История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

С научной точки зрения термин История можно охарактеризовать как: Наука изучающая прошлое. Сегодня историей называют: Рассказ о прошлом, само последовательное развитие, изменение действительности. Основная задача истории отражать реальность прошлого в рамках определенных временных лет, речь идет о периодизации истории.

Файлы: 1 файл

Копия Ответы к вопросам.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Во второй половине XIX в. завершился процесс дифференциации общественно-политических интересов, сложились политические направления, которые сохранялись на исторической арене вплоть до 1917 г. 

Политическая  партия - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая и формулирующая как его интересы, так и представления о путях развития общества.

Все политические партии начала XX в. в соответствии с их видением перспектив будущего России можно разделить на три направления: социалистические, либеральные, традиционалистско-монархические. 

    Ведущие политические партии России в начале XX в. 

          Социалистические     Либеральные     Традиционалистско-монархические
Названия  Российская  социал-демократическая рабочая  партия (РСДРП, эсдеки), Партия социалистов-революционеров (П.С.Р., эсеры). Констиуционно-демократическая партия (кадеты), "Союз 17 октября" (октябристы). "Союз русского  народа", "Союз Михаила Архангела" (черносотенные организации) 
Количество  членов в названных партиях  РСДРП (1907 г.): большевики – 46 тыс., меньшевики – 100 тыс.; П.С.Р.: 50-65 тыс. Кадеты (1906 г.): 50 - 100 тыс.; октябристы (1906 г.): 50-60 тыс. Свыше 400 тыс. Николай II – почетный член партии.
Чьи интересы выражают программы партий Рабочих, крестьян, представителей угнетенных народов. Буржуазии, части  помещиков, части чиновничества, средних слоев города, либеральной интеллигенции. Помещиков, духовенства, части крупной буржуазии и  средних слоев города, части крестьян.
Главные политические цели Уничтожение самодержавия и эксплуатации трудящихся, основа которой – частная собственность, победа социализма. Создание условий  для защиты прав и свобод граждан, политических и экономических (частная  собственность). Сохранение  и укрепление самодержавия.
Основные  требования Республика, предоставление политических прав и свобод гражданам, решение аграрного вопроса в пользу крестьян, установление восьмичасового рабочего дня, решение национального вопроса. Ограничение монархии представительным органом и конституцией, предоставление прав и свобод гражданам, развитие рыночной экономики, защита интересов предпринимателей. Отказ от реформ, сохранение традиционных устоев российского  общества, борьба с врагами самодержавия и православия.
Главные методы деятельности Революционные, вплоть до применения индивидуального  террора (П.С.Р.). Парламентские Использование насильственных (подавление выступлений, погромы) и ненасильственных (Дума, печать, школа) методов борьбы против остальных партий. Опора на государственные  органы насилия.
 

    Зарождение  первой российской многопартийности имело ряд особенностей:

  1. первые политические партии (национальной и социалистической ориентации) возникли еще до начала революции 1905 – 1907 гг.; партии либеральной и традиционалистско-монархической направленности образовались в ходе революции;
  2. ни одна из партий не миновала таких явлений, как расколы, размежевание, дробление, слияние;
  3. в относительно короткий срок сформировался развитый партийный спектр, отражавший многообразие социально-политических интересов; при этом преобладали политические образования, выступление против западных ценностей (консерваторы, неонародники, социал-демократы);
  4. наблюдался быстрый рост числа партий за короткий промежуток времени: к 1917 г. насчитывалось свыше 100 политических партий, из которых около 50 были крупными и носили общероссийский характер, остальные – национальный;
  5. формирование политических партий шло не "снизу" путем выделения из классов или социальных групп наиболее активных членов для отстаивания общих социальных и политических интересов, а под влиянием представителей фактически одного социального слоя – интеллигенции, которая поделила между собой сферы представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому неслучайно, что состав не только руководства, но и рядовых членов партий был по преимуществу интеллигентским;
  6. некоторые политические партии и организации (эсеры и черносотенцы) широко применяли насилие в борьбе за изменение общества (террор); главной причиной использования столь радикальных методов был деспотизм государственной власти, слабо поддающейся каким-либо изменениям.

    Изменения в государственном  и политическом строе  империи после  первой русской революции. Опыт российского  парламентаризма.

 

Начавшаяся  в стране в 1905 г. революция заставила правительство пойти на некоторые политические уступки.

В дни московского  вооруженного восстания (декабрь 1905 г.) был издан указ о выборах в Государственную думу, которая избиралась на 5 лет.

Прошедшие в феврале –  марте 1906 г. выборы в I Государственную думу показали расстановку политических сил в стране: победу одержали кадеты, получившие 34 % общего числа (448) депутатских мест. 
 
 
 
 
 
 
 

    Опыт  российского парламентаризма 

          I Дума     II Дума     III Дума     IV Дума
Избирательный закон, на основании которого избрана  Дума "Положение  о выборах в Государственную Думу" от 6 августа 1905 г. и дополнительный избирательный закон от 11 декабря 1905 г. Многоступенчатая сословно-куриальная система, избирательное право не всеобщее, не равное, не прямое Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Избирательные  права крестьян и рабочих дополнительно урезаны в пользу помещиков.
Время работы Апрель –  июль 1906 г. Распущена. Февраль – июнь 1907 г. Распущена. Ноябрь 1907 г. –  июнь 1912 г. Ноябрь 1912 г. –  февраль 1917 г. Распущена.
Председатель  Думы Муромцев С.А., кадет. Головин Ф.А., кадет. Октябристы  Хомяков Н.А. (до 02.1910 г.); Гучков А.И. (до 03.1911 г.); Родзянко М.А. Родзянко М.А., октябрист.
Думское большинство  Кадеты (153) – 34 %, трудовая группа (107) – 24 % Трудовая группа (104), кадеты (98) Октябристы (154), правые (147), кадеты (54). Возможны были два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское Правые (85), октябристы (98), кадеты (59), прогрессисты (48). Возможны были два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское 
Проблемы, вызвавшие наиболее острые противоречия в самой Думе и между Думой и правительством Аграрный вопрос. Земельная комиссия одобрила принцип  принудительного отчуждения частных  земель, правительство отказалось нарушить право собственности помещиков  на землю. Дума выступила с прямым обещанием к народу, что стало предлогом для ее роспуска. Аграрный вопрос. Проекты кадетов и трудовиков предусматривали отчуждение частных  земель в противовес аграрной реформе  Столыпина. Предлог для роспуска Думы – обвинение социал-демократической фракции в подготовке военного мятежа и требование лишить ее членов депутатской неприкосновенности. Оппозиция преобразованиям  Столыпина, особенно реформам местного управления, спор по поводу введения бессословных земств в западных губерниях. Национальный вопрос. Рабочий вопрос. Особая активность буржуазных фракций, предложивших либеральные  законопроекты. Левые фракции критиковали  аграрную, экономическую, национальную, рабочую политику. Остро стоял  вопрос о бюджете. С 1915 г. растет оппозиция к царю, его окружению из-за неудач в войне и распутинщины. Идея создания правительства с опорой на думское большинство.
Политические  итоги деятельности Думы. В революционной  стране монархия не смогла сформулировать "послушную" Думу. В свою очередь, Дума не смогла инициировать радикальную аграрную реформу. Первый опыт российского парламентаризма. Правящим кругам стало ясно, что крестьянство перестало  быть надежной опорой власти. Левые  продолжали борьбу за решение аграрного  вопроса в пользу крестьянства. Выход был найден в изменении избирательного закона. Правое большинство  заблокировало процесс реформирования страны, борясь с любыми прогрессивными начинаниями. Представители буржуазии в Думе внесли свой вклад  в ослабление монархии. Однако Дума не смогла возглавить общество в период политического кризиса.
 
 

В феврале –  марте 1906 г. структура власти в России была уточнена, что представляло самодержавию способ сосуществования с Думой.

Появление в  стране первого парламента – Государственной  думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституционную.

    В отечественной исторической литературе есть несколько точек зрения на характер и результаты изменений, произошедших в Российском государстве в ходе первой русской революции 1905 – 1907 гг.:

  1. в России шло становление конституционной монархии, создавался дуалистический (т.е. двойственный, сочетающий самодержавие и парламент) тип конституционного государства;
  2. в законодательном механизме самодержавия в 1907 – 1914 гг. Государственная дума и Государственный совет занимали значительное место, но законодательными органами в полном смысле слова их назвать нельзя.
  3. государство отказалось от важнейших прерогатив – неограниченного права законодательства и автономного распоряжения государственным бюджетом. Это была парламентская альтернатива развития России, реальное ограничение самодержавия;
  4. царский режим после революции 1905 г. фактически представлял собой мнимый конституционализм. Формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы для легитимации (т.е. придания законного права на существование) самодержавия.
 
 

Правительство опасалось, что роспуск I Государственной  думы приведет к волнениям, однако этого не произошло. 178 депутатов уехали в Выборг, где выразили свое несогласие с действиями официальных властей и приняли воззвание, в котором призвали народ к кампании государственного неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и другим акциям. 

    Петр  Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911). Его деятельность началась в условиях обострения революционных событий в стране летом 1906 г. Проанализировав обстановку в России, он опубликовал правительственную программу реформ, в которой определялись две основные задачи правительства:

  1. успокоить страну путем введения чрезвычайных мер и даже объявления в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов;
  2. немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение аграрной реформы.
 

В феврале 1907 г. начала свою работу II Государственная  дума, как и предыдущая, оказалась  в непримиримой оппозиции к правительству, отказавшись принять столыпинский проект решения аграрного вопроса. 

    В целом особенности развития российского парламентаризма начала XX в. можно свести к следующим положениям:

  1. эволюция Государственной думы шла по линии постепенного сползания вправо (весьма показательным в этом отношении является изменение партийно-классового состава Думы всех созывов);
  2. за все время своего существования Государственная дума так и не смогла стать по-настоящему самостоятельным законодательным учреждением, поскольку не имела финансовой самостоятельности;
  3. влияние Думы на общественно-политические процессы в стране было недостаточным, поэтому в дни Февральской (1917) революции она не смогла спасти монархию даже своими попытками сделать ее конституционной.
 
 
 
 

    Стабилизационная  политика и реформы  П.А. Столыпина.  
     

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась т.н. "третьиюньская" политическая система ("третьиюньская монархия"). Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон значительно ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России.

     III Государственная  дума вошла в историю, как "октябристский маятник".

III Государственная  дума была самой  "угодной" для  самодержавия и  просуществовала  весь отведенный  ей по закону  пятилетний срок, проведя 621 заседание.

    Вместе  с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905 – 1907 гг.: рабочим, национальным, аграрным.  

П.А. Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира. 16 ноября 1907 г. он выступил в Государственной думе со своей политической декларацией, изложив программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности. 

Аграрная  реформа должна была повлечь за собой  усиленный рост промышленности, подкрепленный  развитием внутреннего рынка.

Информация о работе История Киевской Руси