Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.

Оглавление

1. Введение

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аааа.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

·  квартирная плата должна своевременно вноситься;

 

·  лица, приживающие ранее, должна быть выселены.

 

Расширялись права государства  в отношении некоторых объектов права личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать  радиоприемники). Граждане освобожденных  территорий обязаны были сдать органам  государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны (за не сдачу трофейного оружия с января 1942 г. введена уголовная ответственность).

 

В связи с гибелью большого числа граждан Указом Президиума ВС СССР от 14 марта 1945 года "О наследниках  по закону и по завещанию" был  расширен круг наследников. Было установлено, что наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Каждому гражданину предоставлялось  право оставлять все свое имущество  или часть его также и по завещанию, в т. ч. государственным  органам и общественным организациям (при условии обеспечения причитающейся  долей наследства по закону несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников). При отсутствии "наследников  по закону" имущество могло быть завещано любому лицу.

 

Семейное право было уточнено с целью укрепления института  брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и  бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей).

 

8 июля 1944 г. принят Указ  Президиума ВС СССР "Об увеличении  государственной помощи беременным  женщинам, многодетным и одиноким  матерям, усилении охраны материнства  и детства, об установлении  почетного звания "мать-героиня"  и учреждении ордена "материнская  слава" и медали "медаль материнства". Этим же указом были внесены  отдельные изменения в законы  о браке, семье и опеке. Так,  только зарегистрированный брак  порождал права и обязанности  супругов. Отменялось существовавшее  ранее право обращения матери  в суд с иском об установлении  отцовства и о взыскании алиментов  от лица, с которым она не  состояла в зарегистрированном  браке. Усложнялся процесс развода  - развод производился только  в судебном порядке, причем  в народном суде принимались  меры к примирению супругов. Так,  при подаче заявления о расторжении  брака дела о расторжении брака  обязательно публиковались в  газете. Дело рассматривалось публично  с привлечением свидетелей. Вопрос  о разводе решал вышестоящий  суд только если супруги не  примирялись. Указ увеличил отпуска  по беременности и родам с  63 до 77 дней. Увеличивалась государственная  помощь многодетным и одиноким  матерям (соответствующие пособия  устанавливались в следующих  размерах: 100 рублей на одного  ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более  детей). Таким образом, несмотря  на огромные жертвы, понесенные  советским народом в годы Великой  Отечественной войны, удалось  не допустить демографической  катастрофы в послевоенный период. Так, уже в 1950 году рождаемость  составила 26,7 млн. человек при  естественном приросте населения в 17,0 млн. человек (по сравнению: в 1960 году соответственно - 24,9 млн. человек и 17,8 млн. человек).

 

С точки зрения развития уголовного процесса следует отметить, что Положение  о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных  дел - в течении 24 часов после получения  копии обвинительного заключения, в  составе 3 постоянных членов Военного трибунала. Кассационное обжалование  вынесенных приговоров не допускалось: они могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Приговор о высшей мере наказания вступал  в законную силу, если в течении 72 часов не поступало никаких сообщений  от лиц, которые обладали правом приостанавливать (отменять) приговоры.

 

 

3. Развитие права в СССР  в послевоенные годы восстановления  народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

 

После войны были предприняты  шаги по модернизации системы управления страны.14 марта 1946 г. по предложению  Политбюро Пленум ЦК партии избрал редакционную комиссию по внесению некоторых  изменений в Конституцию СССР и определил вопросы, которые  предстояло решить на заседаниях Верховного Совета СССР. На заседании Пленума 18 марта определялся также персональный состав Правительства СССР и Президиума ВС СССР. Соответствующие законы были приняты ВС СССР на следующий день - 19 марта.

 

В текст Конституции СССР были внесены изменения и дополнения, связанные с преобразованием  Совнаркома СССР в Совет Министров  СССР и Совнаркомов союзных и  автономных республик в Советы Министров  союзных и автономных республик, с присвоением Прокурору СССР наименования "Генеральный прокурор СССР", изменением административно-территориального устройства союзных республик.

 

В феврале 1947 г. создаются  комиссии законодательных предположений  обеих палат Верховного Совета. В  послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о  государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации  МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

 

Таким образом, получили свое развитие такие отрасли как гражданское, уголовное, семейное, колхозное право  и многие другие.

 

Гражданское право. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года договор признан единственно  правильной формой отношений между  хозяйственными органами, делаются попытки  сочетать жесткое планирование с  более гибким хозрасчетом.

 

В апреле 1949 г. Совет Министров  СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором  закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между  хозяйственными системами и отраслями; локальные - между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цену, порядок, сроки исполнения и  формы ответственности сторон.

 

Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел  Указ Президиума Верховного Совета "О  праве граждан на покупку и  строительство индивидуальных жилищных домов". Граждане получили право  строить или приобретать на праве  личной собственности дома как в  городе, так и вне его количеством  от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м.

 

Трудовое право. Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. восстановил  с 1 июля 1945 г. ранее отмененные Указом от 26 июня 1941 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим. Отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. СНК  СССР было предписано установить порядок  и сроки выдачи рабочим и служащим денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенных в качестве специальных  вкладов в сберкассы.

 

В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам  власти и руководителям предприятий  вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим.

 

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров  между хозорганами и профсоюзами.

 

Была повышена роль профсоюзных  комитетов. Постановление ВЦСПС  от 21 июня 1947 г. не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных  туберкулезом. Инструкцией Министерства здравоохранения от 21 июня 1949 г. на предприятиях с вредными условиями труда введен обязательный медицинский осмотр.08.02.1951 года президиумом ВЦСПС созданы  общественные комиссии охраны труда  при ФЗМК. Указом от 19 мая 1949 г. женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

 

В 1954 г. при Правительстве  создается Комитет по вопросам труда  и заработной платы, осуществивший  в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

 

В послевоенные годы большое  внимание оказывалось охране труда  женщин и подростков. Так, на основании  Указа Президиума ВС СССР от 26 марта 1956 года с 1 апреля 1956 г. увеличен отпуск по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней, установлена продолжительность  отпуска 56 дней до родов и 56 дней после  родов, с выдачей на этот период пособия  в установленном порядке. В случае ненормальных родов или рождения двух или более детей отпуск после  родов продолжительность отпуска  увеличивалась до 70 календарных  дней.

 

Указом Президиума ВС СССР от 26 мая 1956 года с 1 июля 1956 г. для рабочих  и служащих в возрасте от 16 до 18 лет  был установлен шестичасовой рабочий  день.13 декабря 1956 года СНК СССР было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков", в соответствии с которым прием на работу лиц  моложе 16 лет был запрещен (в порядке  исключения с разрешения родителей  на работу могли быть приняты подростки  в возрасте 15 лет).

 

8 марта 1956 года Президиум  ВС СССР принял Указ о сокращенной  продолжительности рабочего дня  в предвыходные и выходные  дни до 6 часов.

 

14 июля 1956 г. был принят  Закон СССР "О государственных  пенсиях", установивший единые  критерии для их назначения: возраст  (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет,  для женщин 20), среднемесячный размер  зарплаты. Закон установил минимум  и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых  работников пенсионные ставки  повышались.

 

Указом Президиума ВС СССР от 8 сентября 1956 года отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков с граждан, получающих заработную плату  до 370 рублей в месяц. Необлагаемый налогами минимум ежемесячной заработной платы и стипендий повышен  с 260 до 370 рублей.

 

31 января 1957 года было утверждено  новое Положение о порядке  разрешения трудовых споров, на  основе которого на предприятиях  создавались комиссии по трудовым  спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Их решения  могли быть обжалованы в фабрично-заводском  комитете, а затем в суде.

 

В области колхозного права  важнейшим послевоенным актом стало  сентябрьское постановление 1946 г. "О  мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах", направленное на закрепление за колхозами  отведенных им земельных массивов и  предотвращение их перехода в индивидуальное пользование. Для контроля над выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.

 

6 марта 1956 г. Совет Министров  СССР и ЦК КПСС приняли постановление  "Об Уставе сельскохозяйственной  артели и дальнейшем развитии  инициативы колхозников в организации  колхозного производства и управления  делами артели", в котором колхозникам  на общих собраниях предоставлялось  право дополнять и применять  некоторые положения Устава сельхозартели  1935 г. Сами колхозы могли определять  размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося  в личной собственности, устанавливать  минимум трудодней, принимать  в артель и исключать из  нее.

 

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль над выполнением администрацией предприятия законодательства о  труде и правил техники безопасности, работой предприятий торговли и  общественного питания, правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации  могло осуществляться только с согласия фабзавкома.

 

После репатриации советских  граждан из Германии Советское правительство  приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению  СНК СССР № 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских  граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн.580 тыс. рублей, а на саму репатриацию  по состоянию на 1 марта 1946 г. израсходовано 1 094 554 116 рублей.

 

Репатриированным советским  военнопленным и интернированным  по прибытии на место постоянного  жительства выдавались долгосрочные ссуды  в сумме 5-10 тыс. рублей. Бывшие военнопленные  имели такие же льготы, как и  демобилизованные войны Красной  Армии.

 

Уголовное право.7 июля 1945 года выходит Указ Президиума ВС СССР "Об амнистии в связи с Победой  над гитлеровской Германией", на основании которого от отбытия наказания  были освобождены осужденные, срок наказания которых составлял  менее 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину. С большого числа осужденных (на срок до 1 года) снималась судимость; со всех лиц, к  которым в военное время были применены административные взыскания  и штрафы, снималась административная ответственность. Этим же Указом со всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора, была снята судимость. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и  за особо опасные государственные  преступления.

 

Указ Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

 

В условиях засухи и возникшего в отдельных районах СССР голода, а также не ликвидированной послевоенной разрухи законодатель предпринимал ужесточение мер ответственности  за имущественные преступления.

 

Так, 27 июля и 25 октября 1946 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли два постановления  по усилению охраны хлеба. Судебным органам  был отдан приказ рассматривать  все дела по кражам в десятидневный  срок и со всей строгостью применять  закон от 7 августа 1932 года.

 

Указ Президиума ВС СССР от 4 июня 1947 года "Об уголовной ответственности  за хищение государственного и общественного  имущества" установил повышенную уголовную ответственность за кражу, присвоение, растрату и иное хищение  государственного и общественного  имущества. Данные преступления карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 25 лет с конфискацией имущества  или без таковой. По данному Указу  за недонесение о достоверно известном  или готовящемся хищении государственного или общественного имущества (повторном, организованной группой или в  крупных размерах) предусматривалось  наказание в виде лишения свободы  на срок от 2 до 4 лет или ссылкой  на срок от 5 до 7 лет. В этот же день был  издан Указ Президиума ВС СССР "Об усилении охраны личной собственности  граждан".

Информация о работе Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства