Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.
Пятая республика, ведущая свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.
Введение 3
1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4
2 Государственный строй Пятой республики 7
2.1 Президент 7
2.2 Правительство 11
2.3 Парламент 14
2.3.1 Национальное собрание. 16
2.3.2 Сенат. 18
2.4 Конституционный совет 19
2.5 Судебная власть 21
3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23
4 Кризис Пятой Республики 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 31
Закон после принятия передается
президенту для промульгации. Подготовку
закона к промульгации осуществляет
генеральный секретарь
Некоторые акты до их подписания президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона президентом могут депутаты и сенаторы (60 членов каждой палаты).
Издание органических законов также жестко регламентировано. Установлены определенные сроки для изучения проекта законодателями (не менее 15 дней с момента его внесения). По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами.
Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.
Сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления).
Французский парламент по конституции 1958 г. – это парламент с ограниченной компетенцией (это относится, прежде всего, к обыкновенным законам).
В конституции содержится перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти – ордонансами и иными актами правительства. Право парламента издавать законы ограничивается также полномочиями президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя парламент.
Национальное собрание избирается сроком на пять лет по мажоритарной системе в два тура. Число депутатов зависит от количества избирателей и в V Республике колеблется от 450 до 577 человек.
Пятилетний срок полномочий Национального собрания называется легислатурой. Депутаты обладают парламентской неприкосновенностью на весь срок легислатуры (их нельзя арестовать, проводить у них обыск и т.д. без санкции Национального собрания). Депутаты получают жалование, размер которого они по согласованию с правительством утверждают себе сами.
На первых заседаниях Национального собрания избираются его рабочие органы на весь срок легислатуры. Руководит работой собрания бюро в составе 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания (формально третье лицо в государстве после президента и Председателя Сената). Затем избираются постоянные комиссии, где предварительно обсуждаются соответствующие законопроекты. Конституция 1958 г. резко сократила число постоянных комиссий с 20-22 при IV Республике до 6-9 в V Республике и четко указала количество их членов. Традиционными постоянными комиссиями Национального собрания являются комиссии – по иностранным делам (50 членов), обороне (40 членов), финансам и экономике (60 членов), законодательным предположениям (9-11 членов). Контрасигнатуре V Республики появились и новые комиссии – по культуре и делам семьи, молодежи и спорту, по вопросам образования и др.
Каждый депутат обладает правом законодательной инициативы (т.е. может внести на рассмотрение любой законопроект), но согласно процедуре работы парламента все законопроекты сначала обсуждаются соответствующей постоянной комиссией, иона решает, выносить проект на пленарное заседание Национального собрания или не выносить.
Председатели постоянных комиссий имеют право вызывать для отчета или разъяснения отдельных вопросов членов правительства. Такие слушания могут быть открытыми или закрытыми (внешнеполитические вопросы, вопросы обороны или государственной безопасности). К числу главных функций Национального собрания относятся принятие законов, утверждение предложенного правительством бюджета и утверждение состава правительства (вотум доверия).
В парламентской истории Франции нижняя палата всегда играла исключительную роль, особенно в годы III и IV Республик. Проводя идею приоритета исполнительной власти над законодательной, голлисты при разработке Конституции V Республики внесли в нее ряд существенных ограничений прерогатив Национального собрания.
Первое ограничение касается длительности ежегодных сессий (заседаний) Национального собрания. В годы III Республики никаких ограничений на длительность сессий Конституция не имела, и на практике палата депутатов заседала до 8 месяцев в году. Конституция 1958 г. (ст. 28) ввела жесткую регламентацию. Национальное собрание собирается на две обычные сессии в год – осеннюю и весеннюю. Общая продолжительность обеих сессий не должна превышать пять с половиной месяцев в год.
30 декабря 1963 г. эта
регламентация была усилена:
Конституция 1958 г. вводит ограничение и на проведение чрезвычайных сессий Национального собрания. Статья 29 предусматривает созыв таких сессий (как правило, после завершения обычных) в двух случаях – по просьбе премьер-министра или по письменному ходатайству большинства депутатов; однако следующая статья (30-я) оставляет за президентом право единолично решать, собирать или нет чрезвычайную сессию.
Целая серия ограничений
(ордонансы де Голля 13 и 24 октября 1958
г.) касается состава депутатов
Конституция V Республики сохранила прежние цензовые ограничения для кандидатов в депутаты или сенаторы: возрастной ценз (23 года для депутата, 35 лет для сенатора), воинскую обязанность (обязательно отслужить 18 месяцев в армии, если нет полного освобождения), наличие французского гражданства по рождению или натурализации (в последнем случае – не менее 10 лет).
Эта верхняя палата парламента считается представителем местных коллективов и была задумана авторами Конституции 1958 г. как консервативный орган, представляющий провинциальную Францию. Сенат избирается косвенным путем сроком на 9 лет, но каждые три года одна треть его состава обновляется. Всего в Сенате около 300 мест, и они разделены на 3 серии – А, В, С. Сначала избираются сенаторы от избирательных округов серии А, через три года – В, еще через три – С. Затем все повторяется сначала. Таким образом, состав Сената сохраняется постоянно, и он, как говорят французы, «вечен и бесконечен». Сенаторы избираются от департаментов (от 1 до 22 в зависимости от количества проживающих в департаменте граждан, имеющих право голоса).
Внутренняя структура (бюро Сената, постоянные комиссии), функции и процедура обсуждения законопроектов аналогичны Национальному собранию. Различие состоит лишь в сроках полномочий (легислатуре) да в отсутствии для сенаторов института заместителей. Председатель Сената формально является вторым человеком в государстве после президента и исполняет его обязанности в случае отставки или смерти до новых президентских выборов.
Конституционный совет – это единственный из консультативных органов V Республики, обладающий реальными полномочиями в государственной жизни страны. Конституционный совет (в IV Республике – Конституционный комитет при парламенте) расширил свои прерогативы, по существу, превратившись в подобие Верховного суда США (но без юридических полномочий, например права смягчать судебные приговоры).
Конституционный совет обладает
двумя основными функциями: первая
– следить за конституционностью
принимаемых парламентом
Формально юридически Конституционный совет как бы стоит над всеми – над президентом, правительством и парламентом. Согласно статьям Конституции V Республики, президент, например, обязан предварительно проконсультироваться с членами Совета, прежде чем применить статью 16 Конституции (объявить чрезвычайное положение в стране и распустить парламент).
Совет может признать подписанный кем-то из министров правительства международный договор не соответствующим конституции, и тогда его нельзя передавать в парламент на ратификацию до изменения самой конституции, т.е. практически такой договор не вступает в силу.
Вместе с тем статус Конституционного совета не позволяет ему эффективно контролировать деятельность президента и правительства, давая лишь право на факультативные консультации. Например, Совет технически проводит референдумы, но право объявлять референдум и ставит на нем вопросы перед избирателями принадлежит исключительно президенту. Более того, одобренный на референдуме закон не подлежит обсуждению в Конституционном совете на предмет его соответствия конституции (но закон, принятый парламентом, Совет может опротестовать).
Аналогичные ограничения касаются контроля за деятельностью премьер-министра, например, премьер может досрочно распустить Национальное собрание или, наоборот, отказаться собрать его в чрезвычайную сессию, а Конституционный совет бессилен воздействовать на главу правительства.
Важным средством влияния на деятельность Совета является порядок его формирования. Состав Совета, утверждаемый ордонансом президента сроком на 9 лет (при обновлении1/3 каждые 3 года – процедура, аналогичная формированию Сената), образуется из двух категорий членов: членов «по праву» и «назначаемых членов». Членами «по праву» автоматически становятся все здравствующие бывшие президенты Франции, «назначаемыми членами» являются 3 человека от президента Республики (он же назначает председателя Конституционного совета из числа его членов), 3 человека от председателя Национального собрания и 3 – от председателя Сената. Поскольку в V Республике президенты до марта 1986 г. всегда имели большинство в Национальном собрании и поэтому формировали правительство из своих сторонников, они и в Конституционном совете имели большинство (6 против 3). Что касается здравствующих экс-президентов, то их никогда не было слишком много (в момент создания Конституционного совета всего два – Венсан Ориоль и Рене Коти), и они не определяли исход голосования.
Таким образом, на практике в V Республике Конституционный совет играет роль консультативного органа при президенте, который всегда может использовать его как инструмент давления на законодательную власть (парламент). Правда, после избрания в 1974 г. В.Жискар д`Эстена президентом и завершения эпохи «классического голлизма» члены Конституционного совета пытаются проводить более гибкую политику, изредка опротестовывая решения исполнительной власти (правительства), однако для такой «арбитражной» роли Совету не хватает юридических полномочий.
Не случайно в последние годы среди французских государствоведов все чаще раздаются голоса о передаче прерогатив контроля за соблюдением конституции из ведения Конституционного совета в ведение Высшего суда.
Осуществление судебной власти
во Франции имеет свои особенности:
решение принимается одним судьей или
коллегиально несколькими судьями; судебное
присутствие состоит из судей-профессионалов
(за исключением специального звена –
судов присяжных, а также при рассмотрении
мелких гражданских споров медиаторами
на общественных началах); правосудие
бесплатно по гражданским и административным
делам (расходы по уголовным делам несет
осужденный); двойное рассмотрение дела
с неограниченной возможностью обжалования.
Во Франции, как и во многих других странах,
создаются специальные судебные округа,
не совпадающие с административно-