Рабовладельческий период

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:56, реферат

Краткое описание

Класс греческих рабовладельцев, состояния которых в V в. до н. э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п. По своей политической ориентации класс рабовладельцев не был однородным и делился на несколько фракций. Первую из них составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции и в политической жизни стремившиеся к сохранению олигархических порядков.

Файлы: 1 файл

афины.docx

— 26.09 Кб (Скачать)

Рабовладельческий перод

Класс греческих  рабовладельцев, состояния которых  в V в. до н. э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников  земельных владений, ремесленных  мастерских, торговых кораблей и т.п. По своей политической ориентации класс  рабовладельцев не был однородным и  делился на несколько фракций. Первую из них составляли представители  старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции и  в политической жизни стремившиеся к сохранению олигархических порядков. Они пользовались значительным социальным престижем и политическим авторитетом, избирались на должности высших магистратов.

Вторую группу составляли рабовладельцы, связанные с ремеслом и торговлей и, следовательно, заинтересованные в развитии товарно-денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть  господствующего класса, заинтересованная в проведении активной внешней политики и в реализации умеренной демократической  программы внутри страны.

Афинский демос  состоял из мелких землевладельцев, ремесленников, поденщиков, матросов и  т.п., бедного городского люда. По своей  численности этот класс несколько  превосходил численность класса рабов. Кузищин В. И. Указ. соч. С. 159. Имущественное  положение этой группы населения  было довольно скромным, хотя многие, например, крестьяне или ремесленники вели собственное хозяйство, могли иметь  рабов, участки земли от 3 до 5 га.

Наименее устойчивым было имущественное положение свободных  бедных горожан, и государство принимало  меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

В целом же состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым. Основные его  группы образовывали: а) мелкие землевладельцы; б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами, и в) метеки, не имевшие статуса гражданина. Соответственно и политическая ориентация различных  групп этого класса могла быть различной.

Политика афинского  государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива в V веке до н. э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог Там же. С. 160., беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок  земли. Так, в V в. до н. э. только при Перикле - в результате введения так называемых клерухий - в колониях разного типа было поселено около 10 тысяч малоземельных  и безземельных афинских граждан. Кондратюк  М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1. - М., 1983. С. 358.

Кроме того, проводя  социально-ориентированную политику, государство следило, например, за ценообразованием, прежде всего на хлеб - как основной продукт питания. Лица, замеченные в  нарушении ценовой политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также так называемый теорикон - выдача денег на посещение  театра.

Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных  противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут  служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых  граждан Афин распределялись обязанности  по выполнению особого рода повинностей  в пользу государства - литургия. Разновидностями  литургии являлись, например, хорегия (обязанность создавать и содержать  хор, обеспечивать его участие в  празднествах) или триерархия - обязанность  оборудовать торговое судно (государство  в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса  судна, а гражданин - его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.) По большому счету  литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности  в интересах всех полноправных членов афинского общества.

В результате подобной политики в греческих полисах  с республиканским устройством, в частности - в Афинах, не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло, например, в восточных деспотиях.

Следует заметить, что  возросшие в период правления  Перикла расходы, связанные с  проведением демократических реформ, во многом покрывались также за счет имперской внешней политики Афин. Так, входившие в Афинский морской  союз (архе) союзные города должны были регулярно выплачивать Афинам особый налог - форос.

Метеки - проживающие  в Афинах чужеземцы, в числе которых  были как более, так и менее  зажиточные лица - обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они  не могли приобретать в собственность  землю и другую недвижимость, участвовать  в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с  гражданами Афин считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать  себе простата - посредника между метеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималась  особая подать, они привлекались к  военной службе, несли и ряд  других повинностей.

Следовательно, главное, чего лишалось некоренное население  Афин, составлявшее 15-20 % от общего числа  их жителей - так это статуса полноправного  гражданина. Подобное положение сковывало  экономическую и социальную активность этой группы населения, создавало известную  напряженность. Однако государство  имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения - права гражданства отдельным  метекам за особые заслуги. Так, после  свержения господства олигархов  и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно  помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного  собрания получила права афинского  гражданства.

Таким образом, свободное  население Афин было неоднородно. Полноправными  гражданами признавались лишь те лица, у которых, как уже отмечалось, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей  полиса зачислялись в списки членов дема.

Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к  деятельности, если только он может  оказать какую-либо услугу государству.”  Хрестоматия по истории Древней  Греции... С. 211. Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств. Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 51-52.

В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило  почитание и защита отечественных  богов, участие в общественных празднествах, защита и покровительство афинских законов.

Обязанности граждан  Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество  и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить  на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в  общественной жизни. “Только мы одни считаем, - писал Фукидид, - не свободным  от занятий и трудов, но бесполезным  того, кто вовсе не участвует в  государственной деятельности”. Хрестоматия  по истории Древней Греции... С. 212. Военнообязанными граждане Афин считались  с 18 до 60 лет.

Совокупность гражданских  прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин  мог быть ограничен в правах, т.е. - подвергнуться бесчестью.

Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно  бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался  в сельском хозяйстве, в работах  по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н. э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п.

Зачастую рабов  сдавали в аренду, получая плату  за их труд. Наиболее деловитых и  сообразительных рабов господа  нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали  своему хозяину определенную ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила  довольно большой доход: в среднем  до 2 оболов в день - средства, на которые  можно было прокормить семью из 2-3 человек. Кузищин В. И. Указ. соч. С. 155.

В Афинах в законодательном  порядке запрещалось беспричинно  убивать рабов, истязать их, поскольку  считалось, что это наносит ущерб  общественному спокойствию. “Очень велика в Афинах распущенность рабов  и метеков, - писал по этому поводу Ксенофонт, - и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.”  Хрестоматия по истории Древней  Греции... С. 219. Однако, перечисленные  обстоятельства ничего не меняли в  правовом положении рабов, которые  в сознании свободных граждан  полиса оставались лишь вещью, находящейся  в полной власти хозяина.

Различались рабы частных  лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и  располагать ею.

Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному  положению приравнивались к метекам.

Помимо метеков  и рабов из политической и общественной жизни афинского государства  были полностью исключены женщины.

Органы  управления

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание -- верховный орган власти Афин. Оно  собиралось сначала десять, а позднее  сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение  врага, стихийное бедствие) могло  быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция  народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления  по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило  проверку их деятельности, решало вопросы  войны и мира, обсуждало продовольственное  положение страны и т.д. Специальные  собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса  об изгнании отдельных лиц в порядке  остракизма из пределов государства.

В работе народного  собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и  метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали  в его деятельности крестьяне, занятые  в своих хозяйствах, хотя, начиная  с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения  даже самых важных вопросов требовалось  присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого  собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось  главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное  положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных  лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и  вносить проекты новых законов  формально мог каждый участник. Практически  же с речами выступали главным  образом профессиональные ораторы -- демагоги, защищавшие интересы отдельных  групп свободных. Законопроекты  предварительно вывешивались для всеобщего  обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому  законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось  поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения  стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного  законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования  под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить  на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелизей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены  совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление  дипломатических сношений с другими  государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели  право выступать в Совете и  вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного  собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих  дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди  выполняли обязанности Совета, ежедневно  избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и  его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока  службы каждый член Совета пятисот  отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Информация о работе Рабовладельческий период