Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основные периоды развития кинематографа в Великобритании.
Введение
1.Зарождение кинематографа в Великобритании
2.Звуковое кино Великобритании .Начало 30-х годов.
3.Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
4.Кино Великобритании в первое послевоенное десятилетие (1945–1955)
5.Кинематограф Великобритании в 1950-1960-е годы
6.«Молодые рассерженные» и «Свободное кино»
7.Кино 1980-х - 2000-х гг.
Заключение
Литература
Новый кризис взволновал широкую общественность. Для ее успокоения был проведен
в жизнь объявленный еще в 1943 году план создания Национальной корпорации для финансирования кинопроизводства. Корпорация должна была помогать независимым продюсерам и кинофирмам, предоставляя им заем в размере 30% стоимости фильма, погашавшийся после выхода картины в прокат. Помимо этого летом 1950 года был принят «план Иди», названный по имени секретаря казначейства Уилфрида Иди.
План Иди сводился к сокращению очень высокого государственного налога на развлечения и одновременному увеличению цен на билеты, что повышало доходы кинопромышленности на
3 миллиона фунтов в год. Наиболее смелым пунктом плана Иди было, однако, решение взимать в новый фонд британского кинопроизводства по фартингу с каждого проданного билета (так называемая «наценка Иди»). Введенный как временная мера план Иди стал постоянной формой государственной помощи кинопромышленности. Однако в преодолении кризиса важную роль сыграл не столько план Иди, сколько борьба английской общественности и деятелей культуры против засилья Голливуда, послужившего важнейшей причиной свертывания кинопроизводства
в 1949 году (тогда закрылись многие студии, количество занятых в кино людей сократилось с 7700 до 4400, а Рэнк был вынужден продать павильоны бывшей «Гомон-бритиш» Би-Би-Си для переоборудования в телестудии), и, наконец, развернувшийся в конце 40-х - начале 50-х годов в кризис самого Голливуда.
Благодаря совокупности всех этих факторов англичанам удалось справиться с кризисом, но это не отразилось на характере массовой, коммерческой продукции, если не считать исчезновения психопатологических мелодрам. Многочисленные полицейские фильмы, изображавшие неотвратимость возмездия и мудрость Скотленд-Ярда; вечные мюзиклы с участием новых
«звезд» - Томми Стила или Клиффа Ричарда; сексуальные драмы с участием Дианы Доре; традиционные эксцентрические комедии с участием сменившего У. Хея и Д. Формби Нормана Уиздома составляли основной поток выпускавшихся в Великобритании фильмов, которые, подобно картинам 30-х годов, не имели почти никакого отношения к действительности.
В обращении британских кинематографистов к реализму решающую роль сыграла возглавляемая Майклом Бэлконом студия «Илинг». Именно здесь в 1949-1955 годах сформировалась блестящая, неповторимая школа английской кинокомедии. В произведениях, созданных представителями этой школы, находили свое воплощение важнейшие проблемы современной действительности, подвергались смелой критике противоречия и нелепости английского общества, консервативного, лицемерного и обремененного многочисленными условностями.
Успехи «Илинг» начались с трех появившихся в 1949 году картин - «Паспорт в Пимлико»
Г. Корнелиуса, «Добрые сердца и короны» Р. Хеймера и «Виски в изобилии» А. Маккендрика. Поставленные в стиле эксцентрической комедии, они, однако, отличались от большинства картин такого рода тонкой ироничностью, изобретательностью и интеллектуальностью.
В 50-е годы фильмы студии «Илинг» стали известны во всем мире. «Банда с Лавендерхилл» и «Любовная лотерея» Ч. Крайтона, «Человек в белом костюме», «Мэгги» и «Убийцы леди»
А. Маккендрика, «Смех в раю» М. Дзампи, «Дженевьева» Г. Корнелиуса - эти и другие бытовые, проблемные и пародийные кинокомедии спустя несколько лет после «Короткой встречи» и «Третьего человека» шли с огромным успехом на экранах Франции, Италии, Германии и США. Как отмечали сами английские критики, «успех комедий студии «Илинг» был основан не на развитии событий, не на определенном стиле, а на счастливом сочетании непосредственности, жизнерадостности и социального сознания».
Во второй половине 50-х годов появился ряд острых политических комедий, подвергших критике разные стороны общественной жизни: картины братьев Боултинг («Карлтон Браун - дипломат», «Левые, правые и центр», «Все в порядке, Джек»), комедия-памфлет Д. Арнольда «Мышь, которая рычала» и другие.
К сожалению, поворот к
современности был осуществлен
только в комедии. В других жанрах
долгое время наблюдалось топтание
на месте или отступления. Это
можно сказать даже о фильмах
ведущих режиссеров послевоенных лет
- Д. Лина и К. Рида. Первый потерпел поражение,
попытавшись вернуться к
Верный своей тактике
приглашения ведущих
Если учесть начавшееся в 50-е годы наступление телевидения, что, несомненно, послужило одной из причин падения посещаемости (в 1962 году она сократилась по сравнению с 1955 годом в 3 раза), будущее английского кино рисовалось в мрачных тонах.
Начиная с 1955 года повсюду закрывались кинотеатры, превращавшиеся сначала в танцзалы, затем - в кегельбаны. Не помогли ни стереокино, ни широкий экран во всех его вариантах. Единственным выходом было бескомпромиссное обращение к актуальным темам современности. Однако даже документальное кино, ранее выступавшее в авангарде реалистического направления, переживало упадок.
Правительство консерваторов закрыло «Краун филм юнит». Это была запоздалая месть за роль, которую сыграли либерально настроенные документалисты на выборах 1945 года.
Ушел из жизни X. Дженнингс. Монолитное ранее движение рассредоточилось. Одни работали под руководством Э. Анстея в «Бритиш транспорт филмз», другие перешли в киноотделы корпораций «Шелл» и «Петролеум». Несмотря на отдельные успехи, ветераны А. Элтон и Б. Райт имели основания заявлять, что теперь не существует ни единого содружества, ни единой цели.
И все же дух 30-х годов вновь возродился, на этот раз в деятельности группы «Свободное кино», которая в 1954-1957 годах выпустила серию интересных фильмов при финансовой поддержке Британского киноинститута.
Участники группы - Линдсей Андерсон, Тони Ричардсон, Карел Рейш, Джон Флетчер,
Ги Брентон - декларировали свою независимость от коммерческого кино и стремились зафиксировать будничную жизнь рядовых англичан. Далеко не случайно программа созданных режиссерами «Свободного кино» картин при всем их разнообразии имела общее название - «Смотри на Англию».
Работая в сложных условиях, не имея опыта, режиссеры «Свободного кино» были вынуждены прекратить свои интересные и значительные эксперименты в 1958 году, когда Британский киноинститут перестал оказывать им финансовую помощь. Некоторые из них отошли от кино, но наиболее талантливые - Т. Ричардсон, К. Рейш, Л. Андерсон - составили ядро нового реалистичес-кого направления в английском киноискусстве - так называемых «рассерженных».
По сложившейся традиции, английское кино с довольно значительным опозданием реагировало на изменения, происходившие в национальной литературе и театре. Уже в середине
50-х годов внимание
общественности привлекли
Лидеры нового направления - писатели Джон Брейн и Кингсли Эмис, Джон Уэйн и Алан Силлитоу, Джон Осборн и Шейла Делани - выразили свой протест в откровенной и необычайно резкой форме, вызвав к жизни определение «рассерженные молодые люди». Положительной стороной протеста «рассерженных» была острая критика буржуазного общества, образа жизни и установленных норм мышления. Обращаясь к повседневной действительности. Фильм «Дети четверга» рассказывал о школе глухонемых детей; «Каждый день, кроме Рождества» - о жизни знаменитого лондонского рынка Ковент-Гарден; «Марш на Олдермастон» - о борьбе английского народа против атомного вооружения страны; ленты К. Рейша и Т. Ричардсона «Мы - парни из Ламбета» и «Мамочка не позволяет» были посвящены жизни рабочей молодежи.
5. Кинематограф Великобритании в 1950-1960-е годы
Английский кинематограф также претерпел в 1950-1960 годы немалые изменения. Начало им было положено в 1954 году, когда Кэрел Рейс и Линдсей Андерсон основали движение "Свободное кино". Они выпускали картины, выдержанные в документальном стиле, на подобие лент "Мы - парни из Ламбета" (1958) и "Каждый день, кроме Рождества" (1959), в которых повседневная жизнь отображалась весьма живо и реалистично.
Определенное влияние на английское кино оказали и театральные бытовые пьесы конца 1950-х годов. Их действие, как правило, разворачивалось на индустриальном севере и касалось проблем рассерженных молодых людей, недовольных своим местом в обществе. Некоторые из этих пьес были экранизированы. Съемки часто проводились на натуре, чтобы придать картинам больший реализм. Такие фильмы, как "В субботу вечером, в воскресенье утром" (1960) Рейса, "Вкус меда" (1961) Тони Ричардсона и "Билли-лжец" (1963) Джона Шлезингера, вобрали в себя все лучшее из свободного кино, бытовых пьес и французской "новой волны". Но вскоре они вышли из моды, и на смену им пришли такие картины, как "Вечер трудного дня" (1964), "Элфи" (1966) и сериал о Джеймсе Бонде, отражавшие музыкальные пристрастия и свободолюбивый дух бурных шестидесятых.
Англия в то время привлекла некоторых американских режиссеров, снявших там заметные картины. Джозеф Лоузи создал в содружестве со сценаристом Гаролдом Пинтером несколько лент с весьма напряженным сюжетом, в том числе фильм "Слуга" (1963). Более жестким режиссером был Стэнли Кубрик, посвятивший свое творчество борьбе с условностями голливудских жанров. Наиболее известны две его картины, "2001 год: космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин" (1971). Успехи английского кинематографа в начале 1960-х годов побудили Голливуд вкладывать в его фильмы немалые деньги. Однако после нескольких дорогостоящих провалов американцы утратили к нему интерес, оставив английскую кинопромышленность по уши в долгах.
6. «Молодые рассерженные» и «Свободное кино»
«Свободное кино» хотело уничтожить старый кинематограф, тиражировавший музыкальные комедии и драмы из жизни сливок общества. Бунтуя против «добропорядочной» продукции, «свободные» считали себя наследниками школы Грирсона. Первые работы «свободных» тоже были документальными: они хотели говорить о простых людях в их повседневном существовании.
Союз с «рассерженными» осуществился, когда Тони Ричардсон (настоящее имя Сесил Антонио, 1928-1991), один из лидеров «свободного кино», поставил по пьесам Джона Осборна игровые картины «Оглянись во гневе» (1959) и «Комедиант» (1960). Арчи Райе, герой второго фильма, был полной противоположностью «рассерженному» Джимми Портеру. Семья Райе издавна выступает в мюзик-холле, сам Арчи работает конферансье. Однако семья обеднела, и Арчи всячески выкручивается, чтобы добыть денег, - унижается и мошенничает. Если Портер воплощал собой бунтарскую сторону программы «рассерженных», то Арчи Райе старался приспособиться. Обнищавшие герои «Комедианта» свидетельствовали о распаде «старого доброго» английского уклада жизни.
Еще одним лидером группы можно считать Линдсея Андерсона (родился в 1923 г.). Его картина «Эта спортивная жизнь» (1963; в советском прокате «Такова спортивная жизнь») повествует о бывшем горняке, который стал знаменитым регбистом. Несмотря на славу и достаток, он не может оставить свою среду. Он влюблен в женщину, которую не прельщают ни слава, ни деньги. Ей чужды новые времена, когда можно оказаться на вершине успеха лишь благодаря бесполезной беготне на стадионе.
Герой должен выбирать. Его манит спортивная жизнь, успех и слава, но сердцем он привязан к рабочей среде, которую покинул и которую не хочет покидать его возлюбленная. Герой Андерсона не может сделать выбор - его делает герой картины Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962). Колин Смит совершает ограбление и попадает в исправительную колонию. Директор колонии - страстный поклонник спорта. Узнав, что Колин - хороший атлет, директор предлагает ему состязание с учениками богатой частной школы и в случае победы обещает свободу. Колин воспринимает «спортивную жизнь» как продолжение законов и порядков общества, которое он ненавидит. Поэтому, обогнав соперников, он как вкопанный останавливается у финиша - отвергая успех и отказываясь от сомнительной возможности свободы.
Следующая картина Ричардсона - «Том Джонс» (1963) - экранизация романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Это первый фильм, в котором наиболее отчетливо проявились тенденции английского кино 60-х гг. Произошло смещение акцентов: в центре внимания оказались не причины бунтарства, а сам бунт. Сценарий «Тома Джонса» написал Джон Осборн. С этого фильма началась американизация британского кинопроизводства.
Вивьен Ли и Лоренс Оливье - знаменитые актеры - представляет собой связующее звено между 30-ми и 60-ми гг., между кинематографом Александра Корды и «рассерженными».
В фильме «Пламя над Англией» (1936), продюсером которого был Корда, Вивьен Ли и Лоренс Оливье впервые встретились на съемочной площадке. Героиня «Пламени...» - английская королева Елизавета I Тюдор. Сюжетные перипетии фильма связаны с гибелью в 1588 г. испанского флота - Непобедимой армады, отправившейся на завоевание Британских островов. Оливье играет английского дворянина, посланного в Испанию на разведку и хранящего верность возлюбленной - фрейлине королевы (Вивьен Ли). Разведчика разоблачают, он спасается бегством, возможно не чувствуя горечи поражения, поскольку возвращается к любимой. Впоследствии Оливье и Ли лишь один раз снялись вместе в фильме Корды «Леди Гамильтон». Эмма Лайон, девушка из бедной семьи, попала в высшее общество, выйдя замуж за Уильяма Гамильтона, английского посла в Неаполитанском королевстве. Позже Эмма познакомилась со знаменитым адмиралом Нельсоном. Знакомство переросло в роман, принесший немало страданий всем троим. Когда Нельсон скончался, Эмма осталась без средств к существованию, за долги попала в тюрьму и умерла в нищете. Фильм снимался не в Англии, уже вступившей в войну, а в Америке. Там же Вивьен Ли сыграла еще две роли, навсегда вписавшие ее имя в историю кино, - Скарлетт О'Хара в «Унесенных ветром» (1939), и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание"» (1951). Позже актрисе часто предлагали роли женщин утонченных, но проигравших в жизненной схватке.