Финансы в период ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:10, реферат

Краткое описание

В работе описано положение на финансовом рынке СССР в период ВОВ.

Файлы: 1 файл

реферат Финансы в период ВОВ.doc

— 25.21 Кб (Скачать)


Учереждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «История развития финансово-кредитной системы»

на тему: «Финансы в период ВОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

факультета МЭОиМ

3 курс

Специальность «Финансы и кредит»

Группа 828-з

Белоусова А.В.

Моб.тел.: +37529 552 19 72

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

Особое место в истории финансовой системы страны занимает период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Фашистской Германии, осуществившей вероломное нападение на Советский Союз и развязавшей кровопролитную войну, страна противопоставила всю свою мощь, мобилизовав духовные и физические силы народа, для которого в эти годы девиз "Все для фронта, все для победы" стал основополагающим принципом жизни.

С первых дней войны были предприняты экстренные меры по переводу экономики на военные рельсы. Первоочередными из них стали: перестройка народного хозяйства на военный лад, всемерное увеличение выпуска военной продукции и организация прочного тыла, снабжавшего армию вооружением и продовольствием. Большая роль в этом процессе отводилась Государственному банку СССР, которому предстояло решить ряд серьезных проблем. Первостепенной задачей стало обеспечение улучшения работы по мобилизации денежных средств, использованию всех возможностей для привлечения денежной наличности в кассы Госбанка, укреплению кассовой дисциплины, ускорению оборачиваемости денег.

Деятельность Госбанка СССР имела огромное значение для налаживания военного хозяйства. Перед ним встали исключительные по своей сложности задачи: нужно было расширить кредитование военной промышленности, осуществляя в то же время кредитные вложения в другие отрасли хозяйства, выполнявшие военные заказы; оказывать финансовую помощь предприятиям, эвакуированным в глубокий тыл; обеспечить четкие расчеты в народном хозяйстве между предприятиями, работавшими для нужд фронта и тыла; бесперебойно удовлетворять потребности армии и страны в деньгах; проводить мероприятия по максимальному ограничению эмиссии денег, вызванной войной; обеспечивать оперативное регулирование денежного обращения; содействовать соблюдению строжайшего режима экономии; укреплять финансовую и платежную дисциплину в хозяйстве.

В начале войны Госбанк СССР осуществил ряд организационных мер, обеспечивших бесперебойное обслуживание министерств и ведомств, эвакуированных из Москвы. Наряду с функционированием учреждений Госбанка СССР был учрежден институт уполномоченных Госбанка СССР с небольшим составом специалистов, которые оперативно решали вопросы кредитования, финансирования, расчетов. Они следили за финансовым положением перемещенных предприятий, оказывали помощь в постановке финансовой работы, учета и отчетности. Аппарат уполномоченных функционировал в гг. Горьком, Челябинске, Иванове, Казани и ряде других городов. Возглавляли этот аппарат члены Правления Госбанка СССР, начальники управлений. Деятельность Госбанка СССР осложнялась тем, что значительная часть кадров была мобилизована в действующую армию, кроме того, в связи с военными действиями в 1941 г. прекратили операции многие учреждения банка, которые были эвакуированы вглубь страны. Нередко учреждения Госбанка СССР, оказавшиеся в зоне предполагаемых или уже происходящих военных действий, при содействии командования фронтов в спешном порядке, с риском для жизни сотрудников эвакуировались в тыл с ценностями и банковскими документами, вливаясь в действовавшие там конторы и отделения.

Денежная эмиссия и проблемы денежного обращения

Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались на состоянии денежного обращения.

Условия военного времени выдвинули на первый план задачу улучшения работы по мобилизации денежных средств, использованию всех возможностей для привлечения денежной наличности в кассы Госбанка, укреплению кассовой дисциплины, ускорению оборачиваемости денег.

Для покрытия издержек войны государство прибегло к эмиссии денег, которая выступала как источник финансирования. Эмиссия денег вызывалась в основном двумя причинами: необходимостью сбалансировать государственный бюджет, расходы которого в первые три года войны были выше доходов; широкими операциями по кредитованию работ, связанными с восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.

Госбанк СССР не имел утвержденного Правительством кассового плана первого месяца войны, в котором были бы определены размеры эмиссии денег. Поэтому размер эмиссии первых дней войны был определен не на основе заранее разработанного плана, а по заявкам контор Госбанка СССР. Необходимость в значительной эмиссии в первые дни войны возникла по следующим причинам.

Во-первых, нужно было немедленно произвести денежные расчеты с воинами, мобилизованными в ряды Красной армии. Во-вторых, наличные деньги были нужны для пополнения денежной кассы воинских подразделений, направляемых на фронт. В-третьих, за счет эмиссии происходило формирование оборотной кассы и резервных фондов полевых учреждений Госбанка СССР.

Одним из факторов, сдерживавших эмиссию в первый месяц войны, явилось постановление Совета народных комиссаров о блокировании вкладов населения в сберегательных кассах. Согласно этому постановлению выдача наличных денег со вкладов в сберегательные кассы ограничивалась с 23 июня 1941 г. (за редким исключением) суммой в 200 руб. в месяц. Установленный порядок выдачи наличных денег со вкладов действовал до 1 января 1944 г. Ограничения в выдаче вкладов были экономически необходимы и целесообразны. Так, в первый месяц войны была введена карточная система продажи хлеба и других продуктовых товаров. Продажа одежды, обуви и некоторых товаров повседневного спроса производилась по талонам. Причем цены на основные потребительские товары не повышались. В результате проведенных мер не произошло значительного увеличения количества денег в обращении, что оказало стабилизирующее влияние на товарные цены.

Была прекращена выдача ссуд под залог облигаций государственных займов, покупка у населения облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 г. и т. д. Антиинфляционный характер имел также установленный порядок компенсации за неиспользованный отпуск. В течение войны отпуска трудящимся не предоставлялись, а деньги за неиспользованные отпуска перечислялись в сберегательные кассы на специальные вклады рабочих и служащих. Деньги со вкладов можно было использовать только после окончания войны. Для увеличения бюджетных доходов, уменьшения дефицита государственного бюджета и сокращения размера выплат наличных денег были установлены два новых налога, а именно: военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Кроме этого, были повышены ставки сельхозналога и местных налогов, что также имело антиинфляционную направленность.

Наряду с мерами по ограничению выдачи средств активно проводились меры по стимулированию притока новых вкладов. Огромное значение для уменьшения эмиссии денег и ослабления ее влияния на товарные цены имели вкладные операции полевых учреждений Госбанка СССР. Работникам этих учреждений было поручено провести разъяснительную работу среди офицеров Красной армии о целесообразности хранения денег в полевых учреждениях Госбанка. Военнослужащие - вкладчики полевых учреждений Госбанка имели право получать свои денежные вклады полностью или частично как лично, так и через доверенных лиц в любом учреждении Государственного банка по предъявлении единой вкладной книжки и документа, удостоверяющего личность получателя денег.

Кроме данных антиинфляционных мероприятий, проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем - на постройку самолетов и танков. Большое значение для регулирования и укрепления денежного обращения имело широко развернувшееся патриотическое движение трудящихся по оказанию помощи фронту в виде денежных взносов. Одним из источников бюджета стали государственные займы. Бюджет от займов, размещаемых по подписке, составил 87,7 млрд. руб

Было выпущено четыре военных займа, а также четыре денежно-вещевые лотереи, общая сумма реализованных билетов которой составила 13 млрд. руб. Всего за годы войны в фонды обороны и Красной армии в совокупности поступило свыше 16 млрд. руб. наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, на 1,7 млрд. руб. других драгоценных металлов, свыше чем на 4,5 млрд. руб. облигаций государственных займов(2).

Постоянное внимание, уделяемое Правительством проблемам денежного обращения, нашло свое отражение в организации управления планированием и регулированием денежного обращения. Вместо квартальных кассовых планов Правление Госбанка СССР было обязано представлять на утверждение Правительства месячные кассовые планы, что позволяло более оперативно решать данные вопросы в быстроменяющихся военных и экономических условиях тех лет.

В годы войны была улучшена система инкассации наличных денег, что также облегчало регулирование денежного обращения. В целях улучшения кассовой работы в ноябре 1941 г. при конторах был создан аппарат главных кассиров, что способствовало более четкой организации кассового хозяйства.

Государственный банк СССР в труднейших условиях военной экономики обеспечивал своевременный вывоз ценностей из районов, временно занятых врагом, и сохранность этих средств, а также строгое соблюдение в эвакуированных банковских учреждениях правил бухгалтерского и статистического учета и отчетности.

В результате принятых мер денежная система Советского Союза достойно вышла из испытаний Второй мировой войны, чего нельзя сказать о денежном обращении большинства государств, участвовавших в войне (3).

Нарушение денежного обращения было характерно для всех стран, оккупированных Германией, в которых рост денежной массы за период 1939 -1944 гг. происходил в условиях сокращения производства и товарооборота. Исключение составили США и Канада, в которых наряду со значительным увеличением денежной массы наблюдался рост производства и товарооборота (в основном для нужд ленд-лиза).

Кредитные и расчетные операции

Сложные задачи стояли перед банковской системой в деле кредитования народного хозяйства в условиях войны. Несмотря на сложность этих условий, были сохранены основные принципы банковского кредитования. В первые два года происходило уменьшение материальных запасов и резервов в народном хозяйстве, что привело к некоторому сокращению общего объема краткосрочных кредитных операций Госбанка СССР при росте кредитов предприятий военной промышленности. Средства через кредитную систему перераспределялись по плану, в зависимости от складывающейся военной обстановки. В первые годы войны это перераспределение осуществлялось в пользу военной промышленности, обеспечения нужд фронта и организации прочного тыла за счет гражданских отраслей.

В целом сохранялись действовавшие до войны правила кредитования, финансирования, расчетов и механизм их применения, но допускалась большая гибкость в удовлетворении потребностей армии и тыла в кредитах и осуществлении расчетов при одновременном ужесточении контроля за экономным использованием ресурсов.

Первоочередной задачей в сфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка СССР об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотных средств, т. е. было сделано отступление от основных принципов прямого банковского кредитования. Далее необеспеченная задолженность по банковским ссудам, возникшая в результате военных действий, переносилась на отдельный ссудный счет. И впредь до получения особых указаний она не взыскивалась. Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятий на погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производилось. Исключения из этого правила допускались только по специальным распоряжениям Правления Госбанка СССР. Банк финансировал расходы по эвакуации предприятий за счет бюджетных средств, предоставлял рассрочку погашения ранее выданных кредитов и в течение трех месяцев после эвакуации осуществлял льготное кредитование.

После совершившегося в 1942 г. перелома в ходе войны и начавшегося освобождения оккупированных территорий возникли новые задачи по кредитованию предприятий, возобновлявших производственную деятельность. Госбанку СССР было предоставлено право кредитовать предприятия местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов, возобновивших свою деятельность в освобожденных районах, а также капитальные затраты, связанные с производством товаров широкого потребления и продовольствия. Ссуды выдавались сроком на один год. Краткосрочные кредиты предприятиям и организациям, возобновившим свою деятельность в освобожденных районах, также предоставлялись на льготных условиях. Так, заемщики могли получать кредит, исходя из фактического наличия собственных оборотных средств. Кроме того, предоставлялась отсрочка погашения необеспеченной задолженности по банковским ссудам. Несмотря на все трудности первого, самого тяжелого периода войны, Госбанк СССР, являясь единой централизованной системой краткосрочного кредита и денежного обращения, обеспечил бесперебойное кредитование и расчеты, а также планомерное регулирование денежного обращения.

В связи с перестройкой экономики, ускорением оборачиваемости материальных ценностей и использованием их для нужд обороны размер кредитных вложений в 1941 - 1943 гг. сократился с 5,5 млрд. руб. до 4,8 млрд. рублей.

Важное оборонное и народно-хозяйственное значение в этот период имела деятельность местной промышленности и промкооперации. Госбанк СССР принимал активное участие в развитии этих отраслей, всемерно содействуя кредитом выполнению планов. Меры по усилению работы учреждений банка в целях стимулирования выпуска товаров широкого потребления и сырья из местных ресурсов неоднократно обсуждались Правлением Госбанка СССР.

Как вспоминал министр финансов А. Г. Зверев, "прямой банковский кредит выдержал все военные испытания. В 1941 г. вложения Госбанка составили 5,5 млрд. руб.; в самом тяжелом 1942 г. - столько же; в переломном 1943 г., когда кредиты еще "не пришли в себя", - 4,8 млрд.; в решающем 1944 г. - 5,1 млрд.; в завершающем 1945 г. - 6,1 млрд. руб. (причем уже в начале этого года кредитные вложения превысили довоенный уровень)"

Работа по восстановлению народного хозяйства на освобожденных территориях

В результате исторических побед Красной армии на Волге и Курской дуге началось массовое изгнание фашистских оккупантов с советской земли, которая была полностью освобождена в 1944 г. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства.

В постановлении Центрального комитета КПСС и Совета народных комиссаров от 21 августа 1943 г. была дана программа первоочередных, неотложных мероприятий по восстановлению экономики в освобожденных районах, и в первую очередь по развитию тяжелой промышленности. Выполнением этой программы руководил специально созданный при Совете народных комиссаров Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. Благодаря самоотверженным усилиям советских людей уже в 1944 г. валовая продукция промышленности превзошла довоенный уровень и составляла по отношению к 1940 г. 104%, а производство военной продукции - 312%. Национальный доход в 1944 г. достиг 88% от уровня 1940 г. В 1944 г. наметился перелом и в сельском хозяйстве.

Информация о работе Финансы в период ВОВ