Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:44, дипломная работа
Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
◦определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
◦определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
◦разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.
Введение 1
Глава 1 Источники и историография 4
1.1 Виды источников 4
1.2 Историография 7
Глава 2 Социальная структура римского общества:
возникновение, становление и развитие 13
2.1 Древние социальные организмы 13
2.2 Римская семья 20
2.3 Римские сословия 24
Глава 3 Патриции и непатриции 30
3.1 Патриции и плебс 30
3.2 Борьба патрициев и плебеев 34
3.3 Рабы в Римском обществе 39
Глава 4 Особенности восприятия исторической информации
о развитии социальной структуры древнего общества 44
4.1 Общая характеристика процесса восприятия истори -
ческой информации 44
4.2 Диагностика характера и уровня развития восприятия
у учащихся 5-х и 9-х классов 49
4.3 Процедура обобщения представлений о социальной
структуре древнего общества 59
Приложение 64
Заключение 79
Приложение 82
Источники 87
Литература 88
Заключение.
Рассмотренный материал позволяет прийти к следующему заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - III веках до н.э. было еще архаичным, покоившемся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формирование его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности. Такая зависимость непосредственно сказывалась на особенности социальной структуры римского общества, которая выражалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных групп древнего Рима.
Решающее значение для оформления социальной структуры римского общества имела центуриатная реформа Сервия Туллия, которая уничтожила юридические различия между патрициями и плебеями, хотя практически политическая власть сохранялась у патрициев. Это обстоятельство служило причиной продолжения сословно-классовой борьбы. В результате этой борьбы падает долговое рабство. Его падению способствует развитие привозного, классического рабовладения и противоречие между рабами и рабовладельцами становится главным противоречием римского общества.
Таким образом, в период перехода от родового строя к рабовладельческому в древнейшем Риме с VIII века до н.э. по III век до н.э. происходит складывание и окончательное оформление социальной структуры древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе обнаруживаются следующие основные классы - сословия:
1. Зажиточные землевладельцы, в руках которых постепенно начинает концентрироваться владение землей. К этой группе, возвышающейся над массой мелких производителей, уже принадлежат так же и богатые не знатные семьи. Богатство перестало быть принадлежностью одной лишь знати. В этот переходный период, для которого уже с VI века до н.э. характерно существование государства, землевладельцы являются господствующим классом - сословием, а позднее, когда рабство стало основой производства, они превращаются в своем большинстве в класс рабовладельцев.
2.
Класс, который составляет
Этрусский период был благоприятным для экономического и политического развития мелких производителей. Цари использовали их как силу, противостоящую римской родовой знати. Мелкие производители трудятся главным образом для удовлетворения собственных потребностей; производство для обмена является еще не правилом, но исключением. Этот класс разнороден и непостоянен по-своему составу и находится в состоянии беспрерывного распадения и текучести. Следует так же подчеркнуть, что для того периода невозможно провести резкие границы между классами; между ними существовали переходные слои, не дающие возможности резкого разграничения.
3.
Класс рабов. В этот ранний
период он еще не являлся
основным классом общества, и
не составлял основу
Так
в процессе складывания и окончательного
оформления социальной структуры римского
общества в VIII - III веках до н.э. происходит
уничтожение примитивной патрицианской
общины и создание патрицианско-плебейского
государства, которое в ходе своего дальнейшего
развития превращается в классическое
рабовладельческое государство.
Методические рекомендации, предложенные в данном исследовании, разработаны на основе теоретического и практического изучения процесса восприятия, его развития и влияния на процесс обучения.
В ходе практического исследования было выявлено, что уровень и качество процесса восприятия оказывают влияние на процесс формирования представлений. Исторические представления, в свою очередь, на ряду с методологией социального познания, историческим осмыслением общественных явлений и эмоционально-ценностным отношением к истории народов, являются компонентом научного исторического сознания. Следовательно, их формирование одна из задач школьного исторического образования. Представления служат базой для формирования исторических понятий, играют большую роль в психическом развитии школьника, являясь важным этапом в развитии его памяти и мышления.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что восприятие - это постоянно развивающееся явление, которое на каждом возрастном этапе имеет свои характерные признаки.
Диагностика уровня развития перцептивных способностей показало, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает аналитический тип восприятия, а у старших школьников - синтетический. Преобладание тех или иных типов восприятия на каждом возрастном этапе связано прежде всего с особенностями психического развития учащихся. Результаты диагностики индивидуальных различий в восприятии показали, что наиболее благоприятным является аналитико-синтетический тип восприятия, предполагающий наличие стремления к пониманию основного смысла явления, оценке его структуры и фактическому подтверждению, детальной характеристике предмета и явления.
Диагностика перцептивных способностей среди учащихся младшего и старшего школьного возрастов показало необходимость развития в процессе обучения аналитико-синтетического типа восприятия.
Предложенная в данном исследовании, процедура обобщения представлений о процессе развития социальной структуры древних обществ, с учетом преобладания того или иного типа восприятия, позволило проследить процесс развития восприятия, от аналитического к синтетическому.
Осуществлен отбор специальных заданий, применяемых в ходе изучения конкретного исторического материала, целью которых является процесс развития восприятия от аналитического к синтетическому и формирование на основе этого процесса оптимального типа восприятия у учащихся - аналитико-синтетического.
Информация о работе Развитие социальной структуры римского общества в VIII - III в.в. до н.э.