Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:42, реферат
Киевская Русь IX-Х вв. - первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Современники на¬зывали его просто Русью; термин «Киевская Русь» - каби-нетного происхождения, но он очень удобен для обозначе¬ния определенного хронологического отрезка - IX - начало ХII в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывавшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продол¬жавшийся почти тысячу лет.
Рождение государственности было очень длительным многовековым процессом, но когда государство возникло, оно сразу стало предметом внимания во всем средневековом Старом Свете - от королевских домов Франции и Англии на Западе, до купеческих контор Багдада и Балха на Востоке. Русские летописцы, вводя своих читателей в историю славян¬ства, раскрывали перед ними тоже весь Старый Свет - от Британии до Индонезии и Китая, щеголяя своими знаниями.
Введение 3
1.Денежные отношения в Киевской Руси 4
1.1 Налоги 4
1.2 Торговые отношения 4
1.3 Исторические факты нумизматики 6
2. Возникновение финансовых отношений в Киевской Руси 8
2.1 Деньги 8
2.2 Кредиты 9
2.3 Накопление финансового капитала 9
Заключение 11
Литература 12
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«История финансов
в Киевской Руси»
Выполнила:
студентка 2 курса,
экономического ф-та,
гр. 203
Преподаватель:
Введение
1.Денежные отношения
в Киевской Руси
1.1 Налоги
1.2 Торговые отношения
1.3 Исторические факты
нумизматики
2. Возникновение
финансовых отношений в
2.1 Деньги
2.2 Кредиты
2.3 Накопление финансового
капитала
Заключение
Литература
Приложение А. Карта
Введение
Киевская Русь IX-Х вв. - первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Современники называли его просто Русью; термин «Киевская Русь» - кабинетного происхождения, но он очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка - IX - начало ХII в., когда Киев стоял во главе огромного государства, открывавшего собой новый, феодальный период в истории народов Восточной Европы, период, сменивший первобытность и продолжавшийся почти тысячу лет.
Рождение государственности было очень длительным многовековым процессом, но когда государство возникло, оно сразу стало предметом внимания во всем средневековом Старом Свете - от королевских домов Франции и Англии на Западе, до купеческих контор Багдада и Балха на Востоке. Русские летописцы, вводя своих читателей в историю славянства, раскрывали перед ними тоже весь Старый Свет - от Британии до Индонезии и Китая, щеголяя своими знаниями. Историческая роль Киевской Руси в Европе состояла, во-первых, в том, что с рождением этого восточнославянского государства зона европейского феодализма удвоилась, а во-вторых, в том, что на востоке Европы появился могучий земледельческий заслон, приостановивший беспрепятственное проникновение кочевых орд с востока на запад. Новое государство уже в самом начале своей исторической жизни организовало систематические военно-торговые экспедиции сквозь занятые воинственными кочевниками степи и доставляло Северной, а отчасти и Западной (Франции) Европе различные дары Востока, прямой путь к которым для западных стран был затруднен вплоть до крестовых походов XI- XII вв.
Единое государство - Киевская Русь,-возникши в IX в., просуществовало до 1130-х годов, ускорив процесс перерастания высшей стадии первобытного родо-племенного общества в более прогрессивное феодальное на огромном пространстве и подготовив кристаллизацию полутора десятков самостоятельных княжеств, равных по своему значению крупным королевствам Запада. Недаром Киев и называли «матерью городов русских».
Обширная территория Руси управлялась княжеским родом, который вел свою родословную от Игоря Старого и Рюрика, Страну населяли различные славянские, финские и иные племена, в некоторых из них правили еще племенные князья. Крупные города: Киев, Полоцк, Новгород, Любеч, Смоленск и другие - частью были центрами определенных племенных союзов, но поскольку они выполняли важнейшую роль торговых пунктов, то объединяли территории не столько уже по племенному, сколько по географическому положению. Так формировались границы будущих княжеств.
1. Денежные отношения в Киевской Руси
1.1 Налоги
Князья собирали с зависимых племен «полюдье» (дань). Оно продолжалось с ноября по апрель. Устраивались специальные пункты для ночлега дружины и князя, сюда же местные князья или население свозили условленную дань («повоз»). Такие пункты назывались становищами и погостами.
Главной целью княжеской
администрации был сбор налогов.
Олег, как только утвердился в Киеве, занялся
установлением дани с подвластных племен.Ольга
объезжала подвластные земли и также вводила
"уставы и оброки, дани и погосты",
т. е. учреждала сельские судебно административные
округа и устанавливала податные оклады.
Дань обыкновенно платили натурою, преимущественно
мехами, "скорою". Впрочем, из летописи
узнаем, что неторговые радимичи и вятичи
в IX и X вв. платили дань хазарам, а потом
киевским князьям "по шлягу от рала",
с плуга или сохи. Под шлягами надобно
разуметь, вероятно, всякие иноземные
металлические деньги, обращавшиеся тогда
на Руси, преимущественно серебряные арабские
диргемы, которые путем торговли в изобилии
приливали тогда на Русь. Дань получалась
двумя способами: либо подвластные племена
привозили ее в Киев, либо князья сами
ездили за нею по племенам. Первый способ
сбора дани назывался навозом, второй
- полюдьем. Полюдье - это административно-финансовая
поездка князя по подвластным племенам.1
1.2 Торговые отношения
Император Константин Багрянородный в своем сочинении о народах, писанном в половине X в., рисует изобразительную картину полюдья современного ему русского князя. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья "со всею Русью", т. е. с дружиной, выходили из Киева, в городки, т. е. на полюдьем о котором ему говорили его славяно-русские рассказчики и которое он по созвучию приурочил к этому греческому слову. Князья отправлялись в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле месяце, когда проходил лед на Днепре, спускались опять к Киеву. Между тем как князья с Русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие дань Руси, в продолжение зимы рубили
деревья, делали из них лодки-однодеревки и весной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву, вытаскивали на берег и продавали Руси, когда она по полой воде возвращалась с полюдья. Оснастив и нагрузив купленные лодки, Русь в июне спускала их по Днепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепру собирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода. Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь. Читая этот рассказ императора, легко понять, какими товарами грузила Русь свои торговые караваны лодок, сплавлявшихся летом к Царьграду: это была дань натурой, собранная князем и его дружиной во время зимнего объезда, произведения лесных промыслов, меха, мед, воск. К этим товарам присоединялась челядь, добыча завоевательной дружины. Почти весь X в. продолжалось покорение славянских и соседних финских племен из Киева, сопровождавшееся обращением массы побежденных в рабство.
Араб Ибн-Даста, писавший в первой половине этого века, говорит о Руси, что
она производит набеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забирает обывателей в плен и продает другим народам. У византийца Льва Диакона встречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору со Святославом дозволил Руси привозить в Грецию хлеб на продажу. Главными торговцами были киевское правительство, князь и его "мужи", бояре. К торговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов, чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда. В договоре Игоря с греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с
послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядно указывает нам на тесную связь между ежегодным оборотом политической и экономической жизни Руси. Дань, которую собирал киевский князь как правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов: став государем, как конинг, он, как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом. Данью он, делился со своею дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы. В том
же рассказе Константина
живо обрисовывается и централизующее
значение Киева, как средоточия политической
и хозяйственной жизни Русской земли.
Русь, правительственный класс с князем
во главе, своими заморскими торговыми
оборотами поддерживала в славянском
населении всего Днепровского бассейна
судовой промысел, находивший себе сбыт
на весенней ярмарке однодеревок под Киевом,
и каждую весну стягивала сюда же из разных
углов страны по греко-варяжскому пути
купеческие лодки с товарами лесных зверогонов
и бортников. Таким сложным экономическим
круговоротом серебряный арабский диргем
или золотая застежка византийской работы
попадали из Багдада или Царьграда на
берега Оки или Вазузы, где их и находят
археологи.2
1.3 Исторические факты
нумизматики
По отношению к полюдью киевских князей середины X в. мы благодаря подробному рассказу Константина Багрянородного знаем не только процесс сбора дани, но и те грандиозные торгово-военные экспедиции, при посредстве которых осуществлялся сбыт русского полюдья в Византию; восточные авторы сообщают дополнительно о сбыте дани на восточных рынках. Картину сбыта дани знатью одного союза племен - Вятичей - приходится восстанавливать по разным отрывочным данным. На первом месте здесь данные нумизматики. В. Л. Янин привел в строгую систему все имеющиеся в науке сведения о кладах монет времени образования Киевской Руси. Основной вывод автора таков: «Становление торговых связей Восточной Европы со странами Халифата начинается в 70-80-х годах VIII в.». В другом месте В. Л. Янин делает более широкий вывод о торговле Европы вообще: «Европейско-арабская торговля возникает в конце VIII в., как торговля Восточной Европы со странами Халифата»; начало торговых связей арабов с обширным восточноевропейским рынком относится ко времени халифа Харуна ар-Рашида. Большой интерес представляет серия нумизматических карт, отражающих распределение кладов в разные периоды, составленная В. Л. Яниным. Рассмотрим интересующую нас область Вятичей на этих общих картах Восточной Европы. Первая карта показывает распространение арабских дирхемов с конца VIII в. по 833 г.
В области Вятичей найдено четыре клада, расположенные именно в той излучине Оки, до которой доходят «горы», указанные в «Худуд ал-Алем». Вокруг Окского района кладов на сотни километров -полное отсутствие кладов. Кроме того, монетные клады есть в Среднем Поднепровье и Верхнем Поволжье.
Вторая карта (833—900 гг.) отражает наиболее интересное для нас время: это время создания основы «Худуд ал-Алем», время Ибн-Хордад-беха и той «Анонимной записки» середины IX в., из которой черпали свои сведения Ибн-Русте и позднее Гардизи. Окский район по-прежнему окружен широчайшей полосой, совершенно лишенной монетных кладов. Клады в земле Вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях. Это несомненно свидетельство оживленных торговых связей Вятичей со странами Халифата в середине и второй половине IX в. По плотности размещения кладов арабского серебра земля Вятичей далеко превосходит остальные районы Восточной Европы. Это обстоятельство хорошо объясняет нам интерес арабских и персидских авторов к «первой с востока» славянской земле ВАНТИТ.
Третья карта (900-970 гг.) дает нам сильное сокращение числа кладов, а четвертая карта (после 970 г.) фиксирует почти полное исчезновение монетных кладов в земле Вятичей. Нельзя не поставить это в связь с покорением Вятичей Киевом (см.прилож. А). В 964 г. Святослав познакомился с вятичами во время похода на Волгу, а в 966 г. «Победи Вятиче Святослав и дань на ня възложи». Вятичи сопротивлялись Киевской Руси и при князе Владимире: 981 г. «В семь же лете (Владимир) и Вятичи победи и възложи на ня дань от плуга, якоже и отьць его имаше. В лето 6491(982) Заратишася Вятичи и иде на ня Володимер и победи я второе».Три войны Киева с Вятичами за 16 лет привели к падению самостоятельности этого племенного союза и к прекращению его торговых связей со странами Востока.3