Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.

Оглавление

1. Введение

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аааа.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

В конце 1939 г., в обстановке начавшейся Второй мировой войны, правительства  Литвы, Латвии и Эстонии заключили  с СССР договоры о взаимопомощи, согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу советских  войск. В качестве жеста доброй воли советское правительство передало Литве г. Вильнюс и Виленский  край. Летом 1940 г. обстановка резко изменилась, военные успехи Германии побудили прибалтийские  правительства переориентироваться  на Берлин и начать с немцами секретные  переговоры. СССР, опираясь на поддержку  левых сил и массовые демонстрации в столицах, предъявил ультиматум, и правительства ушли в отставку. Были проведены выборы в парламенты, на которых победили левые блоки ("Союзы трудового народа"), получившие более 90% голосов.21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбой о вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. На основании  Законов СССР от 3, 5 и 6 августа 1940 года данные просьбы были удовлетворены  и Литовская, Латвийская и Эстонская  ССР были приняты в состав СССР. При этом, в состав Союзной Литовской  Социалистической Республики были переданы Свенцянский район и части  территорий с преобладающим литовским  населением Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Вороновского, Радунского районов Белорусской ССР.

 

На этом территориальное  переустройство СССР не было закончено. В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной  ею в 1918 г. Бессарабии (была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Северной Буковине была установлена  Советская власть. Хотя Северная Буковина России никогда не принадлежала, СССР добивался ее присоединения ввиду  очень важного стратегического  значения (по ней проходила рокадная железная дорога). Германия посоветовала румынам уступить, "намекнув", что уступка будет временной.

 

На основании Закона СССР от 2 августа 1940 г. "Об образовании  Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики" Бессарабия была объединена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье, с 12 октября 1924 г. находилось в составе  Украины) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в  качестве Союзной Республики.

 

Интересным представляется тот факт, что Конституции Литвы, Латвии, Эстонии и Молдавии допускали, наряду с социалистическим, частный  сектор хозяйства (частные хозяйства  единоличных крестьян, ремесленников  и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом).

 

Вместе с тем, 15 августа 1940 года на основании Указа Президиума ВС СССР на всей территории Бессарабии с 28 июня 1940 г. признано восстановленным  действие советских законов о  национализации земли в соответствии с декретом "О земле" от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Земля, недра и водные ресурсы объявлены государственной  собственностью.

 

На основании Указов Президиума ВС СССР от 6 ноября и 14 декабря 1940 года до издания общесоюзных кодифицированных законодательных актов на территории Литовской, Латвийской и Эстонской  ССР было разрешено временное  применение уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, трудового и семейного законодательства РСФСР, а на территории Молдавской ССР - соответствующих кодексов Украинской ССР. При этом, приговоры и решения, вынесенные судами данных республик  до установления в них Советской  власти, подлежали пересмотру на основании  вновь вводимых норм права.

 

В условиях надвигающейся  войны остро встал вопрос об обеспечении  безопасности Ленинграда. Город, находившийся в непосредственной близости от госграницы с Финляндией, в случае начала боевых действий мог обстреливаться финской  полевой артиллерией. В нынешнее время принято говорить о том, что СССР в своих интересах  развязал агрессивную войну против миролюбивой Финляндии, в результате которой аннексировал часть ее территории, тем самым нарушив нормы действующего международного права. В подтверждение  приводится решение Лиги Наций, которая  признала СССР агрессором и, учитывая отказ Советского Союза участвовать  в рассмотрении этого вопроса, исключила  его из своих членов. Однако, многие забывают о следующем.

 

Для решения проблемы обороноспособности г. Ленинграда СССР в течение 1937-1939 г. г. предпринял ряд серьезных дипломатических  шагов: финской стороне предлагалось заключить оборонительное соглашение, взять в длительную аренду часть  финской территории, представляющей для СССР интерес с точки зрения организации обороны Ленинграда и обеспечения безопасности Кировской (в н. в. - Октябрьской) железной дороги, соединяющий с материком незамерзающий  порт Мурманск, обмен участками территорий, при этом Советский Союз за перенос  на запад границы на Карельском перешейке  предлагал в 2 раза больше карельской земли, чем просил уступить Финляндию  своей.

 

Видный английский историк  Лиддел Гарт (отнюдь не "просоветски" настроенный) в 1970 году писал о "требованиях" СССР 1939 года к Финляндии: "Объективное  изучение этих требований показывает, что они были составлены на рациональной основе с целью обеспечить большую  безопасность русской территории, не нанося сколько-нибудь серьезного ущерба безопасности Финляндии.". Стоит  также привести слова Сталина  из стенограммы его переговоров 12 октября 1939 года с главой приглашенной в Москву финляндской делегации  Ю.К. Паасикиви: "Мы не можем ничего поделать с географией, так же как  и вы. Поскольку Ленинград передвинуть  нельзя, придется отодвинуть от него границу". Речь шла о нарушенной в 1917 году геополитической  границе. Поясню. В 1811 году - через два  года после создания Великого княжества  Финляндского - территория Карельского  перешейка была присоединена к нему в качестве своего рода щедрого дара Александра I. После превращения в 1917 году Финляндии в суверенную страну получилось так, что граница с ней прошла не в полутораста километрах от Петербурга (как было при Петре), а почти по его предместьям. Именно поэтому объективный английский историк выразил согласие с "требованиями" 1939 года к Финляндии.

 

Однако, ни одно из выдвинутых СССР предложений финской стороной фактически принято к рассмотрению не было. Более того, активно поддерживаемое военно-политическим руководством Германии, Великобритании и Франции, финское  правительство с 10 октября 1939 года, в условиях ведущихся переговоров, объявило скрытую мобилизацию и  начало (уже с 6 октября) накапливать  военные силы на границе с СССР. Уже через месяц планировалось  объявление открытой мобилизации. По тем  временам подобный шаг практически  означал начало войны. После осуществленного  финнами 26 ноября 1939 г. провокационного  артобстрела советской территории (в советском гарнизоне поселка  Майнила было убито 3 и ранено 6 красноармейцев) и последовавшего протеста со стороны  СССР с предложением (отклонено финской  стороной) об отводе финских войск  от границы на 20-25 км Советский Союз 29 ноября 1939 года разорвал дипломатические  отношения с Финляндией.30 ноября 1939 года президент Финляндии К. Каллио официально объявил войну СССР. В  тот же день войска Ленинградского военного округа получили приказ перейти  советско-финскую границу. В результате зимней военной кампании к марту 1940 года финская пехота потеряла 3/4 своего состава.13 марта 1940 г. главнокомандующий  финляндской армией маршал Маннергейм отдал приказ войскам Финляндии  о фактической капитуляции. Результаты войны: на Ханко начали создавать  военную базу, вместо территории до "линии Маннергейма" на Карельском перешейке забрали весь перешеек с городом Випури, ныне Выборгом. Границу почти на всем протяжении двинули вглубь Финляндии. Лиддел Гарт так охарактеризовал эти итоги "новые советские требования были исключительно умеренными. Выдвинув столь скромные требования, Сталин проявил государственную мудрость".

 

Следует, кстати, заметить, что  все соседи Финляндии - скандинавские  страны - отказались голосовать за резолюцию  Лиги Наций о признании СССР агрессором, так как были прекрасно осведомлены  о военно-политических планах руководства  Финляндии в 1939 году и принимаемых  мерах по их реализации.

 

22 июня 1941 г. гитлеровская  Германия, нарушив Договор (Пакт) о ненападении от 23 августа 1939 года, вероломно напала на СССР. Началось осуществление план "Барбаросса" - военная стадия реализации устремлений  А. Гитлера на Восток, описанных  им в книге "Майн Кампф": "Когда мы говорим о завоевании  новых земель в Европе, мы, конечно,  можем иметь в виду в первую  очередь только Россию и те  окраинные государства, которые  ей подчинены".

 

В тот же день в порядке  ст.49 п. "п" действующей Конституции  СССР был принят Указ Президиума ВС СССР "О военном положении", которое вводилось на всей европейской  части страны (действие Указа распространялось также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют  местные органы государственной  власти и государственного управления СССР). В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям (Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет Военных Советов, - высшему командованию войсковых соединений). Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; привлекать граждан к трудовой повинности (сроком до 2 месяцев) для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений, объявлять автогужевую повинность для военных надобностей, производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц, регулировать торговлю и работу торгующих организаций, коммунальных предприятий, а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении, выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. Военным властям также было предоставлено право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей.

 

Позднее Указами Президиума ВС СССР военное положение было введено  в Грузинской ССР, в некоторых  городах Закавказья, по берегам Черного  и Каспийского морей, а также  на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным  и повышало дисциплину труда, в том  числе и путем уголовной ответственности  за проступки и преступления.

 

В условиях мобилизации страны и перевода промышленности на военный  лад возникла необходимость корректировки (в т. ч. ужесточения) ряда правовых норм в различных отраслях. Так, Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. "О  режиме рабочего времени рабочих  и служащих в военное время" директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства  и торговли было предоставлено право  устанавливать (с разрешения Совнаркома СССР) для всех рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день (для лиц, не достигших 16 лет - до 2 часов в день). Очередные и дополнительные отпуска  были отменены и заменены денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, которая переводилась в сберкассы  как замороженные на время войны  вклады (сохранялось право на получение  отпуска по болезни, а также по беременности и родам, который предоставлялся в соответствии со ст.14 Постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г.). Вместе с тем, Указом были предусмотрены также ограничения и льготы для отдельных категорий граждан. Так, к обязательным сверхурочным работам запрещалось привлекать беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью (в течение шести месяцев кормления). Оплата обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производилась в полуторном размере.

 

1 июля 1941 г. СНК СССР  принял постановление "О расширении  прав народных комиссаров СССР  в условиях военного времени". Руководители наркоматов, а также  директора заводов, начальники  строек получали широкие полномочия  в пределах своей компетенции  в вопросах маневрирования материальными  и бюджетными ресурсами, что  способствовало повышению эффективности  управления и своевременному  решению вопросов, связанных с  выполнением в условиях военного  времени возложенных на народные  комиссариаты Союза ССР задач  и в первую очередь - выполнением  планов производства и строительства.  В июле того же года СНК  принял постановление "О предоставлении  Совнаркомам республик и край (обл) исполкомам права переводить  рабочих и служащих на другую  работу". Это решение давало  права местным властям за отказ  от перехода на другую работу (в интересах решения задач  повышения обороноспособности страны) подвергать виновных судебной  ответственности как за самовольный  уход с работы.

 

В Директиве № П509 от 29 июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б)) потребовал от партийных, советских, профсоюзных и комсомольских  организаций прифронтовых областей покончить с благодушием и  беспечностью и мобилизовать все  организации и все силы народа для разгрома врага, организовать всестороннюю помощь действующей армии, организовать охрану важных тыловых объектов. При  вынужденном отходе частей Красной  Армии эвакуировать железнодорожный  транспорт, а также материальные запасы (хлеб, горючее, скот, цветные  металлы), при невозможности вывоза все ценное имущество уничтожать. На оккупированных территориях предписывалось создавать партизанские отряды и  диверсионные группы для уничтожения  живой силы противника и его пособников, объектов транспорта, связи и управления. Всех, кто своим паникерством и  трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица, подлежало немедленно предавать  суду военного трибунала. В порядке  обеспечения данного требования, наряду с положениями ст.133 Конституции  СССР, ст.2 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" и действовавшего уголовного кодекса Президиумом  ВС СССР 6 июля 1941 г. был принят Указ "Об ответственности за распространение  в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", в соответствии с которым лица, виновные в распространении в  военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, подлежали  суду военного трибунала и карались тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет (если это действие по своему характеру  не влекло за собой по закону более  тяжкого наказания).

 

26 декабря 1941 года принят  Указ Президиума ВС СССР "Об  ответственности рабочих и служащих  предприятий военной промышленности  за самовольный уход с предприятий" (предусматривал наказание в виде  тюремного заключения на срок  от 5 до 8 лет).

 

Необходимость восполнения  боевых потерь потребовала подготовки для Красной Армии обученных  фронтовых резервов, вследствие чего Постановлением ГКО от 17 сентября 1941 года "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" с 1 октября 1941 г. было введено обязательное военное  обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. При этом, в интересах сохранения темпов промышленного  производства, а также обеспечения  возможности исполнять служебные  обязанности в непроизводственной сфере обучение было организовано без  отрыва обучаемых от работы в удобное  для нормального функционирования предприятий и учреждений время.

 

Указом Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация  трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях  и предприятиях) на период военного времени для работы по месту жительства на производстве и в строительстве. Исходя из нужд фронта, приоритет был  отдан задействованию мобилизованных в авиационной, танковой, химической, металлургической и топливной промышленности, производстве вооружения и боеприпасов.

Информация о работе Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства