Пятая республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.
Пятая республика, ведущая свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.

Оглавление

Введение 3
1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4
2 Государственный строй Пятой республики 7
2.1 Президент 7
2.2 Правительство 11
2.3 Парламент 14
2.3.1 Национальное собрание. 16
2.3.2 Сенат. 18
2.4 Конституционный совет 19
2.5 Судебная власть 21
3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23
4 Кризис Пятой Республики 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

Курсовая пятая французская республика. Конечный вариант.docx

— 96.84 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра теории и истории  государства и права, административного  права.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2010

Оглавление

Введение 3

1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4

2 Государственный строй Пятой республики 7

2.1 Президент 7

2.2 Правительство 11

2.3 Парламент 14

2.3.1 Национальное собрание. 16

2.3.2 Сенат. 18

2.4 Конституционный совет 19

2.5 Судебная власть 21

3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23

4 Кризис Пятой Республики 26

Заключение 30

Список использованной литературы: 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История Франции всегда привлекала пристальное внимание исследователей и вызывала живой интерес современников.

Политическая система  Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Первая республика была установлена  в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять  Франция была объявлена империей, а Наполеон III –императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.

Пятая республика, ведущая  свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.

Задачи моего исследования рассмотреть:

  • Социально-экономическое развитие страны и её общественно-политическую жизнь
  • Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года.
  • Особенности государственного устройства
  • Кризис Пятой республики

 

 

 

 

 

 

  1. Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года.

Принятая в результате референдума 28 сентября 1958 года Конституция V Республики носила резидентский характер и была отмечена явным приоритетом  исполнительной власти (правительство) над законодательной (парламент). Такое нарушение исторически сложившегося равновесия между законодательной и исполнительной властью стало возможно из-за экстремальных условий, в которых разрабатывалась и принималась Конституция V Республики.

Колониальная война в Алжире 1954 - 1958 гг. завела режим IV Республики в тупик, расколола французское общество на два противоборствующих лагеря («Алжир французский» и «Алжир независимый») и после военного путча 13 мая 1958 года верхушки военных и гражданских «ультра» (когда верхушка французской армии, опасаясь начала переговоров между правительством и алжирскими повстанцами, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия) в Алжире поставила Францию на грань гражданской войны.

Кризис государственной  власти весной 1958 года поставил Францию  перед угрозой гражданской войны. Страна могла в одночасье распрощаться с демократией, превратившись в аналог латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. В этот момент часть правящих кругов решила снова призвать к власти генерала Шарля де Голля как «верховного арбитра», с 1953 ушедшего с политической арены страны.

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все условия были приняты  в рекордно короткий срок. Ближайшим  окружением генерала во главе с будущим  премьер-министром Мишелем Дебре  был разработан проект новой конституции.

Этот проект значительно  расширял реальные функции президента (который в III и IV Республиках является в значительной степени декоративной фигурой), правительства и его уполномоченных – префектов - на местах и заметно сужал полномочия парламента. В целом он напоминал бонапартистские конституции периода I (1804-1814) и II (1852-1870) империй во Франции.

В условиях резкого обострения политической обстановки в стране и  угрозы гражданской войны голлистам  удалось провести свой проект в жизнь: 28 сентября 1958 во Франции состоялся третий после освобождения референдум по конституционным вопросам. Избирателям предлагалось высказать своё мнение о проекте новой конституции, подготовленном правительством де Голля. Коммунистическая партия призвала отвергнуть проект конституции, утверждая, что усиление власти президента «открывает путь к фашизму» и может привести к единоличной диктатуре. Против проекта конституции выступили левые социалисты, объединившиеся в небольшую Автономную социалистическую партию (АСП), сторонники Миттерана и Мендес-Франса, считавшие проект слишком авторитарным, и пужадисты, которые полагали, что признание принципа самоопределения народов приведёт к ликвидации колониальной империи. Все остальные партии, включая руководство СФИО, поддержали правительственный законопроект.

На референдуме правительство одержало внушительную победу. 79% голосовавших высказались «за» него, 21% - «против».

Результаты референдума  показали, что за правительство де Голля голосовали не только сторонники правых партий. Даже многие избиратели, которые в 1956 г. поддерживали левые  группировки, на этот раз оказали  доверие генералу де Голлю.

Такой результат «прежде  всего, объясняется наличием широкого шовинистического течения среди слоев мелкой буржуазии и даже части рабочего класса, подпавших  под влияние колониалистической и расистской идеологии, распространяемой империалистической буржуазией в продолжении более чем ста лет».1

Огромное значение имело  запугивание избирателей угрозой  гражданской войны, к которому широко прибегали все буржуазные партии, а также лидеры социалистов. По данным французского института общественного мнения, от трети до половины избирателей, поддержавших правительственный законопроект, считали, сто в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.

Одной из причин этого явилось  разочарование масс в политической системе Четвертой республики, и особенно в деятельности «Республиканского фронта», находившегося у власти с 1956 г.

Влияние левых сил было ослаблено расколом. Даже сторонники Миттерана, Мендес-Франса и часть социалистов, которые голосовали против правительственного законопроекта, отказывались от совестных действий с коммунистами.

Большое значение имел личный авторитет генерала де Голля. 40% сторонников  новой конституции объясняли  свою позицию, прежде всего доверием к де Голлю. Многие французы, помнившие, что де Голль, сыграл важную роль в движении Сопротивления и высказывался против перевооружения Германии, считали, что лишь его правительство может достойно защитить национальные интерес, вывести Францию из тупика и добиться мира в Алжире. В то же время действия де Голля одобрили ультраколониалисты, считавшие, что новая конституция обеспечит создание «сильного правительства», которое сумеет подавить национально– освободительное движение в Алжире и обеспечить «интеграцию» Алжира с Францией.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых  и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.

4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Во Франции установился политический режим, получивший название Пятой Республики, который действует вплоть до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй Пятой республики

Общая   характеристика  государственного устройства.

По своему государственному   устройству  современная Франция относится к буржуазной   республике   президентского   типа. Как и в других промышленно развитых странах, государственное устройство Франции основано на принципе разделения властей – законодательной (парламент,   местные органы), исполнительной   (президент, правительство и его органы) и судебной. Это разделение, о котором говорится еще в творениях великих просветителей   и  законодателей  Великобритании и Франции XVII - XVIII вв., с юридической точки зрения предусматривает   независимость  законодательной и судебной власти от исполнительной при подчинении последней парламенту. На практике это формальное разделение носит условный характер, так как функции любого государства, как отмечал В.И. Ленин, целиком зависят от того, в руках какого господствующего класса находится реальная власть.2

    1. Президент

Защищая перед Государственным  Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую  роль Президента Республики с «замком  свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. Из номинальной  фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится истинным главой Государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим Президентом, ибо он как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

С 1962 де Голль заметно  ослабил зависимость президента от законодательной власти. Начало этому было положено в порядке выбора президента. Так, в III и IV Республиках президентов выбирали на совместном заседании обеих палат парламента с участием выборщиков от «нотаблей»: обычно выдвигали свои кандидатуры несколько претендентов, а выборы растягивались на много дней, так как для избрания необходимо было собрать квалифицированное большинство, или 2/3 голосов. Теперь же, в V Республике, с 1965 г. (первые выборы по новой системе) президента (как и ранее во II Республике) избирают все граждане по мажоритарной системе в два тура. Срок полномочий президента остался прежний (7 лет), усложнялась процедура выдвижения кандидатов в президенты.

Закон 6 ноября 1962 г. и декрет от 14 марта 1964 г. устанавливают следующий порядок выдвижения кандидатов: необходимо собрать 100 подписей «нотаблей» от не менее чем 10 департаментов; зарегистрировать эту заявку в Конституционном совете не позднее, чем за 18 дней до первого тура выборов; внести залог в 10 тыс. франков, который не возвращается, если кандидат наберет менее 5% голосов.

Изменение процедуры выборов  президента сказалось и на их методах  борьбы. Если ранее закон запрещал использование государственного радио и телевидения в избирательной кампании, но теперь, наоборот, декрет от 14 марта 1964 г. давал каждому официально зарегистрированному кандидату по два часа на радио и на телевидении (по 16 минут ежедневно) в течение 15 дней. Этим правом могли воспользоваться все кандидаты до первого тура и два из них, прошедших во второй.

Подключение на американский манер таких средств массовой информации, находившиеся под контролем правительства, призвано было расширить избирательную базу президентских выборов, вовлечение в них максимального числа граждан.

Функции президента V Республики включают два вида деятельности – обычные (присущие любому главе государства) и специфические (присущи только президенту Франции). К обычным относятся функции представительские (прием верительных грамот послов, присутствие на торжествах, визиты за границу и др.), председательские (президент заседает во главе комитетов начальников родов войск армии и других высших комитетов), юридические (право помилования осужденных), парламентские (промульгация законов – promulgation, - принятых парламентом, открытие и закрытие президентским ордонансом чрезвычайных сессий парламента) и др.

Специфические функции президента появились лишь с принятием Конституции 1958 г. Эта конституция и принятые в 1958 – 1964 гг. в ее развитие законы ввели понятие резервированного сектора, т. е. тех областей государственной деятельности (армия, государственная безопасность, внешняя политика), которыми президент руководит лично и постоянно. Эта форма широко применяется всеми президентами Пятой Республики, особенно в области внешней политики. Значительно увеличивается число заграничных поездок, в ходе которых президенты не только представляют страну, но и решают крупные международные вопросы.

Увеличились полномочия президента в области внутренней политики, особенно по отношению к парламенту. В пятой Республике не Национальное собрание, а президент назначает премьер-министра, парламент затем лишь утверждает предложенный премьер-министром состав правительства (ст. 8). Президент имеет право досрочно распустить Национальное собрание (например, если оно не утвердило предложенный премьер-министром состав правительства) и назначить новые выборы (ст. 19).

Информация о работе Пятая республика во Франции