Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа
Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.
1. Введение
2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны
3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)
4. Заключение
5. Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"История Отечественного государства и права"
Тема: "Развитие права в годы Великой Отечественной войны и
в послевоенные годы восстановления народного хозяйства".
МОСКВА - 2009
Содержание
1. Введение
2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны
3. Развитие права в СССР
в послевоенные годы
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Введение
Тема развития советского
права в года Великой Отечественной
войны и период восстановления народного
хозяйства продолжает оставаться актуальной
и в наши дни. Интерес к данному
вопросу, на мой взгляд, обусловлен
прежде всего противоречивостью
отношения к нему со стороны различных
общественно-политических сил и
отдельных граждан. С одной стороны,
это стремление апологетов "общемировых
и общечеловеческих ценностей" опорочить
советское время, обвинить органы власти
и управления Советского Союза и
лично И.В. Сталина в незаконных
массовых репрессиях против народа СССР,
которые были ими осуществлены якобы,
исходя из сугубо личных мотивов, а
так же по причине полной психической
деградации высших советских и партийных
руководителей того времени. С другой
стороны, живы еще участники и
свидетели происходивших
К сожалению, следует заметить,
что идеализировать правовые отношения
в СССР нельзя. Но это обусловлено,
на мой взгляд, не собственно действующим
законодательством, а имевшими место
проблемами правоприменения со стороны
прежде всего судебных (и внесудебных
карательных), следственных, надзорных
органов, различных контролирующих
инстанций и т.д. Но, говоря об этом,
не следует забывать, что в любой
политической системе, в условиях практически
любого общественного строя мы можем
наблюдать нарушения
Прежде чем перейти к рассмотрению темы данной контрольной работы полагаю целесообразным вкратце остановиться на вопросе формировании и деятельности органов государственной власти и управления, их роли в реформировании правовых отношений в СССР в военное время. Данные органы, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. То же надо сказать и о республиканских органах, о местных советских учреждениях. Целям повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Перед войной его возглавил И.В. Сталин. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП (б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР в составе 7 человек. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседало раз в неделю, а при необходимости и чаще.
Оккупация части территории
СССР привела к не соблюдению предусмотренных
Конституцией СССР, конституциями союзных
и автономных республик сроков очередных
выборов в Советы всех уровней, вследствие
чего полномочия соответствующих Советов
продлевались решениями Президиума
Верховного Совета СССР и Президиумов
Верховных Советов республик. Выборы
в Верховный Совет СССР во время
войны не проводились ни разу, а
сессии Верховного Совета СССР проводились
лишь три раза - в 1942, 1944, и 1945 гг. На освободившейся
от врага территории практика выборов
Советов часто подменялась
Осуществленные изменения в системе управления не могли решить всех задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления.
Первоначально в интересах организации ведения военных действий Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1941 года был создан Высший орган стратегического руководства ВС СССР в войне - Ставка Главного командования во главе с маршалом С.К. Тимошенко (председатель). Кроме него в Ставку также входили: заместитель председателя СНК Ворошилов К.Е., заместитель председателя СНК и нарком иностранных дел В.М. Молотов, секретарь ЦК ВКП (б), Председатель СНК СССР И.В. Сталин, заместитель наркома обороны, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, первый заместитель наркома обороны С.М. Буденный, нарком ВМФ, главнокомандующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов.10 июля Ставка ГК была преобразована в Ставку Верховного Командования и ее возглавил И.В. Сталин.8 августа 1941 года он был назначен Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР и Ставка была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. В нее также был введен Б.М. Шапошников.
Вместе с тем, очевидной
становилась необходимость
В этой связи уже 30 июня 1941
года совместным решением Президиума
Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и
СНК СССР создается Государственный
Комитет Обороны (ГКО), "Положение…"
о котором опубликовано в тот
же день в "Ведомостях Верховного Совета
СССР". В состав ГКО вошли 5 человек
(позже - 9): И.В. Сталин (председатель), В.М.
Молотов (заместитель председателя),
К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия.
Позднее в состав ГКО были введены
Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович
и А.И. Микоян, а Ворошилов в
ноябре 1944 г. был выведен из ГКО. Через
наркоматы ГКО руководил
Постановления Государственного
Комитета Обороны имели силу законов
военного времени. Все организации
- партийные, советские, хозяйственные,
общественные - обязаны были неукоснительно
выполнять любые постановления
и распоряжения ГКО. Комитет обходился
небольшим собственным
2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны
Рассмотрение вопроса собственно о праве в годы Великой отечественной войны необходимо начать с предвоенного периода, в течение которого советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. Данная работа не преследует цели осуществить жесткую отраслевую классификацию правовых новаций того времени. Поэтому, учитывая, что ряд вновь вводимых норм права имел свойство межотраслевых (в них одновременно содержались нормы уголовного, трудового, семейного, гражданского и т.д. права), их рассмотрение во 2 разделе работы будет построено в основном в хронологическом порядке.
Так, 1 сентября 1939 (в день начала 2-й Мировой войны) принимается Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности".
В условиях наращивания выпуска продукции военного назначения были выработаны меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. В частности, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР (ВС СССР) от 26 июня 1940 г. (вступил в силу с 27 июня 1940 г.)"О переходе на 8-ми часовой рабочий день и 7-ми дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений", согласно которому:
для основной массы трудящихся установлена 8-часовая продолжительность рабочего дня. Для работников, занятых на производстве с шестичасовым рабочим днем (за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР) продолжительность рабочего дня увеличивалась до 7 часов;
работа во всех предприятиях и учреждениях переведена с шестидневки на семидневную неделю (воскресенье считался днем отдыха);
запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое без разрешения директора предприятия или начальника учреждения (предоставление установленных отпусков осуществлялось независимо от этих норм, по действующему законодательству). Вместе с тем, установлены обязательные основания для разрешения на уход рабочего и служащего с предприятия - неспособность рабочего или служащего по медицинским показаниям выполнять прежнюю работу без предоставления подходящей работы на данном предприятии, зачисление работника на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение. Данное ограничение не распространялось также на работающих пенсионеров по старости, желающих оставить работу;
за самовольный уход с предприятий или из учреждений предусматривалось наказание - тюремное заключение сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев, за прогул без уважительной причины - исправительно-трудовые работы по месту основной деятельности на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25% (с учетом этих норм права отменено обязательное увольнение за прогул без уважительных причин). Дела такого рода рассматривались народными судами в течение 5 дней, приговоры по ним приводились в исполнение немедленно;
введена также и уголовная
ответственность для директоров
предприятий и начальников
В развитие курса на снижение
себестоимости выпускаемой
Указом Президиума ВС СССР от 10 августа 1940 г. ужесточена уголовная ответственность за мелкие кражи (независимо от размера) на производстве и за хулиганство на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах. Подобные преступления наказывались тюремным заключением сроком на один год, если по своему характеру они не влекли за собой по закону более тяжкого наказания.
Указом Президиума ВС СССР
от 2 октября 1940 г. для обеспечения
постоянного притока новой
Глобальные практические шаги были приняты и в интересах расширения территории страны и сферы геополитического влияния, отдаления внешних границ от жизненно важных политических и промышленных центров государства, увеличения численности населения. Этот вопрос также представляет определенный интерес, так как его рассмотрение дает возможность понять, выступал ли СССР в то время в роли агрессора и каким образом происходило расширение его территории.
Так, с нападением Германии
на Польшу настала возможность и
необходимость вернуть области,
отторгнутые от СССР после неудачной
войны с Польшей в 1921 г. - Западную
Украину и Западную Белоруссию.17
сентября, когда польское государство
фактически перестало существовать
(правительство и командование бежали
из страны), советские войска вошли
в Польшу и остановились на "линии
Керзона" - границе 1919 г. В нынешнее
время принято расхожее мнение, что
СССР выступил в качестве агрессора
наравне с Германией. Однако, существовавший
тогда прообраз ООН - Лига Наций - обязана
была организовать своих членов на
отпор агрессии. Однако она Советский
Союз агрессором не признала. Согласно
ст.16 Устава Лиги Наций, все страны обязаны
были порвать с СССР торговые и
финансовые отношения. Этого никто
не сделал. Как отметило германское
руководство в ноте от 21 июня 1941 г.,
Германия разрешила СССР "большевизировать"
"находящиеся в состоянии