Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:58, доклад
Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, на зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.
ДОКЛАД
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Культура Киевской Руси
Особенности формирования древнерусской культуры
Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор – былины, сказки, обрядовые и лирические песни.
Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен – полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен – угро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.
Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, на зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.
Письменность, школьное образование. Летописи. Литература
Долгое время существовало мнение, что письмо на Руси пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют, что славянская письменность существовала еще в начале X в.:
После принятия христианства в IX в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI-XII вв. более 80 – богослужебные.
Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане – ремесленники, торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты – письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, а также граффити – надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.
Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи - погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Первая летопись появилась в конце Х в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.
Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написано монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость.
Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». В 1118 г. .при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т.п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.
Зодчество
Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль – башенки, терема, ярусы, переходы, резьба – перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу. Самая ранняя постройка Киева – церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина.
Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам. В соборе было много икон.
В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галиче, Пскове, Суздале. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом.
Искусство, музыка, устное народное творчество
Получила распространение и иконопись. Икона – это изображение на специально-обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», на которых изображены страсти божественные и людские.
Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр.
Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» - былины, особенно киевского героического цикла. Их герои – Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатеи, бояре.
Древнейший жанр русской музыки – обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты – бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи – певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны – сказатели и певцы «старин».
Быт и нравы Древней Руси
Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20-30 тысяч человек), деревнях (25-40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом – бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любая забава богатых – соколиная ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.
Одежда шилась из сукна или домотканого холста. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха – до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя – шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком, украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетенные шапки. Верхняя одежда – плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы – цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.
В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. В русском языке они изменили свое звучание: Иаков – Яков, Иосиф – Осип, Абрам, Иоанн – Иван. Княжеские имена стали календарными – Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище – Молчан, Оладья, Дурак.
Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.
Приложение
Глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.)
Азбуку на основе славянского письма, созданная Кириллом и Мефодием
Первая берестяная грамота, найденная в Новгороде
Церковь Богородицы-Десятинная в Киеве
Игрища в Киевской Руси
Мужской и женский костюмы Киевской Руси в Х веке
Литература
1. Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 640 с.