Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.

Оглавление

1. Введение

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аааа.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

В 1948 году были также приняты  законы об уголовной ответственности  за изготовление и продажу самогона и об усилении уголовной ответственности  за изнасилование.

 

По инициативе первого  секретаря ЦК компартии Украины  Хрущева Н.С. Президиум ВС СССР 21 февраля 1948 года принял Указ об изгнании из колхозов Украинской ССР и отправке в ссылку всех "паразитов и  тунеядцев", лиц, злостно уклонявшихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Летом  того же года эту меру распространили на всю страну. Предполагалось, что  колхозники на собраниях сами выгонят  своих "нахлебников", как это  делала дореволюционная крестьянская община. По решениям колхозных собраний все же сразу после выхода Указа  более 27 тысяч "бездельников" сослали  в среднем на 8 лет. В дальнейшем данный закон применялся ограниченно, и потому к 1953 году таких сосланных  набралось 35 тысяч человек.

 

Вместе с тем, предпринимались  и внушительные меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства.

 

Так, 27 октября 1947 года на заседании  Секретариата ЦК ВКП (б) было предложено к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственности  за кражу впервые, применять положения  Указа "Об уголовной ответственности  за хищение государственного и общественного  имущества" только в исключительных случаях. При рассмотрении подобных дел рекомендовалось пользоваться в судебной практике статьей 51 УК РСФСР, предоставлявшей право судам  определять меру наказания ниже минимального срока. Подростков, совершивших кражи  впервые, при наличии смягчающих обстоятельств следовало направлять в трудовые воспитательные колонии  МВД СССР или применять к ним  условное наказание с передачей  на попечение родителей. В отношении  несовершеннолетних предлагалось использовать больше мер воспитательного характера, привлекая для этого родителей, близких родственников и товарищей  провинившегося, представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций  и отделов народного образования.

 

Одновременно предпринимались  меры и по "разгрузке" мест лишения  свободы за счет досрочного освобождения из заключения лиц, не представлявших опасности для государства и  общества. Так, были приняты Указы  Президиума ВС СССР от 22 апреля 1949 года, в соответствии с которыми были освобождены 55 тыс.402 женщины, беременные либо имевшие  малолетних детей.

 

В пример также можно привести постановление Совета Министров  СССР от 5 мая 1950 года, на основании которого из ИТЛ и колоний МВД СССР в 1950 году были освобождены и направлены для работы на строительстве № 6 МПС СССР 8000 заключенных, положительно проявивших себя в быту и на производстве и имеющих остаток срока наказания  не менее 2 лет (в их число не попадали осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты и лица, осужденные к каторжным работам, иностранные граждане (подданные), лице без гражданства, а также осужденные "власовцы", спецвыселенцы и  отбывающие наказание за контрреволюционные преступления, подлежащих содержанию в особых лагерях МВД). Указанные  лица освобождались из-под стражи и работали в качестве "вольнонаемных" до истечения срока наказания  наказания.

 

На основании Указа  Президиума ВС СССР от 10 января 1955 года были снижены уголовные наказания  за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливались исправительно-трудовые работы), которые были выведены из-под  действия июньского указа 1947 г.

 

26 апреля 1956 года был издан  указ Президиума ВС СССР, отменявший  уголовную ответственность за  самовольный уход с предприятия,  неоднократные прогулы или прогул  без уважительной причины. Этим  же Указом с граждан, ранее  осужденных по данной норме,  судимость была снята.

 

Важным внешнеполитическим фактором, оказавшим влияние на развитие советского права в послевоенные годы явилось объявление Советскому Союзу У. Черчиллем в ходе состоявшегося 6 марта 1946 года выступления в г. Фултоне "холодной войны".

 

В данных условиях, допуская возможность возникновения нового мирового военного конфликта, советские  органы власти предпринимали необходимые  превентивные меры защиты. Коснулось  это и уголовного права.

 

Так, 9 июня 1947 года издан Указ Президиума ВС СССР "Об ответственности  за разглашение государственной  тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну". Данные преступления, если они не квалифицировалось как  измена Родине или шпионаж, карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 15 лет.

 

С точки зрения организации  борьбы с возможными скрытыми проводниками западного влияния также был  принят ряд мер.21 февраля 1948 года было подписано постановление Совета Министров СССР "Об организации  лагерей и тюрем со строгим  режимом для содержания особо  опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии  наказания на поселение в отдаленные районы СССР". Эти места заключения предназначались для содержания осужденных к лишению свободы "шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций  и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским  связям и враждебной деятельности". К концу 1952 года имелось 12 таких лагерей, содержавших 221 тыс.435 особо опасных  заключенных

 

Кроме того, по постановлениям Совета Министров СССР от 6 октября 1948 года, 29 января 1949 года и 29 декабря 1949 года производилось выселение из западных регионов в Сибирь и на Дальний Восток бывших кулаков, помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов, участников профашистских  партий и нелегальных сект, бандитов и националистов вместе с членами  семей. В интересах обеспечения  эффективности проведенных мероприятий 26 ноября 1948 года Президиум ВС СССР принял Указ, которым за побеги из мест обязательного и постоянного  поселения, предусматривалась уголовная  ответственность с мерой наказания  в виде 20 лет каторжных работ. Лица, виновные в укрывательстве беглецов или способствовавшие их побегу, а  также оказавшие им помощь в устройстве в местах прежнего жительства, подлежали  привлечению к уголовной ответственности  и наказывались лишением свободы  на срок 5 лет.

 

Кроме того, 12 января 1950 года издан Указ Президиума ВС СССР, согласно которому в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов  вновь в качестве высшей меры наказания  допускалось применение смертной казни (Указом от 30 апреля 1954 года эта норма  была также распространена на лиц, совершивших  умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).

 

На фоне усугубляющегося  противостояния в "холодной войне" в подтверждение приверженности миролюбивой политике в качестве важнейшей части государственной  идеологии Советским Союзом была объявлена борьба за мир. Это нашло  отражение и в праве. В 1951 г. был  принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась  тягчайшим преступлением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как опасные уголовные преступники (в дальнейшем, в 1965 г. он был дополнен Указом "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и  человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления").

 

Вместе с тем, принятым в дальнейшем Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1955 года была применена  амнистия в отношении тех советских  граждан, которые в период Великой  Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по малодушию  или несознательности оказались  вовлеченными в сотрудничество с  оккупантами.

 

В частности, были освобождены  из мест заключения и от других мер  наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы за совершенные  в период Великой Отечественной  войны 1941 - 1945 гг. пособничество врагу  и другие преступления, предусмотренные  статьями 58-1, 58-3, 58-4, 58-6, 58-10, 58-12 УК РСФСР  и соответствующими статьями УК союзных  республик. Осужденным по данным статьям  к лишению свободы на срок более 10 лет наполовину сокращены сроки  наказания.

 

По данным преступлениям, совершенным в течение 1941 - 1945 г. г., были прекращены производством все  следственные дела и дела, не рассмотренные  судами. Из мест заключения, ссылки и  высылки независимо от срока наказания  освобождены лица, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных  немецких формированиях. Судимость  и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании  данного Указа, а также ранее  судимых и отбывших наказание, подпадающих  под акт амнистии, были сняты. Имело  место и значительное смягчение  санкций в отношении аналогичных  категорий советских граждан, проживающих  за границей, что позволило многим вернуться на Родину.

 

Так, например, согласно данного  Указа были амнистированы осужденные и проживавшие на спецпоселениях казаки из числа бывших жителей Казачьего  стана в г. Лиенце (Австрия). Ранее, согласно договорённости, достигнутой  на Ялтинской конференции между  Сталиным и Черчиллем, они были выданы СССР британской стороной в качестве перемещённых лиц, бывших гражданами СССР на 1939 год, и осуждены в Советской  Союзе как пособники оккупантов (проходили службу в составе 15 казачьего  корпуса СС).

 

Однако, амнистия не коснулась  карателей, осужденных за убийства и  истязания советских граждан.

 

4. Заключение 

 

Война внесла существенные изменения  в соотношение функций государства, выдвинув на первый план функции военной  защиты страны. И право, выполняя роль регулятора общественных отношений, в  годы Великой Отечественной войны  прежде всего было подчинено достижению поставленной перед государством и  обществом цели - Победе над врагом. Однако, несмотря на всю суровость  действовавших в то время правовых норм, представленный анализ развития Отечественного права в предвоенные, военные и послевоенные годы наглядно свидетельствует о том, что даже в условиях смертельной опасности  для существования государства  и советского строя, право в СССР не отличалось какой-либо "особой" жестокостью. Не усматривается подтверждений  применению карательных, репрессивных или ограничительных мер "вообще". В законодательстве четко представлены субъекты действующих правовых норм, конкретные составы правонарушений и преступлений, санкции за их совершение. Имевшие место радикальные административные внесудебные решения диктуются  остротой развития обстановки на фронтах  и проблемами обеспечения безопасности объектов тыла и населения. Еще в  начале 30-х годов И.В. Сталин говорил: "Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали  от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Сейчас понятно, что без сильной власти, без  сильной экономики, без соответствующего правового регулирования страна Советов не могла бы выстоять в  суровой борьбе с немецко-фашистскими  поработителями.

 

По мере достижения Победы наблюдается значительная гуманизация  действующего законодательства. Данные заделы и тенденции развития права  в послевоенный период сохранятся вплоть до декабря 1958 г., когда будут приняты  новые (с 1924 г.) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, в последующем (октябрь 1960 г.) ставшие юридической  базой для принятия нового Уголовного кодекса РСФСР.

 

В заключении хотелось бы упомянуть  о небезынтересном факте. В 1996 году Главная военная прокуратура  Российской Федерации посмертно  реабилитировала командира 15-го Казачьего  конного корпуса генерал-лейтенант  группенфюрер СС Гельмута фон Паннвица на основании пункта "а" ст.3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года ("Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные  и иные преступления"). Данное решение  было отменено только в 2001 году, после  его публикации в одном из российских СМИ. 28 июня 2001 года ГВП было вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён  обоснованно и реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано, что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической  силы. Вместе с тем, с января 2008 года депутатом ГД ФС РФ от партии "Единая Россия" атаманом Всевеликого Войска Донского В. Водолацким были предприняты  попытки осуществить политическую реабилитацию атамана Краснова, пресеченные  только лишь решением Совета атаманов организации "Всевеликое войско донское". В настоящее время на территории храма Всех Святых по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.75 находится "Мемориал Примирения народов России и Германии, воевавших в мировых войнах". Мемориал создан при поддержке "Товарищества ветеранов 15 кавалерийского корпуса". На мемориале установлена плита, на которой написано "Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество" и перечисляются казачьи командиры 15 кавалерийского корпуса СС: фон Паннвиц, Краснов, Шкуро, Келеч-Гирей, Доманов и другие. В станице Еланской Ростовской области, на территории Мемориального комплекса, установлен бронзовый памятник казненному атаману Краснову.

 

Таким образом, мы видим, что  в обществе существуют совершенно различные  взгляды на вопросы советского права  и правоприменения в военные  и послевоенные годы. Несмотря на то, что они зачастую обусловлены  политической конъюнктурой момента, актуальность данной темы не ослабевает и в наши дни. Собственно исследование права  той поры позволит сделать еще  немало интересных выводов и оценок. Пусть даже и неоднозначных.

 

5. Список использованной  литературы 

 

1.  Великая Отечественная  война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская  Энциклопедия, 1985.

 

2.  Современный толковый  словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.

 

3.  Военный энциклопедический  словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 2002.

 

4.  Военнопленные в СССР 1939-1956. Документы и материалы.  Под редакцией проф. М.М. Загорулько.

 

5.  В.В. Кожинов. Россия. Век XX (1939-1964). - М.: Алгоритм, 2005.

 

6.  С.Г. Кара-Мурза. История  государства и права России. - М.: Былина, 1998.

 

7.  С.Г. Кара-Мурза. Советская  цивилизация. Книга 1. - М.: Алгоритм, 2008.

 

8.  И.С. Ратьковский,  М.С. Ходяков. История Советской  России. Учебное пособие. - С. - Петербург:  Лань, 2001.

 

9.  А.В. Попова. История  государства и права России (цитируется  по электронному сборнику учебной  литературы).

 

10.  Т.К. Кириллова. История  Отечественного государства и  права. Краткий курс. - С. - Петербург:  Питер, 2008.

 

11.  Хрестоматия по истории  отечественного государства и  права. 1917 - 1991 гг. - М.: Зерцало, 1997.

 

12.  Хрестоматия по отечественной  истории (1946 - 1995 гг.). Под ред. А.Ф.  Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1996.

 

13.  Тайны и уроки  зимней войны. Сборник документов. - С. - Петербург: Полигон, 2000.

 

14.  Ю.И. Мухин. Крестовый  поход на Восток. "Жертвы" Второй  мировой. (серия "Война и мы") - М.: Яуза, 2004.

 

15.  А.В. Горбатов. Годы  и войны. - М.: Воениздат, 1980.

 

16.  Ю.Н. Богданов. Министр  сталинских строек. - М.: Вече, 2006.

 

17.  А.Б. Мартиросян. На  пути к мировой войне. (серия  "200 мифов о Великой Отечественной  войне") - М.: Вече, 2008.

 

18.  Независимая интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

 

 

Заказывайте: рефераты - 1

Информация о работе Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства