Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Тема развития советского права в года Великой Отечественной войны и период восстановления народного хозяйства продолжает оставаться актуальной и в наши дни. Интерес к данному вопросу, на мой взгляд, обусловлен прежде всего противоречивостью отношения к нему со стороны различных общественно-политических сил и отдельных граждан. С одной стороны, это стремление апологетов "общемировых и общечеловеческих ценностей" опорочить советское время, обвинить органы власти и управления Советского Союза и лично И.В. Сталина в незаконных массовых репрессиях против народа СССР, которые были ими осуществлены якобы, исходя из сугубо личных мотивов, а так же по причине полной психической деградации высших советских и партийных руководителей того времени.

Оглавление

1. Введение

2. Развитие права в СССР в годы Великой Отечественной войны

3. Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аааа.docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

 

От мобилизации освобождались  учащиеся 16 - 18 лет, подлежащие призыву  в школы ФЗО, ремесленные и  железнодорожные училища, матери грудных  детей (или детей до 8 лет в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними), учащиеся высших и средних  учебных заведений. Для уклоняющихся от мобилизации лиц предусматривалась  уголовная ответственность в  виде принудительных работ по месту  жительства на срок до 1 года.

 

Меры по активизации трудовой деятельности не обошли и колхозников. Так, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года "О повышении  для колхозников обязательного  минимума трудодней" была расширена  система дополнительной оплаты труда, одновременно был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней в хлопковых районах; до 100 - в Московской и ряде других специально указанных областей, а  также в высокогорных и животноводческих районах (по списку Наркомзема СССР), до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет  из числа членов семей колхозников  обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. При этом СНК  союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам  было предоставлено право в пределах 20% повышать или понижать для отдельных  районов (в зависимости от местных  условий) количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ.

 

Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней  в сезон работ, карались по суду исправительными  работами в колхозах на срок до 6 месяцев  с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели правлений колхозов и бригадиры за уклонение от предания суду таких колхозников, подлежали  привлечению к судебной ответственности. Трудоспособные колхозники, не выработавшие в течение года обязательного  минимума трудодней, решением колхозов могли исключаться из колхоза, считаться потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.

 

Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В  страду в порядке мобилизации  на работу в МТС, колхозы и совхозы  привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащихся и студентов с оплатой в  трудоднях и сохранением по месту  работы 50% оклада, а студентам - стипендии.

 

Указом от 2 ноября 1942 года Президиум ВС СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных  немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими  ущерба гражданам, колхозам, государственным  учреждениям СССР (под председательством  секретаря ВЦСПС Н.М. Шверника. Аналогичные  комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах из представителе  партийных, советских, военных органов  и местного населения. В результате ее деятельности было собрано огромное количество документальных и вещественных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свидетелей и заявлений, рассмотрено 54 тыс. актов о злодеяниях и около 4 млн. - о причиненном материальном ущербе), что позволило опубликовать 27 сообщений Комиссии о злодеяниях, совершенных на советской и польской территориях, установить размеры материальных, художественных и исторических ценностей, уничтоженных или вывезенных оккупантами  за годы войны.

 

В декабре 1942 г. расширяется  состав такого преступления, как спекуляция (в него включается продажа махорки  и самогона в больших количествах). Проявилась общая тенденция к  расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в статью 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с  уклонением от разного рода государственных  повинностей. "Разбазаривание продуктов" должностными лицами подпало под  действие Закона СССР (август 1932 г.) о  хищениях социалистической собственности. В январе 1942 г. кража личного имущества  при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения  врага и т.п.) была приравнена к  бандитизму. В июне 1943 г. был принят Указ об ответственности за хищение  горючего. Вводились нормы, предусматривавшие  наказания за убой скота, поломку  сельхозтехники и пр.

 

Указом Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания  для немецко-фашистских злодеев, шпионов  и изменников Родины и их пособников" для указанных специальных субъектов  уголовного права вводятся особые меры наказания - смертная казнь через  повешение и каторжные работы (на срок до 20 лет).

 

Отделения каторжных работ  на 10 тыс. человек каждое были организованы в Воркутинском, Норильском и Северо-восточном ("Дальстрой") лагерях НКВД СССР, а для больных и нетрудоспособных - при Карагандинском ИТЛ НКВД СССР.

 

В качестве примера применения данной меры социальной защиты можно  привести приведение в исполнение приговора  в отношении руководителей казачьих формирований, воевавших на стороне  гитлеровской Германии. В частности, по приговору Военной Коллегии Верховного Суда СССР казачьи генералы П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, Т.Н. Доманов, Султан-Гирей  Клыч были признаны советским судом  виновными в антисоветской деятельности и военных преступлениях и  повешены в Москве 16 января 1947 года. Вместе с ними был казнён и командир 15-го Казачьего конного корпуса  генерал-лейтенант группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц. Все эти  лица были причастны к организации  и проведению массовых карательных  акций в 1943-1944 годах против мирного  населения Югославии, в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года.

 

В 1943 г. была введена уголовная  ответственность: для воинских начальников - за незаконное награждение, для должностных  лиц - за разглашение гостайны и утрату документов, содержащих гостайну.

 

Отдельной страницей правовых отношений в годы Великой Отечественной  войны стал правовой режим военнопленных. Их правовое положение регулировалось Гаагскими (1899 и 1907 г. г.) и Женевской (1929 г.) конвенциями и, по свидетельства  как с советской стороны, так  и со стороны самих пленных, режим  их содержания практически соответствовал всем международным нормам и радикально отличался от режима обращения с  военнопленными как в немецких лагерях, так и в лагерях союзнических войск. Достаточно сказать, что по нормам, принятым на заседании Экономсовета при СНК СССР (протокол № 37 от 20 сентября 1939 года) и в последующем регулируемым НКВД СССР (циркуляр № 353 от 25.08.1942 г., приказы  №№ 00488 от 16.03.1943 г., 00540 от 19.05.1945 г., а  также совместный приказ НКВД СССР и Начальника тыла Красной Армии  № 001117/0013 от 28.09.1945 г.), питательная ценность среднесуточного рациона военнопленного составляла примерно 2200 ккал. При этом, жестко нормирован рабочий день (для  основных категорий - 8 часов), установлены  нормальные размеры оплаты труда. Подавляющее  большинство военнопленных было репатриировано из СССР к 1948 году. О  полном завершении репатриации МВД  СССР доложило 24 мая 1950 года. Всего репатриировано 3 млн.344 тыс.696 военнопленных бывших вражеских армий.

 

После Сталинградской битвы  и битвы на Курской дуге в Великой  Отечественной войне наступил окончательный  перелом в пользу Советского Союза. Началось освобождение советской территории от оккупации, создание условий для  нормальной организации послевоенной жизни страны. Остро встал вопрос о восстановлении разрушенного хозяйства  в освобожденных районах. В этой связи Постановлением СНК СССР и  ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года намечается ряд соответствующих неотложных мер. В частности, органы власти отдельных  центральных, восточных южных областей и АССР, Казахской, Азербайджанской  и Армянской ССР обязывались  возвратить колхозам освобожденных  районов скот, эвакуированный на восток, а также возместить количество израсходованного скота. Намечены меры по увеличению поголовья скота в колхозах, в том числе, за счет государственных закупок. Колхозам в районах, освобожденных от оккупации, предоставлялись льготы в вопросах поставок лошадей для нужд обороны и народного хозяйства, а также отдельных видов сельхозпродукции; колхозникам, единоличникам, рабочим и служащим - в вопросах поставок сельхозпродуктов государству и в порядке проведения заготовок. Выработаны пути восстановления и строительства жилого фонда для колхозников, рабочих и служащих, проживающих в землянках и разрушенных домах, что рассматривалось как неотложная задача партийных и советских организаций в освобожденных областях.

 

Отдельным вопросом правовых отношений в года войны является депортация малых народов. Так, 2 апреля и 11 мая 1944 года ГКО принял постановления  № 5943сс и № 5859сс о выселении крымских татар, греков, армян и болгар из Крымской АССР в Узбекскую ССР. Аналогичным  образом осуществлялось переселение  в течение 1943-1944 г. г. чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев в Киргизскую и Казахскую ССР, в центральную  и восточную Сибирь. Параллельно  принимались законодательные акты об изменении территориального устройства СССР (как например, Указ Президиума ВС СССР "О ликвидации Калмыцкой  АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР" или  Указ Президиума ВС СССР от 7 марта 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и административном разделе ее территории меду прилегающими областями и республиками).

 

Несмотря на продолжающиеся обвинения в адрес советских  органов власти и лично И.В. Сталина  в негуманном отношении к депортируемым  народам, следует отметить, что факты  массового дезертирства из Красной  Армии, сотрудничества с оккупантами (в том числе, в составе национальных воинских формирований), а также  бандитизма в тылу Советских войск  со стороны большого числа представителей этих народов исторически доказан. Кроме того, депортация не является чисто советским изобретением и  ранее широко применялась во внутренней политике "демократических" стран. Так,19 февраля 1942 года, спустя два с  небольшим месяца после начала войны  с Японией, президент США Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов всех без исключения лиц японской национальности и размещении их в  т. н. "пересыльных центрах" - по сути в концентрационных лагерях  в центральной части страны, где  они пробыли почти до конца  войны. Согласно этому указу было интернировано около 120 тысяч человек, из которых две трети являлись американскими гражданами, а остальные  имели легальный вид на жительство. Одновременно с депортацией этнических японцев, из действующей армии США  были уволены все военнослужащие японского происхождения.

 

Следует также заметить, что  многие представители депортируемых  народов освобождались от статуса  спецпоселенцев, однако лишались при  этом права проживания на Кавказе. Так, за боевые заслуги командира минометной батареи капитана У.А. Оздоева, имевшего пять государственных наград, была снята с учета на спецпоселении  его семья. Ей разрешалось проживание в Ужгороде. Не выселялись также  чеченки и ингушки, состоящие  в браке с лицами других национальностей. Кроме того, до 1 октября 1948 г. из спецпоселения  было освобождено 7018 человек из числа  выселенных в 1943-1944 гг. с Северного  Кавказа.

 

Роль СССР в развитии международного права в годы войны обусловлена  его участием в блоке государств антигитлеровской коалиции. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание  министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и создана  Консультативная комиссия для определения  условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конференция  глав трех государств в Тегеране, в  феврале 1945 г. - в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские территории), условия участия СССР в военных  действиях против Японии (СССР получал  Курилы и Южный Сахалин), была начата реализация идеи новой Лиги Наций - ООН. Именно на этих конференциях победителей  и на промежуточных переговорах  в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.

 

право советский союз война

 

Небезынтересным с точки  зрения планирования послевоенной международной  политики представляются новые тенденции  во взаимоотношениях центральных властей  с республиками. В конце января - начале февраля 1944 г. состоялась сессия ВС СССР, которая приняла Закон  СССР от 1 февраля 1944 года "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и  о преобразовании в связи с  этим Народного комиссариата иностранных  дел из общесоюзного в союзно-республиканский  Народный комиссариат". Этот закон  был продиктован стремлением  советского руководства занять более  выгодную позицию в послевоенном устройстве мира. Для этого необходимо было включить союзные республики в  международную жизнь как субъекты международного права. Реально предоставленными возможностями воспользовались  только Белоруссия и Украина, которые  смогли вступить в международные  отношения и позднее вместе с  СССР участвовали в создании и  работе Организации Объединенных Наций.

 

Расширение прав союзных  республик проявилось также в  предоставлении им права создавать  свои воинские формирования. Так, на выше упомянутой сессии ВС СССР 1 февраля 1944 года принят закон СССР "О создании войсковых формирований Союзных  республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский  Народный комиссариат". Национальные воинские формирования создавались  и до этого закона решением ГКО. Тем  не менее, законодательное закрепление  данного положения представляется целесообразным как одна из мер нормализации национальных отношений в стране в условиях ранее проведенных  мероприятий по депортации. Общая  численность национальных формирований в СССР достигала свыше 0,5 млн. человек. Они сыграли заметную роль в обеспечении  победы над врагом, однако ни одно из этих формирований не превратилось в  республиканскую армию. Национальные воинские формирования и военные  ведомства в республиках просуществовали  до начала 50-х гг., хотя в Конституции  СССР соответствующие положения  оставались до 1977 г.

 

Необходимо также отметить, что законотворчество в военные  годы было направлено не только на ужесточение  ответственности. Широко применялась  отсрочка исполнения приговоров с отправкой  осужденных на фронт. Так, в соответствии с Указами Президиума ВС от 12 июля и 4 ноября 1941 г. в местностях, не объявленных  на военном положении, досрочно освобождались  из мест заключения лица, осужденные за опоздания и прогулы, маловажные бытовые преступления, женщины, беременные и с малолетними детьми, учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, военнослужащие, совершившие  малозначительные должностные, хозяйственные  и воинские преступления, нетрудоспособные инвалиды и старики. При этом, обретавшие свободу граждане предупреждались, что в случае совершения новых  преступлений они будут подвергнуты  более суровой мере наказания. Не подлежали освобождению осужденные за контрреволюционные преступления, злостные хулиганы и рецидивисты, а  также немцы, финны, румыны, венгры, итальянцы, латыши, литовцы и эстонцы. Самое главное, что вышедшие из заключения лица призывных возрастов организованно  передавались в военкоматы для направления  их в Красную Армию. Из числа досрочно освобожденных в Красную Армию  к концу 1941 года было направлено около 420 тыс. человек. Всего с начала войны  до июня 1944 г. в армию было передано 975 тыс. заключенных. Отличившиеся в  боях освобождались от наказания, с  них снималась судимость.

 

Советское гражданское право  в целом за годы войны не претерпело существенных изменений. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с  требованием хозяйственного расчета. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на такой территории, если они противоречили закону, признавались недействительными. Много было сделано  для защиты прав и законных интересов  советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке  защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными  в действующую армию сохранялась  жилая площадь, квартирная плата  за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы.

 

Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место  они получали жилую площадь, а  их прежняя жилая площадь поступала  в распоряжение местных органов  власти.

 

При возвращении они могли  требовать восстановления своих  прав при соблюдении следующих условий:

 

·  эвакуация должна быть документально оформлена;

Информация о работе Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства