Развитие ремесла и городов в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:42, творческая работа

Краткое описание

Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое имело наибольшую территорию в тогдашней Европе. Её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город - Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.

Оглавление

Введение
I. Торгово-ремесленные поселения
II. Ремесла Древней Руси
III. Виды ремесел
I. Ремесло в деревне
1. Металлургия
2. Ювелирное дело на селе
3. Деревенское гончарное дело
4. Деревообделочные промыслы
II. Ремесло в городе
1. Городское ремесло
2. Городские ювелиры
3. Гончарное дело в городах
Вывод

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 48.00 Кб (Скачать)

 Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой  степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмаль называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета.

 3.      Гончарное дело в городах

 В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито  достаточно широко. Общеизвестно, что  один из концов Великого Новгорода  назывался Гончарским.

 Изделия городских  гончаров отличались от деревенских  большей тщательностью отделки  и большим разнообразием форм. Возможно, что в крупных городах, вроде Киева, существовал уже  в XI—ХШ вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары  применяли упомянутые ранее сложные  решетчатые штампы, глину для своих  изделий они отмучивали лучше. Городские  «керамельники» значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах. Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.

 Вывод

 1. Одним из  важнейших переломных моментов  в истории Киевской Руси является IX век, когда в дополнение к  существовавшим ранее техническим  приемам появились новые приемы  обработки железа и стали, появился  гончарный круг, пуансонная чеканка, выемчатая чернь, зернь и выемчатая эмаль (кеттлахского типа). Некоторые из них явились результатом тесных взаимоотношений с ирано-арабской культурой, другие же были развитием местных приднепровских навыков.

 2. Следующим периодом  расцвета была вторая половина  и особенно конец X столетия, когда  налаживается производство шлемов, кольчуг, на гончарных изделиях  появляются клейма мастеров, появляется  плоско-рельефная чеканка, волочение проволоки и филигрань. К концу столетия возникают три сопряженных между собой производства: эмаль, стекло и эмалевая полива на строительной декоративной керамике.

 Перенесение этих производств на киевскую почву, вероятно, связано с усилением русско-византийских отношений при Ольге и Владимире.

 Для IX-X вв. характерно ведущее значение Киева и других городов Среднего Приднепровья. Из более северных городов можно назвать лишь Смоленск. Новгород в это время еще не приобрел ведущего значения для северных областей.

 То новое, что  появилось во второй половине X в. в ремесленной технике, тесно связано с обслуживанием княжеского двора - от постройки дворца до вооружения княжеских дружинников. Совершенствовалось преимущественно придворное, вотчинное ремесло. Впрочем, наряду с ним существовало и свободное посадское ремесло.

 3. Примерно, в  середине XI столетия у различных  ремесленников появляется тенденция  к ускорению процесса производства, к его некоторой механизации  (кропотливая чеканка заменяется  штампованием на матрицах); литейщики,  озабоченные выпуском массовой  продукции, переходят к литью  в прочных и долговечных каменных  литейных формах.

 Наряду с этим стремлением к массовости продукции, охватившим и вотчинных ремесленников, некоторые группы мастеров переходят  к более точной обработке каждой отдельной вещи. Особенно выделяются новгородские ювелиры-чеканщики. Примерно в это же время в Киеве налаживается широкое производство замков и мечей  особого русского типа.

 4. Расцвет городского  ремесла наступает около середины XII в. и продолжается вплоть до самого татарского нашествия. Может быть, здесь сказалась большая полнота источников, но культура русских княжеств XII-XIII вв. предстает перед нами высокоразвитой, полнокровной, блещущей изобретательской мыслью, быстро совершенствующей свою технику.

 Даже в небольших  городах имеются сложные домницы для варки железа, несколько систем гончарных горнов. Культура растет и вширь, охватывая все большее число городов. В этом отношении показательно появление выделки кирпича и развитие каменного строительства во многих городах. Киев и Среднее Приднепровье, оставаясь высококультурными областями, перестают быть единственным средоточием культуры. Наряду с этими старыми центрами, на основе взаимосвязей с ними, возникает столь же сложное и разветвленное ремесло во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и др. городах.

 Наметившиеся  в прошлый период два направления  ремесла - массовое и индивидуальное - еще резче выступают теперь.

 Стремление к  массовости сказалось в совершенствовании  техники двухстороннего воскового  литья, в появлении басменного тиснения. Особенно интересно появление имитационных литейных форм, при помощи которых мастера сравнительно просто в широких масштабах воспроизводили в дешевом материале (бронзе) сложнейшие изделия придворных ремесленников.

 Техника изготовления многих предметов свидетельствует  о переходе ремесленников от работы на заказ к работе на рынок. Об этом же говорит и стандартность некоторых видов изделий (напр., железных замков).

 Мастера, работавшие на заказ, как бы соревнуясь с подражавшими им посадскими ремесленниками, усложняют  изделия, совершенствуют технику, добиваясь  виртуозного исполнения отдельных  вещей.  

 В отношении сложной  техники перегородчатой эмали русские  мастера стояли значительно выше своих западноевропейских современников.

 Изобретение техники  эмалевого пастилажа на керамике, а также способа нанесения  золотой амальгамы на медь, давшего  великолепные образцы своеобразной золотой графики, свидетельствует  о том, что творческая мысль русских  мастеров второй половины XII -начала XIII вв. опережала развитие техники передовых  стран Западной Европы, не знакомых с этими приемами. 

Информация о работе Развитие ремесла и городов в Киевской Руси