Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть основные периоды развития кинематографа в Великобритании.
Введение
1.Зарождение кинематографа в Великобритании
2.Звуковое кино Великобритании .Начало 30-х годов.
3.Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
4.Кино Великобритании в первое послевоенное десятилетие (1945–1955)
5.Кинематограф Великобритании в 1950-1960-е годы
6.«Молодые рассерженные» и «Свободное кино»
7.Кино 1980-х - 2000-х гг.
Заключение
Литература
2.Звуковое кино Великобритании. Начало 30-х годов.
Начало 30-х годов в истории
кино Великобритании ознаменовалось успехом
первого английского звукового
фильма «Шантаж». Его выход на экран
совпал с разразившимся в 1929 году
жесточайшим экономическим
Ведущими жанрами английского кино этих лет были комедии-фарсы с участием популярных артистов мюзик-холла Лесли Фуллера, Джерри Верно, Сэнди Поуэлл, Эрни Лотинга и музыкальные ленты, воспроизводившие театральные «шоу» и оперетты. В канун 30-х годов английское кино испытывало заметное влияние немецкой кинематографии. В это время в Англии снимали пышный боевик «Пикадилли». Над ним работали опытные немецкие мастера - режиссер
Э. Дюпон, художник Альфред Юнге и оператор Вернер Брандс. В ряде английских фильмов участвовали приглашенные из Германии кинозвезды. Чаще всего выбирались оперетты немецкого происхождения. В. Сэвилл поставил фильм «Сверкай, Сьюзи» с немецкими актерами Ренатой Мюллер, Лилиан Харвей и Конрадом Вейдтом. Этот фильм был отчасти повторением известной немецкой картины Поммера и Чаррела «Конгресс танцует». Совершенно фантастический успех вылал на долю английской версии немецкого фильма «Скажи мне сегодня» с участием Яна Кипуры и Магды Шнайдер.
В 1932 году английские зрители получили 153 фильма отечественного производства. Однако передовая общественность и особенно члены киносообществ, возникавших по примеру Лондона в большинстве крупных городов Великобритании, не скрывали разочарования, так как художественный уровень британских фильмов оставался удручающе низким.
Даже в 1933 году, когда английское кино добилось известных успехов, основную массу продукции по-прежнему составляли пустые и бездумные коммерческие постановки. Первое место среди фильмов 1933-1936 годов занимала мелодрама, за ней шли салонные драмы, музыкальные картины и весьма немногочисленные комедии. Зрители хорошо принимали их, несмотря на все их слабости и недостатки. Весьма популярны в этот период комедии «Любовь на колесах» и «Джек, вот это парень!» с участием Джека Хьюлберта. В начале 30-х годов в фильме «Судья» дебютировал эксцентрик Уилл Хей, ставший кумиром англичан. Появившиеся затем ленты с его участием («Мальчишки всегда останутся мальчишками», «Доброе утро, дети!», «О, мистер Портер!») подолгу не сходили с экранов. Позже в кинокомедии «Ботинки, ботинки!» обратил на себя внимание новый комик - «человек с банджо» - Джордж Формби, но главный успех пришел к нему позднее. Существенным событием в английском кино 30-х годов было появление фильма «Частная жизнь Генриха VIII» (1933). Фильм поставил режиссер Александр Корда, который до того (на протяжении более десяти лет) проработал на киностудиях Венгрии, Австрии, Германии, США и Франции. Свою деятельность в Англии он начал с выпуска двух остроумных, но пустоватых фильмов: «Услуги дамам» и «Свадебная репетиция».
Экранизация романа Г. Уэллса «Облик грядущего» была одной из первых попыток освоения жанра кинофантастики. Публикуемый по главам в одной из самых распространенных воскресных газет, роман Уэллса призывал англичан начала 30-х годов понять, что на пороге - новая война.
В фильме же (несмотря на то, что сценарий был подготовлен при участии самого писателя) антивоенный подтекст был смазан экзотическим показом технократического общества в век межпланетных путешествий. Все же утопическая картина будущего, воссозданная оператором Жоржем Периналем и режиссером Лотаром Мендесом, производила в то время впечатление своей грандиозностью и пользовалась большим успехом у публики. Ободренный хорошим приемом фильма зрителями, А. Корда поручил Л. Мендесу экранизацию еще одного рассказа Уэллса «Человек, который мог творить чудеса». На этот раз не столько отсутствие философской идеи произведения, сколько увлечение комбинированными съемками затруднило восприятие картины. Грэм Грин назвал фильм «оргией трюков».
Лучшей работой фирмы А. Корды после «Частной жизни Генриха VIII» оказалась экранизация пьесы Дж.Б. Пристли «Лабурнум Гров» (1936). На сей раз, материал первоисточника попал в руки талантливого интерпретатора. Начинающий режиссер Кэрол Рид с ироничной серьезностью рассказал историю степенного квартиранта, при всех объявляющего себя в шутку международным мошенником и оказывающегося таковым на самом деле. На этот раз Грэм Грин написал: «Наконец появился английский фильм, который можно похвалить. Камера спряталась за диалогом. Атмосфера жизни пригорода ощущается в каждом кадре». Однако удача «Лабурнум Гров» не изменила общего положения фирмы «Лондон филмз», которое в 1934-1936 годы оказалось нелегким. Подав «большие надежды», Корда полностью их не оправдал. И причиной тому было его пренебрежение к проблемам реальной жизни, стремление бороться с Голливудом его же оружием - коммерческими фильмами.
Соперниками «Лондон филмз» в это время были фирма БИП и заметно оживившаяся с приходом крупнейшего продюсера Майкла Бэлкона «Гомон-бритиш». М. Бэлкон привлек внимание общественности серией разнообразных постановок, среди которых был и приключенческий фильм У. Форда «Римский экспресс». Однако в 1934 году Бэлкон начал кампанию за повышение уровня музыкальных фильмов и адаптировал для экрана знаменитое представление Роджерса и Кохрана «Вечно юная» с участием Джесси Метыоз. Вслед за этим фильмом появилась целая серия фильмов с Д. Метьюз, пользовавшихся в США таким же успехом, как в Англии, чего нельзя сказать о других английских музыкальных лентах и о большинстве британских фильмов тех лет. Менее удачными оказались попытки Бэлкона соревноваться с
А. Кордой в области исторических и постановочных фильмов. Его «Роза Тюдоров», «Еврей Зюсс» и фильмы с участием Д. Арлисса («Железный герцог» и др.) дали неплохой доход, считались в то время хорошими историческими картинами, но не выдержали сравнения с «Частной жизнью Генриха VIII».
В 1938 году был издан второй закон о квоте, ставящий кинопроизводство под контроль специальной комиссии. Квота британских фильмов повышалась до 25 процентов. Минимальная стоимость квотного фильма была доведена до 7,5 тысяч фунтов. Новый закон устанавливал особые льготы для британских кинематографистов. Однако, как уже было сказано, все эти меры не могли кардинально решить проблему. Поэтому 1937-1939 годы принесли лишь отдельные удачи. Уровень массовой продукции не изменился. Наиболее доходными оставались мелодрамы с Анной Нигл и Грейси Филдс, музыкальные фильмы с Джесси Метьюз и комедии с Джорджем Формби. Самым популярным фильмом 1937 года стала историческая мелодрама Г. Уилкокса «Виктория Великая». Ее успех объясняется тем, что фильм воспевал величие Британской империи, незыблемость традиций и благородство царствующей династии в тот момент, когда национальный престиж пошатнулся и особенно нуждался в поддержке.
К сожалению, в целом английское
киноискусство 30-х годов мало продвинулось,
оставаясь эстетически
3. Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
С началом Второй мировой войны временно закрылись все кинотеатры. Половина британских киностудий была реквизирована для военных нужд, не имеющих ничего общего с кинематографией: М. Бэлкон с трудом спас «Илинг», но Рэнк не уберег «Пайнвуд», а Д. Максвелл - «Элстри». Большая часть персонала киностудий перешла в промышленность или в армию. Когда же правительство осознало ошибочность принятых мер, сокращение кинопроизводства уже стало неминуемым. Английское кино лишилось двух третей технического персонала и тринадцати из двадцати двух киностудий.
Кинорепертуар составляли эскапистские
по своему духу произведения - фантастические
и приключенческие фильмы, легкомысленные
комедии и психологические
Тяжелые дни 1940-1941 годов покончили с характерной для 30-х годов изолированностью искусства от жизни трудящихся. Всем - и художникам, и писателям, и музыкантам, и кинематографистам - приходилось работать под бомбежками, тушить пожары, спасать людей, участвовать в боях, словом, жить вместе со всем народом. Не удивительно, что в годы войны во всех видах искусства утверждается реализм: новый подход к искусству сформулирован был
Дж.Б. Пристли в его тезисе о «социальной ответственности художника». В этих условиях, несмотря на сокращение ежегодного выпуска фильмов (не более 60 в год), начинается расцвет британского кинематографа. Первым вкладом английских кинематографистов в борьбу с фашизмом было создание ряда антифашистских пропагандистских фильмов (1940-1942).
К сожалению, на большинстве лент этой серии лежит печать торопливости и схематизма.
Особенно неудачным оказался первый фильм этой серии - «У Льва есть крылья» М. Пауэлла, Б.Д. Херста и А. Брюнеля. Стремясь убедить зрителя в том, что авиация Геринга не представляет никакой опасности, авторы фильма показали, как аэростаты ПВО срывают налет «люфтваффе». Это не только было наивно, но и позволило немцам, сумевшим заполучить копию фильма, показать его в Берлине и сделать средством контрпропаганды. Поскольку министерство Геббельса объявило кино «четвертым наступательным оружием» и пыталось запугать «нейтралов» документальными лентами, демонстрирующими мощь «люфтваффе», кинематографисты Англии сделали несколько картин, рассказывающих о силе движения Сопротивления в оккупированных гитлеровцами странах. Одновременно с этим появлялись произведения, которые противо-поставлялись фильмам нацистских кинорежиссеров (такие как «Дядюшка Крюгер» - об англобурской войне, или «Титаник» - о трагической гибели британского корабля), где англичан изображали порочными, жестокими или вырождающимися людьми, неспособными оказать сопротивление или защитить свои идеалы.
Первым художественным фильмом, поставленным по заказу Министерства информации, была «49-я параллель» - фильм, рассказывающий о попытке шести немецких моряков с затопленной у берегов Канады подводной лодки добраться до 49-й параллели - границы нейтральных США. По ходу действия нацисты сталкивались с разными по социальному положению и убеждению людьми, чаще всего далекими от политики, которые, однако, приходили к пониманию необходимости личного участия в борьбе с фашизмом. Вслед за этим появились ленты, более углубленно изображавшие перемены, происшедшие в психологии аполитичных обывателей. В центре фильма «Пимпернель Смит» Л. Хоуарда - образ кембриджского профессора, который демонстрирует свое безразличие к происходящему, но одновременно помогает европейским ученым выбраться из Германии.
А. Уолбрюк в «Коварном свете луны» Б.Д. Херста отобразил переживания знаменитого польского пианиста, сочетавшего любовь к музыке с увлечением профессией пилота. Герой фильма участвует в боях за Варшаву, а затем в «битве за Лондон». Почти на всем протяжении действия звучала мелодия специально написанного к фильму «Варшавского концерта». Как и следовало ожидать, в это время заметно возрастает количество фильмов о борьбе со шпионажем. Среди них приключенческие фильмы «Контрабанда» М. Пауэлла и Э. Прессбургера, «Радио свободы» и «Сдается коттедж» Э. Асквита, которые не отличались художественной выразительностью.
Из всех картин 1940-1942 годов
наиболее серьезное освещение
Видное место в продукции 1940-1942 годов заняла историко-биографические ленты, в которых просто изображались мудрые, преданные родине мужественные англичане. В числе таких фильмов следует назвать фильм Т. Дикинсона «Премьер-министр» с Д. Гилгудом в главной роли, «Пенн из Пенсильвании», повествующий о квакере, который покинул Англию при Карле II и основал в Америке новый город - Филадельфию, и др.
Решающая роль в развитии
английского кино рассматриваемого
периода принадлежит