История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

Файлы: 1 файл

история киевская русь.docx

— 53.16 Кб (Скачать)

7

представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского  мировоззрения, мировосприятия.

   Принятие христианства имело  большое значение для дальнейшего  развития древнерусского государства.  Оно идеологически закрепляло  единство страны. Создавались условия  для полноправного сотрудничества  племен Восточно-Европейской равнины  в политической, торговой, культурной  областях с другими христианскими  племенами и народностями на  основе общих духовных и нравственных  принципов. Крещение на Руси  создало новые формы внутренней  жизни и взаимодействия с окружающим  миром, оторвало Русь от язычества  и магометанского Востока, сблизив  с христианским Западом.

    Христианство на Руси  было принято в восточном, византийском  варианте, позднее получившем название  – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

    Таким образом, Киевская  Русь считалась очень сильным  государством на протяжении более  двух веков.

Феодальная раздробленность на Руси

 

               Феодальная раздробленность-это период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленный усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной системы организации труда и воинской повинности.

                Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин, в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой.

           Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.

                Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных земле

 

8

владельцев  стремился к установлению различных  форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI - ХШ вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для их разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия

способствовали экономической  и социальной независимости от центральной власти крупных землевладельцев — бояр-вотчинников. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с Великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств. Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно в условиях возможного появления сильного противника.

        Внешне распад Киевской Руси  выглядел как раздел территории государства между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. Некоторые признаки политического раздробления Киевской Руси появились уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу «каждый да держит отчину свою»).

        На  некоторое время при князьях  Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом произошло новое возвышение Киева как общерусского центра. Эти князья сумели подавить сепаратистские устремления местных правителей, расправиться с внешним врагом — половцами. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее распадом на отдельные государства-княжества. После кончины Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств.

        В результате упадка Киева  в южной и юго-западной Руси  возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии Вла-

9

димиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной Руси— Новгородская боярская республика, из которой в XIII веке выделилась Псковская земля.

       Все эти княжества, за исключением  Новгорода и Пскова, унаследовали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим влиянием в княжествах пользовалось православное духовенство.

       Киевское  княжество. Киев сохранял положение  матери русских городов, оставаясь их церковным центром. Однако Киевское княжество переживало экономический кризис: набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по Днепру. На кипрский престол претендовали Владимиро-Суздальские князья. Один из них, Юрий Долгорукий; дважды захватывал власть в Киеве, но киевляне считали его чужаком. В мае 1157 года Юрий Долгорукий умер, и в день его похорон киевляне разгромили двор князя и перебили суздальцев. После этого сын Юрия, Андрей Боголюбский, который предъявил свои права на киевский престол, подступил к Киеву и разграбил его. С тех пор город окончательно потерял свое первенствующее положение среди городов России.

       Галицко-Волынское княжество находилось в местах, удобных для хозяйства и торговли. Оно граничило с Венгрией, Болгарией, контролировало торговый путь по Дунаю в центральную Европу. В конце ХП века Галицкое княжество объединилось с соседним — Волынским, и во главе Галицко-Волынского княжества встал Роман Мстиславич. В 1202 году Романа Мстиславича пригласили киевляне, и в его руках сосредоточилось уже три кцяжества — Галицкое, Волынское и Киевское. Однако после его смерти, в 1205 году, это государственное образование распалось.

       Новгородская земля. Новгород  занимал особое место в ряду других княжеств. Высшая

власть там принадлежала не князю, а вече, состоявшему из городской аристократии, крупных землевладельцев, богатых купцов и духовенства. Фактически власть находилась в руках городской аристократии: крупного боярства, богатого купечества, архиепископа. Политический строй Новгорода можно обозначить как аристократическую или феодальную республику. Вечепо своему усмотрению приглашало князя, функции которого сводились лишь к руководствугородским ополчением — и то под контролем совета господ и посадника (высшего должностного лица, фактического главы боярской республики). Еще в IX веке Новгород стал соперником Киева. По мере ослабления власти Киевских князей Новгород становился менее не зависимым от Киева.

      Новгород  контролировал территорию от  Балтики до Уральских гор, от  Белого моря до междуречья  Волги и Оки. Новгородская земля  славилась кузнечным, гончарным, кожевенным, ювелирным мастерством и т.д. Здесь раньше всего появились объединения крупных купцов, сформировалась кредитная система; в город приходили и иноземные

10

купцы: немецкий, готский  дворы. В торговлю включались бояре и представители церкви. Большое влияние приобрели бояре-землевладельцы: их земельные угодья давали пушнину, воск, сельскохозяйственную продукцию. Развитию хозяйства способствовало отсутствие разрушительных набегов кочевников: печенеги и половцы сюда не доходили. Но во внутренней жизни единства не было. Политическая система характеризовалась постоянной борьбой между боярами и посад-скими людьми.

     Владимиро-Суздальское  княжество. Возвышение Северо-Восточной Руси происходит уже при Владимире Мономахе. На Суздалыцине постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории финно-угорскими народами. Владимиро-Суздальская земля все более обживалась, по берегам рек возникали новые города — центры ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский — самым могущественным из русских князей.

     Политическую  значимость княжество приобрело  в ХП в., после того, как вокняжевшийся в Киеве Владимир Мономах прислал своего сына — Юрия Долгорукого — править этим краем. При Юрии бывшая далекая окраина превратилась в независимое княжество. Долгорукий много и успешно воевал — с Волжской Булгарией из-за торговых путей, с Новгородом, Киевом из-за престола.

      После Юрия на престол вступил  его сын — Андрей Юрьевич (1157 — 1574), получивший прозвище Боголюбского. Он стремился стать самовластием в северо-восточной Руси, чем были недовольны бояре. Родственники одного из казненных Андреем бояр организовали заговор и в 1174 г. Бого-любский был убит. На престол взошел брат Андрея — Михаил, но в 1177 г. он умер и на престол сел третий сын Юрия Долгорукого - Всеволод «Большое Гнездо» (1177 — 1212), который опирался в своей политике на служилых людей, будущее дворянство. Он вмешивался в дела Новгорода, завладел землями на киевщине, подчинил Рязанское княжество.

         В 1212 г. после смерти Всеволода  в княжестве вспыхнула междоусобица, которая завершилась в 1218 г. в окняжением младшего сына Всеволода - Юрия. Однако Владимиро-Суз-дальская земля была уже достаточно ослаблена и не смогла дать достойный отпор монголо-татарскому нашествию.

       Феодальная раздробленность Руси  существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.

    В итоге  она явилась на Руси закономерным  итогом политического и экономического  развития раннефеодального общества.

11

Общая характеристика европейского  
Средневековья (V-XVII вв.)

 

            Средневековое общество  Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его

гражданские права, то в Средневековой  Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье  – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом  дальней 

(внешней), а не ближний  (внутренней) торговли. Дальняя торговля  была ориентирована в основном  на высшие слои общества. Промышленность  в этот период существовала  в виде ремесла и мануфактуры.

            Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

            Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

             Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство,

Информация о работе История Киевской Руси