Во второй половине
XIX в. завершился процесс дифференциации
общественно-политических интересов,
сложились политические направления,
которые сохранялись на исторической
арене вплоть до 1917 г.
Политическая
партия - наиболее активная и организованная
часть общественного слоя или класса,
выражающая и формулирующая как его интересы,
так и представления о путях развития
общества.
Все
политические партии
начала XX в. в соответствии с их видением
перспектив будущего России можно разделить
на три направления: социалистические,
либеральные, традиционалистско-монархические.
Ведущие
политические партии
России в начале XX в.
|
Социалистические
|
Либеральные
|
Традиционалистско-монархические |
Названия
|
Российская
социал-демократическая рабочая
партия (РСДРП, эсдеки), Партия социалистов-революционеров
(П.С.Р., эсеры). |
Констиуционно-демократическая
партия (кадеты), "Союз 17 октября"
(октябристы). |
"Союз русского
народа", "Союз Михаила Архангела"
(черносотенные организации)
|
Количество
членов в названных партиях
|
РСДРП (1907 г.): большевики
– 46 тыс., меньшевики – 100 тыс.; П.С.Р.: 50-65
тыс. |
Кадеты (1906 г.): 50
- 100 тыс.; октябристы (1906 г.): 50-60 тыс.
|
Свыше 400 тыс. Николай
II – почетный член партии. |
Чьи интересы
выражают программы партий |
Рабочих, крестьян,
представителей угнетенных народов.
|
Буржуазии, части
помещиков, части чиновничества, средних
слоев города, либеральной интеллигенции.
|
Помещиков, духовенства,
части крупной буржуазии и
средних слоев города, части крестьян.
|
Главные
политические цели |
Уничтожение самодержавия
и эксплуатации трудящихся, основа
которой – частная собственность,
победа социализма. |
Создание условий
для защиты прав и свобод граждан,
политических и экономических (частная
собственность). |
Сохранение
и укрепление самодержавия. |
Основные
требования |
Республика, предоставление
политических прав и свобод гражданам,
решение аграрного вопроса в пользу крестьян,
установление восьмичасового рабочего
дня, решение национального вопроса.
|
Ограничение монархии
представительным органом и конституцией,
предоставление прав и свобод гражданам,
развитие рыночной экономики, защита интересов
предпринимателей. |
Отказ от реформ,
сохранение традиционных устоев российского
общества, борьба с врагами самодержавия
и православия. |
Главные
методы деятельности |
Революционные,
вплоть до применения индивидуального
террора (П.С.Р.). |
Парламентские
|
Использование
насильственных (подавление выступлений,
погромы) и ненасильственных (Дума,
печать, школа) методов борьбы против
остальных партий. Опора на государственные
органы насилия. |
|
Зарождение
первой российской многопартийности
имело ряд особенностей:
- первые политические
партии (национальной и социалистической
ориентации) возникли еще до начала революции
1905 – 1907 гг.; партии либеральной и традиционалистско-монархической
направленности образовались в ходе революции;
- ни одна из
партий не миновала таких явлений, как
расколы, размежевание, дробление, слияние;
- в относительно
короткий срок сформировался развитый
партийный спектр, отражавший многообразие
социально-политических интересов; при
этом преобладали политические образования,
выступление против западных ценностей
(консерваторы, неонародники, социал-демократы);
- наблюдался
быстрый рост числа партий за короткий
промежуток времени: к 1917 г. насчитывалось
свыше 100 политических партий, из которых
около 50 были крупными и носили общероссийский
характер, остальные – национальный;
- формирование
политических партий шло не "снизу"
путем выделения из классов или социальных
групп наиболее активных членов для отстаивания
общих социальных и политических интересов,
а под влиянием представителей фактически
одного социального слоя – интеллигенции,
которая поделила между собой сферы представительства
интересов почти всех групп российского
населения. Поэтому неслучайно, что состав
не только руководства, но и рядовых членов
партий был по преимуществу интеллигентским;
- некоторые
политические партии и организации (эсеры
и черносотенцы) широко применяли насилие
в борьбе за изменение общества (террор);
главной причиной использования столь
радикальных методов был деспотизм государственной
власти, слабо поддающейся каким-либо
изменениям.
Изменения
в государственном
и политическом строе
империи после
первой русской революции.
Опыт российского
парламентаризма.
Начавшаяся
в стране в 1905 г. революция заставила
правительство пойти на некоторые политические
уступки.
В
дни московского
вооруженного восстания (декабрь 1905
г.) был издан указ о выборах в Государственную
думу, которая избиралась на 5 лет.
Прошедшие
в феврале –
марте 1906 г. выборы в I Государственную
думу показали расстановку политических
сил в стране: победу одержали кадеты,
получившие 34 % общего числа (448) депутатских
мест.
Опыт
российского парламентаризма
|
I
Дума |
II
Дума |
III
Дума |
IV
Дума |
Избирательный
закон, на основании которого избрана
Дума |
"Положение
о выборах в Государственную Думу"
от 6 августа 1905 г. и дополнительный избирательный
закон от 11 декабря 1905 г. Многоступенчатая
сословно-куриальная система, избирательное
право не всеобщее, не равное, не прямое
|
Избирательный
закон от 3 июня 1907 г. Избирательные
права крестьян и рабочих дополнительно
урезаны в пользу помещиков. |
Время
работы |
Апрель –
июль 1906 г. Распущена. |
Февраль – июнь
1907 г. Распущена. |
Ноябрь 1907 г. –
июнь 1912 г. |
Ноябрь 1912 г. –
февраль 1917 г. Распущена. |
Председатель
Думы |
Муромцев С.А.,
кадет. |
Головин Ф.А., кадет.
|
Октябристы
Хомяков Н.А. (до 02.1910 г.); Гучков А.И. (до
03.1911 г.); Родзянко М.А. |
Родзянко М.А.,
октябрист. |
Думское
большинство |
Кадеты (153) – 34
%, трудовая группа (107) – 24 % |
Трудовая группа
(104), кадеты (98) |
Октябристы (154),
правые (147), кадеты (54). Возможны были два
большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское
|
Правые (85), октябристы
(98), кадеты (59), прогрессисты (48). Возможны
были два большинства – правооктябристское
и октябристско-кадетское |
Проблемы,
вызвавшие наиболее острые противоречия
в самой Думе и между Думой и правительством
|
Аграрный вопрос.
Земельная комиссия одобрила принцип
принудительного отчуждения частных
земель, правительство отказалось нарушить
право собственности помещиков
на землю. Дума выступила с прямым обещанием
к народу, что стало предлогом для ее роспуска.
|
Аграрный вопрос.
Проекты кадетов и трудовиков
предусматривали отчуждение частных
земель в противовес аграрной реформе
Столыпина. Предлог для роспуска
Думы – обвинение социал-демократической
фракции в подготовке военного мятежа
и требование лишить ее членов депутатской
неприкосновенности. |
Оппозиция преобразованиям
Столыпина, особенно реформам местного
управления, спор по поводу введения бессословных
земств в западных губерниях. Национальный
вопрос. Рабочий вопрос. |
Особая активность
буржуазных фракций, предложивших либеральные
законопроекты. Левые фракции критиковали
аграрную, экономическую, национальную,
рабочую политику. Остро стоял
вопрос о бюджете. С 1915 г. растет оппозиция
к царю, его окружению из-за неудач в войне
и распутинщины. Идея создания правительства
с опорой на думское большинство. |
Политические
итоги деятельности Думы. |
В революционной
стране монархия не смогла сформулировать
"послушную" Думу. В свою очередь,
Дума не смогла инициировать радикальную
аграрную реформу. Первый опыт российского
парламентаризма. |
Правящим кругам
стало ясно, что крестьянство перестало
быть надежной опорой власти. Левые
продолжали борьбу за решение аграрного
вопроса в пользу крестьянства. Выход
был найден в изменении избирательного
закона. |
Правое большинство
заблокировало процесс реформирования
страны, борясь с любыми прогрессивными
начинаниями. |
Представители
буржуазии в Думе внесли свой вклад
в ослабление монархии. Однако Дума
не смогла возглавить общество в период
политического кризиса. |
|
В феврале –
марте 1906 г. структура власти в России
была уточнена, что представляло самодержавию
способ сосуществования с Думой.
Появление в
стране первого парламента – Государственной
думы, несмотря на значительные ограничения
в ее деятельности, было огромным шагом
в превращении абсолютной монархии в монархию
ограниченную, конституционную.
В
отечественной исторической литературе
есть несколько точек зрения на характер
и результаты изменений, произошедших
в Российском государстве в ходе первой
русской революции 1905 – 1907 гг.:
- в России
шло становление конституционной монархии,
создавался дуалистический (т.е. двойственный,
сочетающий самодержавие и парламент)
тип конституционного государства;
- в законодательном
механизме самодержавия в 1907 – 1914 гг. Государственная
дума и Государственный совет занимали
значительное место, но законодательными
органами в полном смысле слова их назвать
нельзя.
- государство
отказалось от важнейших прерогатив –
неограниченного права законодательства
и автономного распоряжения государственным
бюджетом. Это была парламентская альтернатива
развития России, реальное ограничение
самодержавия;
- царский режим
после революции 1905 г. фактически представлял
собой мнимый конституционализм. Формы
западноевропейского монархического
конституционализма были использованы
для легитимации (т.е. придания законного
права на существование) самодержавия.
Правительство
опасалось, что роспуск I Государственной
думы приведет к волнениям, однако этого
не произошло. 178 депутатов уехали в Выборг,
где выразили свое несогласие с действиями
официальных властей и приняли воззвание,
в котором призвали народ к кампании государственного
неповиновения: неуплате налогов, отказу
от призыва на военную службу и другим
акциям.
Петр
Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911). Его деятельность
началась в условиях обострения революционных
событий в стране летом 1906 г. Проанализировав
обстановку в России, он опубликовал правительственную
программу реформ, в которой определялись
две основные задачи правительства:
- успокоить
страну путем введения чрезвычайных мер
и даже объявления в некоторых районах
империи военного положения с введением
военно-полевых судов;
- немедленно,
не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение
аграрной реформы.
В феврале
1907 г. начала свою работу II Государственная
дума, как и предыдущая, оказалась
в непримиримой оппозиции к правительству,
отказавшись принять столыпинский
проект решения аграрного вопроса.
В
целом особенности развития российского
парламентаризма начала XX в. можно свести
к следующим положениям:
- эволюция
Государственной думы шла по линии постепенного
сползания вправо (весьма показательным
в этом отношении является изменение партийно-классового
состава Думы всех созывов);
- за все время
своего существования Государственная
дума так и не смогла стать по-настоящему
самостоятельным законодательным учреждением,
поскольку не имела финансовой самостоятельности;
- влияние Думы
на общественно-политические процессы
в стране было недостаточным, поэтому
в дни Февральской (1917) революции она не
смогла спасти монархию даже своими попытками
сделать ее конституционной.
В результате
государственного переворота 3 июня 1907
г. в России установилась т.н. "третьиюньская"
политическая система
("третьиюньская монархия"). Обнародованный
3 июня 1907 г. новый избирательный закон
значительно ограничивал представительство
в Государственной думе для основной массы
населения России.
III Государственная
дума вошла в историю,
как "октябристский
маятник".
III
Государственная
дума была самой
"угодной" для
самодержавия и
просуществовала
весь отведенный
ей по закону
пятилетний срок,
проведя 621 заседание.
Вместе
с тем III Дума занималась
и рядом важных
вопросов, поставленных
в ходе революции 1905
– 1907 гг.: рабочим, национальным,
аграрным.
П.А. Столыпин
выступал за проведение социальных
и политических реформ, направленных
на "модернизацию" России, развитие
ее экономики и культуры, что в конечном
счете позволило бы ей занять достойное
место среди наиболее развитых держав
мира. 16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной
думе со своей политической декларацией,
изложив программу расширения и переустройства
местного самоуправления, развития просвещения,
обеспечения неприкосновенности личности.
Аграрная
реформа должна была повлечь за собой
усиленный рост промышленности, подкрепленный
развитием внутреннего рынка.