Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.
Пятая республика, ведущая свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.
Введение 3
1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4
2 Государственный строй Пятой республики 7
2.1 Президент 7
2.2 Правительство 11
2.3 Парламент 14
2.3.1 Национальное собрание. 16
2.3.2 Сенат. 18
2.4 Конституционный совет 19
2.5 Судебная власть 21
3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23
4 Кризис Пятой Республики 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 31
Мощным орудием в руках президента для игнорирования решений парламента является право объявлять референдум (ст. 11). И наконец, статья 16 Конституции дает президенту право объявлять в стране на срок до 6 месяцев чрезвычайное положение. В этом случае Национальное собрание распускается, и страна управляется на основе президентских ордонансов (указов), которые затем подлежат утверждению в парламенте.
Кроме того все полномочия Президента можно разделить на две другие группы:
К первой группе полномочий, осуществляемых президентом самостоятельно, относятся:
Полномочия президента, требующие контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны:
Большинство полномочий – это личные полномочия президента, они не требуют контрасигнатуры.
Таким образом, президент Французской республики по Конституции 1958 г. обладает широкими полномочиями и в своей государственной деятельности не ответственен перед парламентом, как это имело место ранее – в III и IV Республиках.
Конституция V Республики (ст. 68) предусматривает лишь один случай юридической ответственности президента перед парламентом: измена Родине, обвинение в которой предъявляется от имени обеих палат парламента. В этом случае палаты избирают Высший суд из 24 парламентариев, которые и судят президента (а также министров) за предательство Родины.
Президент Франции становится
верховной инстанцией, стоящей над
политическими битвами, объединяющий
во имя Франции разнородные
Конституция 1958 г. превратила правительство в рабочий орган при президенте, который председательствует на его заседаниях.
Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства.
На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как и во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Он является главой правительства. Он составляет список всего правительства (формирует кабинет) и сначала утверждает его у президента, а затем просит у Национального собрания «вотум доверия» (тайное голосование депутатов по программе и составу правительства).
Функции премьер-министра весьма обширны. Он второе после президента лицо в иерархии исполнительной власти: замещает президента в различных правительственных комитетах, на международных договорах и представляет правительство в парламенте. Для повседневного руководства премьер-министр располагает официальной резиденцией (Hotel Matilion), личным кабинетом секретарей (20 -30 человек) и генеральным секретариатом правительства (административно-технической службой).
Его полномочия:
Помимо общего руководства
работой правительства премьер-
Состав правительства. В V Республике усложнилась иерархия членов правительства и постепенно (как и в IV Республике) возросло их количество. По характеру своих полномочий члены правительства делятся на три группы: государственные министры (заместители премьера, но при этом они могут возглавлять и конкретные министерства), министры (подразделяются на министров «с портфелем» и «без портфеля»)3 и государственные секретари (подразделяются также на три группы: при премьер-министре, при министерстве и сами по себе, во главе каких-либо правительственных служб).
В период «классического голлизма» (60-е годы) состав правительства не превышал обычно 25 -30 человек (в кабинете премьер-министра Ж.Помпиду в 1962-1968 гг. было 4 государственных министра,18 министров и всего 4 государственных секретаря). В президентство В. Жискар д` Эстена правительство расширилось до 50 человек (в кабинете Ж.Ширака в 1974-1975 гг. были уже 1 государственный министр, 16 министров и 23 государственных секретаря).
Такое увеличение министерских
должностей (особенно государственных
секретарей) в середине 70-х годов
было связано как с общим
По своим функциям все французские министерства и ведомства условно разделяются на две группы - «классические» и «специфические». К классическим относятся те министерства, которые имеются в любом государстве, - Министерства иностранных дел, обороны, финансов (во Франции финансов и экономики), внутренних дел и др. Специфическими министерствами и ведомствами называются такие, которые имеются лишь в некоторых капиталистических странах или только во Франции. Например, в межвоенный период таковым было Министерство по делам бывших фронтовиков (ветеранов войны).
В V Республике особенно с 1974 г. число специфических министерств и ведомств резко увеличилось. В президентство В. Жискар д`Эстена появилось министерство «качества жизни», которое занималось традиционными проблемами социального обеспечения, а также вопросами культурного досуга, семьи, быта и т.д.
Обострившаяся после «красного мая» 1968 г. молодежная проблема (во Франции она всегда была не только возрастная, но и социальная – большинство безработных обычно составляла молодежь) вызвала создание нескольких «молодежных» государственных секретариатов (комитетов) – по профтехобразованию, дошкольному образованию и воспитанию, по делам молодежи и спорта, по делам университетов (многочисленные реформы среднего и высшего образования 1965-1986 гг.).
Обострение проблем окружающей среды привело к созданию госсекретариата по экологии. Подобные ведомства возникали и в других развитых капиталистических странах.
Согласно Конституции V Республики, высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: Национального собрания – Assemblee nationale (в III Республике называлась Палата депутатов – Chambre des deputes) и Сената (в IV Республике называлась Совет республики). Их заседания, как правило, проводятся раздельно и в разных помещениях. Лишь в исключительных случаях (торжественное заседание, посвященное какому-либо крупному национальному юбилею, выступление главы иностранного государства и пр.) проводятся совместные заседания обеих палат.
Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание (нижнюю палату парламента) устанавливается с 23 лет, в сенат (верхнюю палату) – с 35 лет.
Кандидат в парламент может быть выдвинут одним избирателем (вследствие этого возможно и самовыдвижение), но фактически кандидаты выдвигаются партиями, другими объединениями, только оформляется это как выдвижение избирателем. Запрещено выдвигать одного и того же кандидата более чем в одном избирательном округе, а также одновременно в обе палаты парламента. Для кандидатов существует избирательный залог: 1 тыс. франков – для нижней палаты (залог возвращается, если кандидат получил не менее 5% голосов), 2 тыс. – для сенаторов. Кандидаты должны представить декларации о своем имущественном положении, избранные лица должны представить такие декларации после истечения срока полномочий.
Полномочия парламента. Как и другие парламенты, французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.
Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает:
Законодательный процесс. Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в любую палату, законодательное предложение депутата – только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать “блокированного голосования” – с учетом только поправок правительства.
Поскольку проект передается в другую палату не после его окончательного принятия, а после первого или последующих чтений, возможно длительное его хождение из палаты в палату – “челнок”. Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от парламента создать смешанную паритетную комиссию (по 7 человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный “челнок”; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Таким образом, роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.