Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:42, творческая работа
Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое имело наибольшую территорию в тогдашней Европе. Её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город - Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.
Введение
I. Торгово-ремесленные поселения
II. Ремесла Древней Руси
III. Виды ремесел
I. Ремесло в деревне
1. Металлургия
2. Ювелирное дело на селе
3. Деревенское гончарное дело
4. Деревообделочные промыслы
II. Ремесло в городе
1. Городское ремесло
2. Городские ювелиры
3. Гончарное дело в городах
Вывод
3.3 Гончарные клейма
Чрезвычайно интересным материалом для решения вопроса о гончарах являются гончарные клейма на днищах сосудов. На маленьких кружках, подкладываемых под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда. По поводу значения этих знаков высказывались разные предположения. Одни приписывали им только декоративное значение, другие видели в них религиозные символы, в действительности же они являются клеймами мастеров.
4. Деревообделочные промыслы в деревне
4.1 Плотничество
Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русский человек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать. Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезного действия и являлись как лесорубным, так и плотничным инструментом. Пила и долото в зодчестве деревни не употреблялись. Широкое применение в обработке дерева находило тесло — нечто вроде железной мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду, лодку, корыто.
4.2 Прядение
Важнейшей отраслью домашнего производства было изготовление тканей. Лен и конопля были распространены повсеместно. Овечья шерсть также была вполне доступным сырьем. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное (из розового шифера) колечко — «пряслень».
4.3 Ткачество
Пряжу ткали на ткацком стане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным и многоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой или набойкой. Конструкция ткацкого стана дожила в глухих углах почти до наших дней; судя по лингвистическим данным, в этом виде ткацкий стан существовал еще до эпохи Киевской Руси. К древней терминологии ткацкого дела относятся слова: ткать, сновать, основа, уток, бердо, вратило, кросно, мотовило и др. Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно, в каждой избе. Можно предположить, что изготовление ткацких станов производилось не каждым сельским жителем для себя, а было делом особых мастеров.
II. Ремесло в городе
1. Городское ремесло
1.1 Кузнечное дело
Обработка железа в городах древней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусством мастеров, большей разветвленностью этого ремесла.
Выплавка железа велась, судя по данным Райковецкого городища, в домнице более сложной конструкции, чем те, которые характерны для деревни.
Вполне возможно, что в более крупных городах домники не только отделились от кузнецов, но и перенесли свое производство за стены города, поближе к руде.
Инструменты городских кузнецов мало отличались от деревенских. Можно указать на увеличение их размеров (например, огромные кузнечные клещи из новгородской кузницы), вызванное потребностью в проковке больших предметов.
1.2 Изделия из железа
Ассортимент железных изделий в городе значительно шире, чем в деревне. К перечисленным в предыдущей главе предметам нужно добавить: стремена, шпоры, принадлежности обуви, путы с замком (для стреноживания коней), плети, раскроечные ножи, скобели, струги, сверл, пилы, ножницы, скрепленные штифтом, железные ковчежцы (ларцы) для ценностей, безмены, лодочные и щитные заклепки, кольчуги, шлемы, латы («железные патюрзи» — паперси, нагрудники), мечи, сабли, умбоны (средники щитов), дротики, замки и ряд других железных кованых вещей, назначение которых не всегда даже определимо.
1.3 Оружие
При изучении древнерусского оружия исследователи упорно принижали русскую культуру и старались доказать иноземное происхождение тех образцов вооружения, которые найдены в курганах древней. Впрочем, впредь до детального технологического исследования клинков древнерусских мечей, вопрос об их происхождении окончательно решен быть не может.
Средневековые мечи делались из тонких полос, свариваемых вместе, из проволочных сильно прокованных плетушек; эти железные полосы по краям оковывались сталью.
Иногда сталью прослаивались железные полосы, и все это вместе сваривалось ковкой при температуре красного каления. Лезвие клинка получало после такой обработки своеобразный волнистый узор.
После горячей
ковки сталь подвергалась закалке
или в воде (при этом весь клинок
закаливался равномерно) или же в
струе воздуха. На Кавказе известен
следующий способ закалки клинка:
раскаленный в горне меч
Драгоценнейшая часть имущества феодала — стальное оружие могло изготовляться русскими кузнецами. Русские шлемы, как, например, шлемы из Чернигова и Смоленска, объявленные буржуазными учеными кочевническими лишь потому, что они не похожи на норманнские, имеют довольно устойчивую форму и технику на протяжении нескольких столетий. Железный, обложенный серебром шлем князя Ярослава Всеволодовича (около 1215 г.), брошенный им на поле битвы, снабжен русской надписью и типичным русским чеканным орнаментом по серебру. По форме он очень мало отличается от более ранних шлемов. Шлемы склепывались из нескольких широких железных клиньев железными же заклепками. Для прочности иногда на шлем наклёпывалась полоса железа с ребристым выступом посредине и своеобразным кружевным узором (Гнездово, конец IX в.).
Почти каждый шлем имеет так называемую бармицу, т. е. кольчужную ткань, спускающуюся на плечи и предохраняющую шею от сабельных ударов и стрел. Такая бармица из мелких железных колец могла быть сделана только для каждого определенного шлема. Кольчужные бармицы мы видим на шлемах от IX до XIII в. Нижняя ниспадающая на плечи часть проволочной ткани оторачивалась медными кольцами (гнездовский шлем).
Для изготовления кольчуги требовалась кованая железная проволока и щипцы. Раскаленный кусок проволоки длиной в 2—4 см сгибался в кольцо, зацеплялся за соседние, уже готовые кольца и затем зажимался щипцами. Если зажима было недостаточно для сварки, то на место сварки наставлялся пунсон, по которому ударяли молотком.
2. Городские ювелиры
2.1 Традиции ювелирного дела
Рассмотрение
кузнечного дела уже показало тот
высокий технический уровень, которого
достигло городское ремесло в
древней Руси. Но подлинную виртуозность
русские мастера проявили в обработке
цветных и благородных
2.2 Обработка меди
В городе широко
применялись изделия из кованой
меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов
меди, специально выкованных по определенному
профилю, часто встречаются при
раскопках в древнерусских
2.3 Ковка и чеканка
Существенным
недостатком литейной техники вообще
является то, что этот способ изготовления
вещей требует большого количества
дорогого металла и сильно утяжеляет
изделие, так как отлить очень
тонкую вещь чрезвычайно трудно. Кроме
того, тонкая литая вещь очень хрупка,
тогда как ковка уплотняет
металл, делает его более прочным
и позволяет изготавливать
Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму. Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторые места менее прокованными, мастер достигал желаемого контура вещи. Иногда к чашам приковывался поддон, закруглялись края, а на венчик и тулово наносился чеканный орнамент. Вся эта работа могла потребовать от [ювелира, помимо обычной наковальни, дополнительных деревянных болванок и особых молотков с закругленными концами. Один такой молоток найден в Старой Рязани. Образцами кованой серебряной посуды может служить чара черниговского с чеканным орнаментом, подражающим зерни. Орнамент нанесен князя Владимира Давидовича, найденная в специальными пунсонами. столице Золотой Орды—Сарае.
2.4 Тиснение
В связи с техникой
выпуклой чеканки стоит вопрос и
о технике тиснения металла на
специальных матрицах. Эта техника
имеет очень старую традицию, восходящую
еще к скифской эпохе. На Руси она
не применялась до XI в., но в византийских
городах, например, в Херсонесе, часто
вместо выпуклой чеканки применялось
тиснение. Для этого отливали массивную
медную пластинку — матрицу с желаемым
рельефом, а затем накладывали на нее серебряную
пластинку и вдавливали серебро во все
углубления пластинки. Иногда поверх серебра
клали свинцовую пластинку и били молотком
по свинцу, благодаря чему серебро мягко
облегало рельеф матрицы.
2.5 Волоченье проволоки
Следующим разделом
ювелирной техники
2.6 Зернь и скань
Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.
Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.
2.7 Инкрустация и золочение
В большинстве
случаев инкрустация
2.8 Чернь
Действительно, изделия
с чернью и эмалью являются верхом
совершенства в искусстве древнерусских
ювелиров. Червь применялась
2.9 Эмаль
Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.
Информация о работе Развитие ремесла и городов в Киевской Руси