История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

С научной точки зрения термин История можно охарактеризовать как: Наука изучающая прошлое. Сегодня историей называют: Рассказ о прошлом, само последовательное развитие, изменение действительности. Основная задача истории отражать реальность прошлого в рамках определенных временных лет, речь идет о периодизации истории.

Файлы: 1 файл

Копия Ответы к вопросам.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Билет №1 

  1. История как  наука. Концептуально-методологические интерпретации истории России в  трудах отечественных историков
 
  1. Этногенез восточных славян (VI-VIII вв.). Автохтонная и миграционная теории
 

1)  С научной  точки зрения термин История  можно охарактеризовать как: Наука изучающая прошлое. Сегодня историей называют: Рассказ о прошлом,  само последовательное развитие, изменение действительности. Основная задача истории отражать реальность прошлого в рамках определенных временных лет, речь идет о периодизации истории. Периодизация истории – непосредственное деление истории на определенные временны этапы развития. Вернемся к понятию истории. Предмет истории не может быть определенным, история бывает экономическая, политическая, социальная, демографическая, а так же история страны, семьи, личности, города, завода. Интерпретация истории всегда разная, ключевую роль здесь играет идеология государства, мировоззрение и интересы самого историка.

    Одни из выдающихся историков России такие как Татищев, Карамзин, Соловьев и Ключевский, предлагали свою интерпретацию, а так же периодизацию истории России.

    Например Татищев  в своем труде «История России с самых древнейших времен» предлагает нам свое деление временных этапов в Российской истории:

    - Единовластие (862-1132)

    - Аристократия  удельного периода (1132-1462)

    - Восстановление  монархии (1462-1505)

    В то время  как Карамзин в своем произведении «История Государства Россйского»  положил в основу свою периодизацию отечественной истории:

    - Введение  Монархии (862-1015)

    - Угасание самодержавия (1015-1238)

    - Государственное  возрождение России (1462-1533)

    - Царское единовластие (1533-1598)

    - Смутное время  (1598-1613)

    Историк Соловьев, выделял несколько крупных разделов в отечественной истории:

    - Господство  родового строя

    - Вступление России в систему Европейских государств

    - Новый период  истории России 

2)  Устоявшееся  в исторической науке представление  о том, что славянские народы  когда то имели общих предков,  которые позднее расселились  по территории Западной, Южной  и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» «Повесть временных лет» называет полтора десятка племенных княжений, которые представляли собой союз 100-200 племен, объединявшихся вокруг наиболее сильного. Он и давал название всему союзу: Поляне, Древляне, Дреговичи, Радимичи,  Вятичи и другие. 
 
 
 
 
 

    Проблемы  происхождения Древнерусского государства. Норманнская  и антинорманнская  теории.

Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно  ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов) 

Древняя летопись "Повесть  временных лет", автором которой  был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, сообщает, что новгородские старейшины пригласили на княжение варягов-скандинавов, сказав им: "Земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами". 

в отечественной  историографии имеются две противоположные  друг другу концепции происхождения  государства на Руси. Старая классическая норманнистика, основоположниками которой принято считать работавших в России немецких ученых Г.З. Байера (1694 - 1738) и Г.Ф. Миллера (1705 - 1783), преувеличивала роль скандинавских воинов в столь сложном процессе, каковым является государство - образование. Сама концепция в целом сводилась к тому, что государственность и цивилизация вообще были принесены диким и неспособным к самостоятельному развитию славянским племенам скандинавами. В подтверждении этого тезиса развивались теории о широкой скандинавской экспансии или колонизации в Восточной Европе, сыгравшей доминирующую роль в складывании древнерусской государственности. Немцы смогли весьма обоснованно доказать финское происхождение термина "Русь", что означает "грести", а следовательно, слово это могли принести воины-гребцы.

    Другая  историографическая традиция - антинорманнская теория - обязана своим появлением М.В. Ломоносову (1711 - 1765). Им была сделана попытка отстоять славянское происхождение Рюрика, а объяснение термина "Русь" найти в славянской топонимике. Таким образом М.В. Ломоносов стремился создать патриотическую концепцию истории Отечества. Антинорманнская теория имела много последователей. В советский период ученые - историки, руководствуясь марксистско-ленинской теорией образования государства, на основе анализа всех видов источников (лингвистических, археологических и т. д.) доказали, что Древнерусское государство возникло на основе прежде всего внутреннего развития восточнославянского мира как результат определенных социальных и хозяйственных сдвигов в ходе генезиса классового общества.

к середине X в. завершается  период становления Древнерусского государства. К этому времени  оно становится крупнейшим из известных  тогда государств Восточной Европы наряду с Византийской империей и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и не однократно побеждавшим их в открытой борьбе. 
 
 

    Социально-экономическое  и политическое развитие Киевской Руси.

    Олег  — первая исторически достоверная  и самая крупная личность среди  киевских князей.

    С правления Олега (879-912 гг.) начинается подлинная история Киевского государства.

    Историческая  роль Олега заключается, прежде всего, в том, что при нем Киев стал центром 

    объединения славянских племен.

    Из  города местного значения Киев превратился в центр крупного государства.

    Говоря  современным языком, Олег проводил активную внешнюю политику. Он нанес удар по Хазарскому государству и перестал платить дань хазарам. На границе со степью он устроил укрепленные пункты, городки. Но главным его делом были походы на Византию и развитие отношений с нею. ,

    в 945 г. произошло восстание древлян, в результате которого во время сбора дани дружина Игоря была перебита, а сам князь — казнен. (После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам).

    При Святославе (964—972 гг.), сыне Ольги и  Игоря, возрос международный престиж Киева. К концу второй половины Х в. процесс централизации Киевского государства был завершен.

    Княжением Святослава завершается период становления  Древнерусского государства. В середине Х в. оно становится крупнейшим из известных тогда государств Восточной Европы наряду с Византией и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и неоднократно побеждавшим их в открытой борьбе. Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами. Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. С объединением Руси и усилением военной мощи Киевского государства повышалась безопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые пути и выгодные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили ее могущество. 
 
 
 

    Анализ  социально-политических структур Древней  Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в той или иной степени влияли на общественное развитие:

  1. государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, "милостниками" и другими административными агентами;
  2. боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины;
  3. городское народное самоуправление в лице "старцев градских" и вече.

    В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности  
 
 

    Крещение  Руси: духовно-религиозный  и политический аспект. 
     

    При Владимире произошло крупнейшее событие в русской истории  — Русь приняла христианство. В  Х в. язычество господствовало среди  большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун.

    Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав  оставался язычником и подвергал  гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон  языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. 

    Существует  несколько преданий о крещении Руси.

    Первое. Выбор Владимиром истинной веры.

    Владимир  разослал послов в разные страны, чтобы  удостовериться в преимуществах  той или иной веры.

 Из  многих религий Владимир, таким  образом, выбрал лучшую и истинную веру. 

Второе. Личный интерес князя, который задумал жениться на родственнице византийских императоров Анне. Но христианка не могла выйти замуж за язычника. 

    Третье. Церковная версия рассматривает крещение Владимира как следствие глубокого нравственного переворота в воззрениях и жизни киевского князя, до этого погрязшего в разврате, виновного во многих злодеяниях.

    у Владимира  было пять жен; убив своего брата Ярополка, он захватил Киевский стол и отобрал  его жену-гречанку. Полоцкую княжну Рогнеду (мать Ярослава Мудрого) он взял силой, без ее согласия, убив отца Рогволода и его сыновей. Владимиру приписывают также наличие гарема, где содержалось 800 наложниц. И вот этому великому грешнику был глас божий, на него снизошло какое-то одухотворение, и он принял новую веру и нравственно переменился. 
     

    Четвертое. Легенда об апостоле Христа Андрее Первозванном, который во время одного из своих путешествий из Византии в Балтийское море оказался на высоком холме у Днепра, на месте, где потом возник Киев. Андрей проповедовал среди местных жителей новую веру и в знак памяти поставил на этом месте деревянный крест. В XVIII в. здесь была построена церковь Андрея Первозванного по проекту архитектора Растрелли. 
     

    Можно выделить следующие причины, которые  обусловили принятие Русью христианства:

  • во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
  • во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
  • в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
  • в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
  • в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
 

    В 988 г. Владимир приказал уничтожить языческих  идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. 

    Ислам был отвергнут из-за того, что  у славян восприятие феномена бога разное. Кроме того, присущие мусульманству  бытовые ограничения (запрет на спиртные напитки, ограничения в еде и т.д.) тоже стали причиной отказа в принятии ислама.  Немаловажен и политический аспект, выражающийся в победе Святослава над мусульманской Волжской Булгарией, которая показала свою политическую, экономическую слабость.

    И иудаизм тоже не мог стать религией для Киевской Руси. Иудаизм являлся религией только одного народа, объявившего себя богоизбранным, которое могло означать, что другие народы, пришедшие в лоно иудаизма позже них, автоматически могли стать людьми второго сорта в отношении «богоизбранных». В социально-экономическом плане неприятие русскими иудаизма было вызвано неодобрительным отношением к ростовщичеству, что является характерным занятием для иудеев. И в политическом аспекте не существовало предпосылок для сближения с иудаизмом. Это выражалось в том, что и иудейский Хазарский каганат тоже был разбит Святославом, и к тому же евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. 
 
 

    Децентрализация Киевской Руси. Основные политический и экономические  центры. 

    Феодальная  раздробленность - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя.

Информация о работе История Киевской Руси