История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

Файлы: 1 файл

история киевская русь.docx

— 53.16 Кб (Скачать)

             

2

Киевская Русь IX-  XII вв.

              

             На территории Восточной Европы  существовало  государство Киевская Русь.  Начальный период образования государства нашел отражение только в летописи. Они писались, переписывались и дописывались в разное время. Так  что некоторые сюжеты истории выглядят как легенды.

           Согласно «Повести временных  лет» (начало XII века), создание мощного  русского государства на территории  Восточной Европы началось с  севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам. Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы. В первой половине IX века норманны, или викинги («варяги»), совершали опустошительные набеги на территории приморских стран. «Послал бог толпы свирепых язычников, — говорит английская хроника, — датчан, норвежцев, готов и шведов. Они опустошали грешную Англию от одного берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни женщин, ни детей». В 845 г. норманны разграбили селения по берегам Сены до Парижа; французский король Карл был вынужден уплатить 7 тысяч фунтов серебра, чтобы спасти Париж от разрушения. По-видимому, набегам норманнов подвергались и народы Восточной Европы. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде — мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске.

После смерти братьев Рюрик  стал княжить один, а своим дружинникам  раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда  умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

   Историю Киевского государства  обычно делят на два период. Первый-это время длительного  «собирания» земель. Он продолжался с 80-х гг. IX века до конца Х века.

Киевский князь Олег (882—912) согласно «Повести временных лет» «примучивает» (покоряет) уличей, тиверцев, древлян. Сын  Игоря и Ольги князь Святослав (964—972) покоряет вятичей. Наконец, при  Владимире I (980—1015) были окончательно покорены радимичи и вятичи. Второй период — это время существования  единого Киевского 3

 

3

государства, со времени  Владимира I до конца 20-х годов XII века, когда оно распалось на независимые княжества.

Во главе Киевского  государства стоял князь, который  именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди  равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников  и ближайшего окружения — крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати  Киева. Титул Великого князя передавался  по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно  власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными  наследниками и претендентами на роль князей в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После кончины Великого князя  киевский престол занимал старший  сын, а после его смерти по очереди  остальные сыновья. Это горизонтальный принцип наследования власти. Когда  после смерти князя Владимира  дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет  мне вместо отца». Однако киевский престол  из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям  старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало 

количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления  прежних.

          В государственной структуре  Киевской Руси наряду с монархической  ветвью власти имелась также  и демократическая, «парламентская»  ветвь — вече. На вече принимало  участие все население, кроме  рабов; бывали случаи, когда вече  заключало с князем договор,  «ряд». Иногда князей заставляли  присягать вече, особенно в Новгороде.  Основной силой, на которую  опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного  ополчения.

         Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники  сражались пешими и были вооружены  мечами и секирами. С Х века  дружина садится на коней, а  секиры заменяются позаимствованными от кочевников саблями. У дружинников были также луки, копья и круглые щиты. Щит изготавливался из ивовых прутьев, обшивался кожей. В центре он был укреплен металлическим выступом. В XI веке появляется каплевидный щит скандинавского происхождения. Он применялся для защиты всадника. Русские воины для защиты надевали перед боем доспехи (с XV века — кольчуги), для защиты головы использовался шлем («шелом»).

      

4

       Народное ополчение созывалось в случае больших военных походов или для отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысячник, назначаемый князем.

       Кроме  дружины и народного ополчения  для ведения военных действий  иногда привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).

      С момента  возникновения Киевской Руси  появляется и система обычного  права. Сущность законоположений  обычного права составляют: кровь  за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право  наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и обыске  и т. д. 

       Издавали  свои законы княгиня Ольга  и князь Владимир. При Ольге  было упорядочено взимание дани, приняты законы для руководства  административной деятельностью;  князь Владимир, видимо с целью  пополнения государственной казны,  попытался ввести штрафы за  убийства. Однако обычай кровной  мести был древней традицией,  и попытка Владимира окончилась  неудачей. Первый письменный свод  законов, «Русскую Правду», создал  Ярослав Мудрый. «Русская Правда»  регулировала общественные отношения.  Она включала 18 статей и целиком  была посвящена уголовному праву.

     «Правда» Ярослава  Мудрого во второй половине XI века была дополнена преемниками  князя. К XII веку относится появление  «Пространной Правды». 

     «Русская Правда»  предусматривала наказания за  побои, нанесение увечий, укрывательство  беглого раба, порчу оружия и  одежды. Смертная казнь как мера  наказания за преступление не  предусматривалась. За тяжелые  преступления конфисковали все  имущество виновного, изгоняли  из общины или лишали свободы.

       «Русская  Правда» говорит о различных  общественных сословиях того  времени. Большую часть населения  составляли свободные общинники  — «людины», или просто «люди». Они объединялись в сельскую  общину — «вервь». Вервь обладала  определенной территорией, в ней  выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения — смерды; это было несвободное или полусвободное население княжеского владения. Третья группа населения — рабы. Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы — позднее. «Русская Правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

        Рабство было двух видов — полное и неполное. Источники полного рабства: плен, самопродажа в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба и т. д. Неполные рабы,

                                                                       

5

«закупы», появились в XII веке. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернув долг.

      Довольно  большой группой населения Руси  были ремесленники и купцы.  Растущие города становились  центрами развития ремесла и  торговли. К XII веку насчитывалось  свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

       Имелись  и такие группы населения, как  «мужи» (дружинники) и «изгои» (люди, лишившиеся своего социального  статуса).

       Важнейшим  условием функционирования государства  являются налоги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с «дыма» — двора, «рала» — плуга, то есть с отдельных крестьянских хозяйств. В связи  
с этим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое значение — административно-фискальных округов. С именем княгини Ольги летопись связывает проведение в 946—947 гг. ряда мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: нормирование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани.

   Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредством «полюдья», то есть поездок княжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счет местного населения до тех пор, пока не соберут дани. Термин «полюдье» имел два значения: форма взыскания дани и кормление дружинников. Система «полюдья» постепенно сменяется системой «своза» — доставки дани в погост. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

   Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

    К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой

6

земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

  Ключом к пониманию социально-экономического  строя древнерусского государства  может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

  Киевская Русь славилась  своими городами. Неслучайно иностранцы  называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч,

Переяславль, Чернигов и др. сложились  на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

   В Киевской Руси получили  развитие более 60 видов ремесел  (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное,  ювелирное и др.). Продукция ремесленников  расходилась порою на десятки  и сотни километров вокруг  города и за рубеж.

   Политическую и социально-экономическую  жизнь славян древнерусского  государства дополняла и жизнь  духовная.

   Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся  энергично утверждать христианство  в государственном масштабе. По  его приказу жители Киева были  крещены в Днепре. По совету  христианских священников, в основном  выходцев из Болгарии и Византии, детей «лучших людей» передавали  духовенству для обучения грамоте,  христианским догматам и воспитанию  в христианском духе. Подобные  действия были осуществлены и  в других землях. На севере  страны, где оставались сильны  языческие традиции, попытки крещения  порою встречали трудности, приводили  к восстаниям. Так, для покорения  новгородцев потребовалась даже  военная экспедиция киевлян во  главе с дядей великого князя  Добрыней. И на протяжении ряда  последующих десятилетий и даже  веков в сельских местностях  существовало двоеверие – своеобразное  совмещение прежних 

Информация о работе История Киевской Руси