История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

С научной точки зрения термин История можно охарактеризовать как: Наука изучающая прошлое. Сегодня историей называют: Рассказ о прошлом, само последовательное развитие, изменение действительности. Основная задача истории отражать реальность прошлого в рамках определенных временных лет, речь идет о периодизации истории.

Файлы: 1 файл

Копия Ответы к вопросам.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

    Наряду  с плановой эвакуацией шла и стихийная: люди бежали от наступавших немцев на попутных машинах, повозках, преодолевали многие сотни километров пешком. Нередко ситуация усугублялась тем, что эвакуация населения из прифронтовой полосы без соответствующего распоряжения ГКО запрещалась. Тогда при приближении нацистов начиналось беспорядочное повальное бегство.

Самым тяжелым  временем для советской экономики  оказались вторая половина 1941 г. и  начало 1942 г., когда значительная часть  эвакуированных предприятий еще  не успели вновь развернуть производство.

    На  новом месте предстояло возвести производственные корпуса, смонтировать оборудование, подключить коммуникации, наладить быт рабочих и их семей. Всё это необходимо было сделать в кратчайшие сроки, чтобы как можно быстрее начать выпуск продукции для фронта.

Со второй половины 1942 г. развернулось и новое капитальное строительство в восточных районах. За три года было построено более 200 доменных и мартеновских печей, 56 прокатных станов, 67 коксовых батарей.

Война вызвала  огромный патриотический подъем, позволивший  выдвинуть почин «В труде —  как в бою!». 

    Внешняя политика СССР в период Великой Отечественной  войны. 

    Внешняя политика Советского Союза явилась  одним из факторов победы в Великой  Отечественной войне. Ее основной задачей  было создание наилучших условий  на международной арене для победы над врагом. Главная цель определила и конкретные задачи:

  1. Добиваться, чтобы государства, находившиеся в состоянии войны с Германией и Италией, стали союзниками СССР.
  2. Предотвратить угрозу нападения Японии и втягивания в войну на стороне фашистских агрессоров нейтральных государств.
 
 
 
    
  1. Содействовать освобождению от фашистского ига, восстановлению суверенитета, демократическому развитию стран, оккупированных агрессорами.
  2. Добиваться полной ликвидации фашистских режимов и заключения мира, исключающего возможность повторения агрессии.

    Тегеранская конференция, на которой впервые встретились И. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Главным вопросом конференции стал вопрос об открытии второго фронта. Несмотря на попытки Черчилля выдвинуть на обсуждение свой «балканский» вариант, англо-американская сторона оказалась вынужденной установить предельный срок начала осуществления плана «Оверлорд» - май 1944 г. (фактически высадка началась 6 июня). На конференции союзники выдвинули проекты расчленения Германии. По настоянию СССР вопрос об англо-американских планах расчленения Германии был передан для дальнейшего изучения

С 4 до 11 февраля 1945 г. в Ялте прошла Крымская конференция лидеров трех великих держав. На конференции ее участники торжественно провозгласили, что целью оккупации и союзнического контроля над Германией является «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии

Потсдамская конференция (17 июля - 2 августа 1945 г.). Делегацию СССР возглавил И.В. Сталин, США - президент Г. Трумэн, Великобритании - сначала У. Черчилль, а с 29 июля новый премьер-министр К. Эттли. Главный вопрос конференции - вопрос о будущем Германии. В отношении ее был принят так называемый «план 3-х Д»; демилитаризации, денацификации (ликвидация нацистской партии) и демократизации Германии. Был урегулирован вопрос о германских репарациях. На конференции союзники подтвердили свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга с прилегающими к нему районами, и пришли к соглашению о западной границе Польшиии нарушить мир» 

    Социально-экономическое  и политическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)

    Война и временная оккупация части  территории нанесли колоссальный ущерб  народному хозяйству: было разрушено или сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. человек. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили или вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов.

    Огромный  урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз и свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась трети своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни 26,6 млн. человек, оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

    Мирная  жизнь началась с перевода военных  резервов на гражданские нужды, сокращения расходов на вооружение, перераспределения сырья, рабочей силы. На предприятиях и в учреждениях вводился восьмичасовой рабочий день, отменялись сверхурочные работы, вновь стали предоставляться оплачиваемые отпуска, выходные дни.

    Главная задача послевоенного развития определялась четвертым пятилетним планом на 1946—1950 гг. — восстановить пострадавшие районы страны, возродить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти его в значительных размерах. По этому плану весомая часть средств (до 40%) направлялась в районы, пострадавшие от оккупации.

    Восстановление  разрушенной промышленности шло  чрезвычайно быстрыми темпами. Важнейшей базой восстановления явилась относительно развитая экономика восточных районов страны. Так, по сравнению с довоенным временем промышленное производство в Западной Сибири увеличилось в 34 раза.

недостатком в  развитии послевоенной промышленности было технологическое отставание от мирового научно-технического прогресса. Это отставание произошло из-за «железного занавеса», возникшего после окончания войны между СССР и капиталистическим миром.

     После смерти И.В. Сталина выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике: на первом месте стояло аграрное производство. В сентябре 1953 г. была проведена налоговая реформа, по которой в 2 раза уменьшили земельные налоги, а некоторые отменили совсем, в 3—6 раз повысили закупочные цены на сельхозпродукцию 

     Социально-экономическое  развитие страны в  период руководства  Н.С. Хрущева 

    Хрущевский  реформаторский курс поражает своим  разнообразием и противоречивостью:

  1. забота о проведении принципа материальной заинтересованности – ликвидация личных хозяйств;
  2. реабилитация жертв культа личности – отказ от реабилитации руководителей оппозиции И.В. Сталину;
  3. возврат в родные места калмыков – отказ в этом немцам;
  4. возвращение из лагерей заключенных – отказ от суда над их палачами;
  5. укрепление зарплаты – курс на бесплатные общественные фонды потребления;
  6. борьба за мир – взрывы водородных бомб.

     В этом противоречивом наборе больших  и малых мер явственно выделяются две линии – реформы для  аппарата (номенклатуры) и реформы для народа. В целом аппарат и номенклатура получили от Н.С. Хрущева столько, что его можно назвать последовательным и активным выразителем интересов класса бюрократии, господствовавшего в обществе государственного социализма.  

     Развернувшийся  на рубеже 50 – 60-х гг. поиск путей усовершенствования советского общества стал лишь начальной ступенью освобождения от тоталитарного наследия. Смелый, эмоциональный, импульсивный человек, Н.С. Хрущев попытался исправить деформации, допущенные в период сталинского правления 

     Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг. 
 

    Внешнеполитический  курс советского руководства в этот период характеризовался непоследовательностью  и колебаниями. Борьба за власть, противоречия внутри руководства страны накладывали  свой отпечаток на внешнюю политику СССР.

    Свой  взгляд на ситуацию в мире был и  у Н. Хрущева. Он считал, что соотношение  сил в мире складывается в пользу Советского Союза, существует возможность  избежать новой мировой войны. В  складывающихся условиях Советский  Союз может позволить себе проводить менее жесткую политику в отношении социалистических стран, дав им большую самостоятельность в выборе путей развития.

    Наличие этих двух стратегий внутри советского политического руководства и  объясняет неуверенные действия, колебания советской дипломатии, которая в месте с тем, видела тупики «холодной войны» и осознавала необходимость искать новые подходы к решению назревших международных проблем.

     Важнейшим шагом по оздоровлению обстановки в  мире были действия советского правительства  по нормализации межгосударственных отношений с Западной Германией и Японией. В ответ на настойчивое обсуждение в 1950—1953 гг. Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о германских и японских военнопленных, СССР подготовил условия для установления прямых дипломатических, торговых и культурных связей с ФРГ и Японией

      После ХХ съезда стала просматриваться  тенденция советских руководителей  во главе с Н. Хрущевым привести свою внешнюю политику в большее соответствие с новым реалиями современного мира

    Осенью 1959 г. Н. Хрущев совершил поездку в Соединенные Штаты. Это был первый в истории советского государства визит в Америку главы Советского правительства. И хотя осязаемых политических результатов визит не принес, он имел важное значение для укрепления международного престижа Советского Союза. 20 ноября президент Дж. Кеннеди объявил о прекращении морской блокады Кубы. На следующей день Советское правительство дало указание ракетным войскам стратегического назначения перейти от полной боевой готовности к нормальной боевой подготовке и деятельности. Состояние боевой готовности было отменено в стратегической авиации. А 7 января 1963 г. СССР и США обратились к генеральному секретарю ООН У. Тану с совместным письмом, где говорилось, что достигнутая степень согласия между ним по урегулированию кризиса делает ненужным оставление данной проблемы в повестке дня Совета Безопасности ООН.

    Социально-экономическое  развитие СССР в середине 60-х  – начале 80-х гг.: тенденции и противоречия.

 

    Уже в конце 50-х гг. руководство страны убедилось в том, что существовавшая система управления хозяйством далека от оптимальной. Началась череда реорганизаций планирования и управления. К началу 60-х гг., когда перестали действовать чрезвычайные факторы управления народным хозяйством, сложившиеся в 30-е гг., в полную силу проявилась ограниченность возможностей хозяйственного механизма с жесткой централизацией и плановым началом. Хрущевские реформы в данной сфере, носившие косметический характер, не придали динамизма развитию экономики. Неудачи экономических новаций были отнесены на счет волюнтаризма и некомпетентности правительства Н.С. Хрущева . Новое руководство, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.

Работа по совершенствованию хозяйственного механизма строилась в рамках традиционных представлений политэкономии социализма. С этой целью с 1973 г. был взят курс на создание крупных промышленных объединений, которые должны были расширить возможности производства на основе его концентрации и специализации.  

Работа по совершенствованию  хозяйственного механизма строилась  в рамках традиционных представлений  политэкономии социализма. 

 С этой  целью с 1973 г. был взят курс  на создание крупных промышленных  объединений, которые должны были  расширить возможности производства на основе его концентрации и специализации

Процесс изменения  уровня жизни советского народа и  во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. протекал противоречиво  и неоднозначно.

 С середины 60-х гг. руководство страны во главе с Л.И. Брежневым взяло курс на повышение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня людей. Весьма невысокий культурный уровень брежневского руководства не мог способствовать расцвету культурной жизни. 

Внешняя политика СССР в середине 1960-х  – начале 1980-х  гг 

    К исходу 60-х годов обозначились новые  сдвиги в положении СССР на международной  арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для  себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира. СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, определявшейся противостоянием ракет СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

Информация о работе История Киевской Руси