Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа
Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.
1. Введение
2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны
3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)
4. Заключение
5. Список использованной литературы
В конце 1939 г., в обстановке
начавшейся Второй мировой войны, правительства
Литвы, Латвии и Эстонии заключили
с СССР договоры о взаимопомощи,
согласно которым в эти страны
вводилось по одному корпусу советских
войск. В качестве жеста доброй воли
советское правительство
На этом территориальное переустройство СССР не было закончено. В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Северной Буковине была установлена Советская власть. Хотя Северная Буковина России никогда не принадлежала, СССР добивался ее присоединения ввиду очень важного стратегического значения (по ней проходила рокадная железная дорога). Германия посоветовала румынам уступить, "намекнув", что уступка будет временной.
На основании Закона СССР от 2 августа 1940 г. "Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики" Бессарабия была объединена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье, с 12 октября 1924 г. находилось в составе Украины) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качестве Союзной Республики.
Интересным представляется тот факт, что Конституции Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии допускали, наряду с социалистическим, частный сектор хозяйства (частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом).
Вместе с тем, 15 августа
1940 года на основании Указа Президиума
ВС СССР на всей территории Бессарабии
с 28 июня 1940 г. признано восстановленным
действие советских законов о
национализации земли в соответствии
с декретом "О земле" от 26 октября
(8 ноября) 1917 г. Земля, недра и водные
ресурсы объявлены
На основании Указов Президиума
ВС СССР от 6 ноября и 14 декабря 1940 года
до издания общесоюзных
В условиях надвигающейся
войны остро встал вопрос об обеспечении
безопасности Ленинграда. Город, находившийся
в непосредственной близости от госграницы
с Финляндией, в случае начала боевых
действий мог обстреливаться финской
полевой артиллерией. В нынешнее
время принято говорить о том,
что СССР в своих интересах
развязал агрессивную войну против
миролюбивой Финляндии, в результате
которой аннексировал часть ее территории,
тем самым нарушив нормы
Для решения проблемы обороноспособности
г. Ленинграда СССР в течение 1937-1939 г.
г. предпринял ряд серьезных дипломатических
шагов: финской стороне предлагалось
заключить оборонительное соглашение,
взять в длительную аренду часть
финской территории, представляющей
для СССР интерес с точки зрения
организации обороны Ленинграда
и обеспечения безопасности Кировской
(в н. в. - Октябрьской) железной дороги,
соединяющий с материком
Видный английский историк
Лиддел Гарт (отнюдь не "просоветски"
настроенный) в 1970 году писал о "требованиях"
СССР 1939 года к Финляндии: "Объективное
изучение этих требований показывает,
что они были составлены на рациональной
основе с целью обеспечить большую
безопасность русской территории, не
нанося сколько-нибудь серьезного ущерба
безопасности Финляндии.". Стоит
также привести слова Сталина
из стенограммы его переговоров
12 октября 1939 года с главой приглашенной
в Москву финляндской делегации
Ю.К. Паасикиви: "Мы не можем ничего
поделать с географией, так же как
и вы. Поскольку Ленинград
Однако, ни одно из выдвинутых
СССР предложений финской стороной
фактически принято к рассмотрению
не было. Более того, активно поддерживаемое
военно-политическим руководством Германии,
Великобритании и Франции, финское
правительство с 10 октября 1939 года,
в условиях ведущихся переговоров,
объявило скрытую мобилизацию и
начало (уже с 6 октября) накапливать
военные силы на границе с СССР.
Уже через месяц планировалось
объявление открытой мобилизации. По тем
временам подобный шаг практически
означал начало войны. После осуществленного
финнами 26 ноября 1939 г. провокационного
артобстрела советской
Следует, кстати, заметить, что все соседи Финляндии - скандинавские страны - отказались голосовать за резолюцию Лиги Наций о признании СССР агрессором, так как были прекрасно осведомлены о военно-политических планах руководства Финляндии в 1939 году и принимаемых мерах по их реализации.
22 июня 1941 г. гитлеровская
Германия, нарушив Договор (Пакт)
о ненападении от 23 августа 1939
года, вероломно напала на СССР.
Началось осуществление план "Барбаросса"
- военная стадия реализации
В тот же день в порядке ст.49 п. "п" действующей Конституции СССР был принят Указ Президиума ВС СССР "О военном положении", которое вводилось на всей европейской части страны (действие Указа распространялось также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР). В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям (Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет Военных Советов, - высшему командованию войсковых соединений). Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; привлекать граждан к трудовой повинности (сроком до 2 месяцев) для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, объявлять автогужевую повинность для военных надобностей, производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц, регулировать торговлю и работу торгующих организаций, коммунальных предприятий, а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении, выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. Военным властям также было предоставлено право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей.
Позднее Указами Президиума
ВС СССР военное положение было введено
в Грузинской ССР, в некоторых
городах Закавказья, по берегам Черного
и Каспийского морей, а также
на всех железных дорогах, на морском,
речном и воздушном транспорте. Введение
военного положения на транспорте приравнивало
его рабочих и служащих к военным
и повышало дисциплину труда, в том
числе и путем уголовной
В условиях мобилизации страны и перевода промышленности на военный лад возникла необходимость корректировки (в т. ч. ужесточения) ряда правовых норм в различных отраслях. Так, Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право устанавливать (с разрешения Совнаркома СССР) для всех рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день (для лиц, не достигших 16 лет - до 2 часов в день). Очередные и дополнительные отпуска были отменены и заменены денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады (сохранялось право на получение отпуска по болезни, а также по беременности и родам, который предоставлялся в соответствии со ст.14 Постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г.). Вместе с тем, Указом были предусмотрены также ограничения и льготы для отдельных категорий граждан. Так, к обязательным сверхурочным работам запрещалось привлекать беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью (в течение шести месяцев кормления). Оплата обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производилась в полуторном размере.
1 июля 1941 г. СНК СССР
принял постановление "О
В Директиве № П509 от 29
июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК
ВКП (б)) потребовал от партийных, советских,
профсоюзных и комсомольских
организаций прифронтовых областей
покончить с благодушием и
беспечностью и мобилизовать все
организации и все силы народа
для разгрома врага, организовать всестороннюю
помощь действующей армии, организовать
охрану важных тыловых объектов. При
вынужденном отходе частей Красной
Армии эвакуировать железнодорожный
транспорт, а также материальные
запасы (хлеб, горючее, скот, цветные
металлы), при невозможности вывоза
все ценное имущество уничтожать.
На оккупированных территориях предписывалось
создавать партизанские отряды и
диверсионные группы для уничтожения
живой силы противника и его пособников,
объектов транспорта, связи и управления.
Всех, кто своим паникерством и
трусостью мешает делу обороны, невзирая
на лица, подлежало немедленно предавать
суду военного трибунала. В порядке
обеспечения данного
26 декабря 1941 года принят
Указ Президиума ВС СССР "Об
ответственности рабочих и
Необходимость восполнения
боевых потерь потребовала подготовки
для Красной Армии обученных
фронтовых резервов, вследствие чего
Постановлением ГКО от 17 сентября 1941
года "О всеобщем обязательном обучении
военному делу граждан СССР" с 1 октября
1941 г. было введено обязательное военное
обучение граждан СССР мужского пола
в возрасте от 16 до 50 лет. При этом,
в интересах сохранения темпов промышленного
производства, а также обеспечения
возможности исполнять
Указом Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях) на период военного времени для работы по месту жительства на производстве и в строительстве. Исходя из нужд фронта, приоритет был отдан задействованию мобилизованных в авиационной, танковой, химической, металлургической и топливной промышленности, производстве вооружения и боеприпасов.