества, юридически оформила сложившиеся в ходе исторического развития противоречия между богатыми и бедными. Не знатность, не принадлежность к роду давали политические права, а богатство, - таков был новый принцип, принцип формирующегося классового общества, который при сокращении еще в обществе сословного деления способствовал усилению в нем классовой дифференциации, тем самым все больше усложнял социальную структуру.

       Актуальность  и значимость данного исследования состоит в том, что проблема изучения становления и развития социальной структуры древнего общества является составной частью вопроса возникновения римского государства, т.к. служит движущей силой данного процесса, и оказывает на него непосредственное влияние. Поэтому изучение вопроса развития социальной структуры древнего общества необходимо при рассмотрении социально-политической истории римского государства.

       Исходя  из этого, цель данного исследования проследить процесс становления, развития и окончательного формирования социальной структуры римского общества ко времени установления империи.

       Достижение  этой цели требует решения ряда задач:

во-первых, изучить источниковедческую базу данной проблемы и ее роль и место в историографической литературе;

во-вторых, рассмотреть процесс возникновения, становления и развития социальной структуры древнего Рима, на примере  изучения развития отдельных социальных единиц, как древнейшие социальные организмы, римский род, семья и сословие;

в-третьих, выявить закономерность влияния  классовой борьбы на развитие и сложность социальной структуры древнего Рима.

Данные  задачи определяют хронологические  рамки исследуемого периода; это VIII век до н.э. - когда только шло становление социальной структуры, и до III века до н.э. - времени окончательного формирования социальной структуры древнеримского общества. 
 
 

       Изучение  процесса восприятия является необходимым  условием для успешной организации учебной деятельности. От качества восприятия учащимися учебной информации во многом зависит и качество сформированных в процессе восприятия учебного материала представлении о тех или иных явлениях и событиях. В основе формирования представлений, которые являются результатом восприятия, лежит процесс познания объективной действительности. Отсюда и вытекает важность работы по изучению процесса организации активного восприятия в ходе обучения истории. Изучение формирования и развития перцептивных способностей у учащихся на каждом возростном этапе позволит в значительной мере повысить уровень и качество обучения. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы учащийся оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами.

       Актуальность  исследования состоит в том, что  обобщение представлений о социальной структуре древних обществ способствует формированию у учащихся целостной картины социального развития древних цивилизаций.

       Объектом  исследования является процесс восприятия исторической информации при изучении курса истории древнего мира.

       Предметом исследования является содержательная и процессуальная сторона усвоения представлений о социальных отношениях в древнем Риме в VIII - III веках до н.э.

       Целью исследования является разработка процедуры  обобщения у учащихся представлений  о социальных отношениях в древнем  обществе.

       Достижение  этой цели требует решения следующих  задач:

    • определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
    • определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
    • разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.

       Изучение  психолого-педагогической литературы, анализ практики формирования исторических представлений, позволили сформировать рабочую гипотезу. Повышение эффективности уровня информации о социальной структуре древнего Рима обеспечивается следующих факторов:

    1. выявлением уровней развития перцептивных способностей у учащихся младшего и старшего школьного возраста, с помощью системы диагностики процесса восприятия;
    2. отбором средств и приемов, обеспечивающих развитие и совершенствование аудиального, визуального и кинестетического восприятия;
    3. разработкой средств и приемов, обеспечивающих развитие у учащихся аналитико-синтетического типа восприятия, как наиболее оптимального для повышения уровня и качества усвоения исторической информации в процессе обучения.

       Практическая  значимость данного исследования состоит  в том, что на основе теоретического изучения вопроса разработаны пути активного восприятия исторической информации, выявлены приемы и методы обобщения у учащихся представлений о складывании и развитии социальной структуры древних обществ.

       Новизна исследования состоит в том, что  выявлено противоречие между возрастной нормой развития восприятия и характером исторической информации, подлежащей усвоению. Этот факт требует разработки таких приемов обучения, которые бы способствовали развитию аналитико-синтетического восприятия у учащихся.

       На  защиту выносится:

    1. Приемы и средства развития аналитико-синтетического восприятия.
    2. Процедура обобщения представлений о социальной структуре  древнего общества.

Глава 1_1.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1_2.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_1.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_2.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2_3.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_2.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3_3.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титул.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

Урок1.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Урок2.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.