Пятая республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.
Пятая республика, ведущая свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.

Оглавление

Введение 3
1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4
2 Государственный строй Пятой республики 7
2.1 Президент 7
2.2 Правительство 11
2.3 Парламент 14
2.3.1 Национальное собрание. 16
2.3.2 Сенат. 18
2.4 Конституционный совет 19
2.5 Судебная власть 21
3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23
4 Кризис Пятой Республики 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

Курсовая пятая французская республика. Конечный вариант.docx

— 96.84 Кб (Скачать)

Во  Франции – четыре различные ветви  осуществления правосудия. Это:

  1. общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками); в основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспруденцией. Они назначаются местными советами – муниципалитетами, в стране их около тысячи человек;
  2. иерархическая система общих судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела;
  3. различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);
  4. иерархическая система административных судов.

Основную роль в системе правосудия играют общие суды. Низшая ступень в их системе – трибуналы малой инстанции. Они создаются в главном городе департамента (если департамент относительно небольшой), в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела – с ценой иска до 20 тыс. франков (по мелким делам – до 7 тыс. франков – обжалование вообще не допускается). Судья рассматривает и мелкие уголовные дела – лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует в форме полицейского суда (трибунала).

В каждом департаменте или  судебном округе, объединяющем несколько  мелких департаментов, создается трибунал большой инстанции (в крупном департаменте их несколько). Он имеет палаты по уголовным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осуществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие называется исправительным судом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). Лишь по мелким преступлениям следствие проводит полиция.

Высшее звено – апелляционные  суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3–4 департамента. В составе апелляционного суда множество  палат – по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам  несовершеннолетних и др. Суд рассматривает  дела всегда коллегиально, в составе  нескольких судей.

Суды присяжных, в том  числе особые суды присяжных по делам  несовершеннолетних и суды присяжных  для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные  дела. Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).

Специальные суды создаются по разным вопросам: кроме “государственных” судов по делам несовершеннолетних и военнослужащих существуют и специальные суды, формируемые особым образом. Это суды по торговым делам (избираются коммерсантами), советы по трудовым соглашениям (избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах), суды по арендным делам (избираются сторонами на паритетной основе).

Возглавляет судебную систему  Кассационный суд (его часто называют Верховным судом). В его составе несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы – жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Есть административные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Прокуроры действуют при  судах разного уровня. При Кассационном суде состоит генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы государства по гражданским делам).

 

 

  1. Выборы 1958 года. Режим личной власти.

 

Принятие Конституции  повлекло за собой серию новых  выборов, необходимых для формирования высших государственных органов.

В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание. Они проводились  по новому избирательному закону, напоминавшему довоенную избирательную систему. В каждом избирательном округе избирался один депутат, который должен был собрать более 50% голосов. Если ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства, проводился второй тур голосования, где избранным объявлялся кандидат, получивший больше голосов, чем его соперники.

На выборах 1958 г. впервые  выступала новая политическая партия «Союз в зациту новой республики» (ЮНР)4. Она была основана 1 октября 1958 г. бывшими руководителями РПФ Ж.Сустелем, М.Дебре, Ж.Шабан-Дельмасом и другими сторонниками де Голля. Сам де Голль, желавший занять положение «беспристрастного арбитра», который стоит над партиями и классами, отказался от руководства ЮНР. Тем не менее лидеры ЮНР продолжали считать де Голля своим вождем и провозгласили поддержку его политики главной целью своей деятельности. ЮНР объявила себя «партией всех французов», не желающей причислять себя ни к правым, ни к левым. Ее депутаты демонстративно отказались занять места в правой части парламента и разместились по всему полукругу зала заседаний.

По своей классовой  сущности ЮНР была правой буржуазной партией, выражавшей интересы верхушки монополистического капитала и отчасти –ультраколониалистов. Так же как МРП, она являлась буржуазной партией нового для Франции типа: с массовым членством, строгой партийной дисциплиной, стремящейся заручиться поддержкой избирателей из различных слоев населения. Среди членов ЮНР имелась группа левых голлистов, которые требовали социальных реформ, «участия» трудящихся в управлении, создания «ассоциации труда и капитала», однако они не пользовались большим влиянием в руководстве партии.

Отличительной чертой выборов 1958 г. был тот необычный для  Франции факт, что все главные  партии за исключением компартии  объявили себя сторонниками правительства  де Голля. Кроме коммунистов, против правительства выступала только часть социалистов, объединившихся в небольшую Автономную социалистическую партию, и пужадисты. Фактически коммунистов «поставили в положение изоляции»5.продолжавшийся раскол левых сил и недовольство избирателей режимом Четвертой республики, обнаружившиеся еще во время референдума 1958 г., сказались и на результатах выборов в Национальное собрание. На первое место вышла деголевскя партия ЮНР, собравшая 5,2 млн. голосов. Вокруг ЮНР объединились как буржуазные слои населения, традиционно поддерживавшие правые партии , так и часть рабочих и служащих, составляющих более половины ее избирателей. Другие правые партии, поддерживавшие де Голля, прежде всего «независимые», увеличили число своих избирателей почти на 1 млн. по сравнению с 1956г. Только пужадисты, которые критиковали де Голля с правых позиций, потерпели полный разгром. Они потеряли  2,2 млн. голосов из 2,86 млн., полученных ими на выборах 1956 г., и фактически сошли со сцены. социалистическая партия и МРП в общем сохранили своих избирателей, тогда как радикалы понесли тяжелое поражение, утратив около 1,5 млн. голосов. Сторонник Миттерана и Мендес-Франса, приверженцы Автономной социалистической партии, выступавшие против политики де Голля, с трудом набрали около 1% голосов. Ни Миттеран, ни Мендес-Франс даже не были избраны в парламент.

Коммунистическая партия получила во втором туре 3,8 млн. голосов (20,5%), потеряв примерно 1,6 млн. избирателей по сравнению с выборами 1956 г.

Как и на референдуме по вопросу о конституции, «проблема  Алжира сыграла определяющую роль в том, что большая масса французов заняла позицию в пользу де Голля и его кандидатов. Де Голль предстал перед этими французами как человек якобы способный восстановить мир в Алжире при сохранении позиций Франции в этой стране»6

Благодаря мажоритарной избирательной  системе состав Национального собрания оказался еще более правым, чем это следовало из результатов выборов. Французская коммунистическая партия, собравшая 3,8 млн. голосов, получила всего 10 мест в Национальном собрании, тогда как «независимые», за которых проголосовало 2,9 млн. избирателей, имели 133 места, а партия ЮНР = 188 мест. Один депутат-коммунист представлял, следовательно, 388 тыс. избирателей, один депутат «независимых» - 23 тысячи, а депутат ЮНР только 19 тысяч. партия ЮНР стала главной партией французской буржуазии. Вместе с «независимыми» она получил абсолютное большинство в Национальном собрании. Лишь на выборах в Сенат, проходивших весной 1959 г., ЮНР не сумела добиться успеха, и в Сенате сохранилось преобладание центристских партий.

В декабре 1958 г. генерал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет, был избран президентом Франции. Он назначил премьер- министром своего давнего соратника Мишеля Дебре, активного деятеля Сопротивления, одного из авторов проекта конституции 1958 г. и основателей партии ЮНР. Решающие посты в правительства Дебре заняли представители ЮНР. В правительство вошли также «независимые», члены МРП и один радикал. руководство Социалистической партии на этот раз предпочло не участвовать в правительстве.

Заняв пост президента Франции, генерал де Голль сосредоточил в  своих руках основные рычаги управления и установил режим «личной  власти». Военная и внешняя политика, а также политика в Алжире были официально «резервированными» за президентским  сектором, которым он руководил лично. Совет министров превратился при де Голле в своего рода совещательный орган, где министры не голосовали, а лишь высказывали свое мнение. Все основные решения принимал президент, и нередко даже члены правительства узнавали о них из газет.

«Приход к власти генерала де Голля означал победу монополистического капитала и крупных банков, чьи интересы не всегда совпадали с интересами алжирских колонистов и мелких буржуа, сторонников «интеграции»7. Представители монополий в невиданном со времени Виши количестве вошли в правительство и государственный аппарат, заняв там все важнейшие посты. Сам генерал де Голль к этому времени породнился с династиями крупнейших магнатов тяжелой промышленности: Шнейдерами и де Ванделями. Премьер-министр М.Дебре также был связан с династией де Ванделей и участвовал в управлении несколькими промышленными компаниями. Министром иностранных дел в правительстве Дебре являлся М. Кув де Мюрвиль (член правления банка Парижский Союз – Мирабо); министров финансов – управляющий Французским банком В.Баумгартнер, а затем В.Жискар д`Эстен, связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж.Помпиду, генеральный директор банка Рошильда.

Таким образом, в правительстве V Республики были представлены все  крупнейшие банки и династии французской финансовой олигархии. Усиливая влияние монополий, режим личной власти создавал условия для наступления буржуазии на права трудящихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кризис Пятой  Республики

 

Установление режима личной власти вызвало противодействие демократических сил Франции во главе с Коммунистической партией. XV съезд ФКП, состоявшийся в июне 1959 г., выдвинул в качестве центральной задачи сплочение «всех республиканцев» против режима личной власти, «за восстановление и обновление демократии»8. Съезд предложил конкретную программу, на основе которой мог сложиться «союз рабочих и демократических сил». Она предусматривала отмену конституции 1958 г., демократизацию государственного аппарата, национализацию «фактически существующих монополий», повышение заработной платы; проведение политики мирного сосуществования. Однако находившаяся в оппозиции правительству Автономная социалистическая партия, а также сторонники Миттерана и Мендес-Франса (который в 1959 г. вступил в Автономную социалистическую партию) возражали против совместных действий с коммунистами.

В течение 1959—1960 гг. силы оппозиции  увеличились. Социалистическая партия выразила протест против социально-экономической политики правительства и перешла в «конструктивную оппозицию». В декабре 1959 г .в результате принятия «закона Дебре» о помощи государства религиозным школам, перешли в оппозицию и традиционные защитники светской школы— радикалы. Фактически образовалась левая оппозиция, состоявшая из Коммунистической партии, Социалистической партии, радикалов, Автономной социалистической партии (с 1960 г. - Объединенная социалистическая партия — ОСП) и других левых групп.

Перспективу борьбы наметил XVI съезд ФКП (1961). Съезд предложил  «вести совместные действия на основе общего соглашения между Коммунистической партией, Социалистической партией (СФИО), Объединенной социалистической партией и всеми другими группировками, считающими себя демократическими». Чтобы облегчить процесс сближения левых сил, съезд рекомендовал «устранить все, что разъединяет, считаться лишь с тем, что объединяет» 9. Ни Социалистическая партия, ни другие левые группы не ответили на этот призыв. Левая оппозиция оставалась разъединенной.

 Вслед за левыми  партиями с критикой в адрес  правительства стали выступать и правые группировки. Недовольство проникло даже в ряды «независимых» и членов партии МРП, входивших в правительственную коалицию. Им не нравилось урезывание прав парламента и органов местного самоуправления, где эти партии нередко имели преобладающее влияние; раздражали применяемые де Голлем методы единоличного управления, лишавшие партийных лидеров их былого влияния. Особенное беспокойство «атлантистов» и «европеистов», задававших тон в среде «независимых» и МРП, вызывала независимая внешняя политика президента де Голля, в частности его стремление избавиться от опеки НАТО и отрицательное отношение к идее «наднационального» объединения стран Западной Европы.

Резкой критике со стороны  всех оппозиционных сил подвергалась политика создания французского ядерного оружия. Коммунистическая партия заявляла, что подлинная безопасность Франции может быть обеспечена только разрядкой международной напряженности и миролюбивой внешней политикой, а не ядерным оружием, создание которого означало новые тяготы для французской экономики.

Дальнейшее усиление оппозиции  показало, что правительство Пятой республики теряет свою прежнюю популярность. Широкие массы населения все более и более активно выражали недовольство своим положением.

Увеличение номинальной  заработной платы нередко перекрывалось  ростом цен и налогов.

Структурная перестройка  промышленности, связанная с развитием  научно-технической революции, деятельностью  «Общего рынка» и обострением  международной конкуренции, привела к свертыванию малорентабельных отраслей и росту безработицы. Если в 1958 г. во Франции насчитывалось менее 100 тыс. официально зарегистрированных безработных, то к началу 1968 г. – до 500 тыс. человек. «Дирижистская» политика правительства усиливала давление государственного аппарата не только на рабочий класс, но и на широкие слои мелкой и средней буржуазии, страдавшей от налогов и жесткой правительственной регламентации.

Информация о работе Пятая республика во Франции