Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:20, реферат
История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ; её можно рассматривать как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.
1 Предалхимический период: до III в
2 Алхимический период: III—XVII вв
2.1 Александрийская алхимия
2.2 Арабская алхимия
2.3 Европейская алхимия
2.4 Техническая химия и ятрохимия
3 Период становления (объединения): XVII—XVIII вв
3.1 Теория флогистона
3.2 Химическая революция
4 Период количественных законов: конец XVIII — середина XIX в
История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ; её можно рассматривать как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.
Историю химии принято подразделять на несколько периодов; при этом следует учитывать, что эта периодизация, будучи достаточно условной и относительной, имеет скорее дидактический смысл.
Содержание
|
В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга.
Практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии. Начало её зарождения следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В античную эпоху были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов — ещё и мышьяк, цинк и висмут. Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях, таких как производство керамики и стекла, крашение тканей и дубление кож, изготовление лекарственных средств и косметики. Именно на основе успехов и достижений практической химии древности происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.
Попытки теоретического
осмысления проблемы происхождения свойств
вещества привели к формированию в античной
греческой натурфилософии учения об элементах-стихиях. Наибольшее влияние
на дальнейшее развитие науки оказали
учения Эмпедокла, Платона и Аристотеля. Согласно этим концепциям
все вещества образованы сочетанием четырёх
первоначал: земли, воды, воздуха и огня.
Сами элементы при этом способны к взаимопревращениям,
поскольку каждый из них, согласно Аристотелю,
представляет собой одно из состояний
единой первоматерии — определённое сочетание
качеств. Положение о возможности превращения
одного элемента в другой стало позднее
основой алхимической идеи о возможности
взаимных превращений металлов (трансмутации). Практически одновременно
с учением об элементах-стихиях в Греции
возник и атомизм, основателями которого
стали Левкипп и Демокрит Алхимический
период: III—XVII вв
Алхимический период — это время
поисков философского
камня, считавшегося
необходимым для осуществления трансмутации
металлов. Алхимическая теория, основанная
на античных представлениях о четырёх
элементах, была тесно переплетена с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим
«златоделием» эта эпоха примечательна
также и созданием уникальной системы
мистической философии. Алхимический
период, в свою очередь, разделяется на
три подпериода: александрийскую (греко-египетскую),
арабскую и европейскую алхимию.
В Александрии произошло соединение теории (натурфилософии Платона и Аристотеля) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и родилась новая наука — химия. Само слово «химия» (и арабское al-kīmiyaˀ) обычно считается происходящим от древнего названия Египта — Кем или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства». Иногда термин производят от греческого χυμος — сок или χυμενσιζ — литьё[2][3][4][5]. Основными объектами изучения александрийской химии являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета: серебру — Луна, ртути — Меркурий, меди — Венера, золоту — Солнце, железу — Марс, олову — Юпитер, свинцу — Сатурн[6]. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.
Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.
От александрийского
периода осталось также и множество
герметических текстов, представлявших
собой попытку философско-
К числу несомненных
практических достижений греко-египетских
алхимиков следует отнести
Теоретической основой арабской алхимии по-прежнему являлось учение Аристотеля. Однако развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Джабир ибн Хайян (Гебер) в конце VIII века разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, согласно которой металлы образованы двумя принципами: Ртутью (принцип металличности) и Серой (принцип горючести). Для образования золота — совершенного металла, помимо Ртути и Серы необходимо наличие некоторой субстанции, которую Джабир называл эликсиром (al-iksir, от греческого ξεριον, то есть «сухой»). Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории свелась к задаче выделения эликсира, иначе называемого философским камнем (Lapis Philosophorum). Эликсир, как считалось, должен был обладать ещё многими магическими свойствами — исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие[8][9].
Ртутно-серная теория составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. В начале X века другой выдающийся алхимик — Ар-Рази (Разес), — усовершенствовал теорию, добавив к Ртути и Сере принцип твёрдости (хрупкости), или философскую Соль.
Арабская алхимия,
в отличие от александрийской, была
вполне рациональна; мистические элементы
в ней представляли собой скорее
дань традиции. Помимо формирования основной
теории алхимии, во время арабского
этапа был разработан понятийный
аппарат, лабораторная техника и
методика эксперимента. Арабские алхимики
добились несомненных практических
успехов — ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная
кислота
и разбавленные растворы минеральных кислот.
Важной заслугой арабских алхимиков стало
создание рациональной фармации, развившей традиции
античной медицины.
Научные воззрения арабов проникли в средневековую Европу в XIII веке. Работы арабских алхимиков были переведены на латынь, а затем и на другие европейские языки.
Среди крупнейших алхимиков европейского этапа можно отметить Альберта Великого, Роджера Бэкона, Арнальдо де Вилланову, Раймунда Луллия, Василия Валентина. Р. Бэкон определил алхимию следующим образом: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы»[10].
В Европе в мифологию и символику алхимии были внедрены элементы христианской мифологии (Петрус Бонус, Николай Фламель); в целом для европейской алхимии мистические элементы оказались значительно более характерны, нежели для арабской. Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии; уже Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил в восьмой круг Ада тех, кто «алхимией подделывал металлы». Характерной чертой европейской алхимии стало её двусмысленное положение в обществе. Как церковные, так и светские власти неоднократно запрещали занятия алхимией; в то же время алхимия процветала и в монастырях, и при королевских дворах.