Пятая республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Главную цель своей курсовой работы я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе.
Пятая республика, ведущая свой отсчёт с 1958 года, возникла в результате острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире, которую часть правящих кругов IV Республики развязала в 1954года. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой.

Оглавление

Введение 3
1 Образование Пятой республики. Разработка и принятие Конституция 1958 года. 4
2 Государственный строй Пятой республики 7
2.1 Президент 7
2.2 Правительство 11
2.3 Парламент 14
2.3.1 Национальное собрание. 16
2.3.2 Сенат. 18
2.4 Конституционный совет 19
2.5 Судебная власть 21
3 Выборы 1958 года. Режим личной власти. 23
4 Кризис Пятой Республики 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

Курсовая пятая французская республика. Конечный вариант.docx

— 96.84 Кб (Скачать)

Мощным орудием в руках  президента для игнорирования решений  парламента является право объявлять  референдум (ст. 11). И наконец, статья 16 Конституции дает президенту право  объявлять в стране на срок до 6 месяцев  чрезвычайное положение. В этом случае Национальное собрание распускается, и страна управляется на основе президентских  ордонансов (указов), которые затем подлежат утверждению в парламенте.

Кроме того все полномочия Президента можно разделить на две  другие группы:

  • осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия);
  • требующие контрасигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента).

К первой группе полномочий, осуществляемых президентом самостоятельно, относятся:

  1. право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Роспуск не может быть произведен в течение года после предыдущего роспуска (поэтому президент не может использовать это право чаще, чем раз в год), а также во время чрезвычайного положения;
  2. право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура: по конституции президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия;
  3. право назначать премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы нижней палатой парламента;
  4. право передавать на референдум законопроекты по перечисленным выше вопросам;
  5. право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях. Эти послания не подлежат обсуждению;
  6. право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению;
  7. право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать треть его членов;
  8. президент – глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;
  9. президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрасигнатура правительства);
  10. президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие  контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны:

  1. созыв парламента на чрезвычайную сессию;
  2. подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров;
  3. назначение на гражданские и военные должности;
  4. назначение дипломатических представителей.

Большинство полномочий –  это личные полномочия президента, они не требуют контрасигнатуры.

Таким образом, президент  Французской республики по Конституции 1958 г. обладает широкими полномочиями и в своей государственной  деятельности не ответственен перед  парламентом, как это имело место ранее – в III и IV Республиках.

Конституция V Республики (ст. 68) предусматривает лишь один случай юридической ответственности президента перед парламентом: измена Родине, обвинение в которой предъявляется от имени обеих палат парламента. В этом случае палаты избирают Высший суд из 24 парламентариев, которые и судят президента (а также министров) за предательство Родины.

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над  политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правительство

Конституция 1958 г. превратила правительство в рабочий орган  при президенте, который председательствует на его заседаниях.

Полномочия  правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства.

На практике они реализуются  от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как и во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Он является главой правительства. Он составляет список всего правительства (формирует кабинет) и сначала утверждает его у президента, а затем просит у Национального собрания «вотум доверия» (тайное голосование депутатов по программе и составу правительства).

Функции премьер-министра весьма обширны. Он второе после президента лицо в иерархии исполнительной власти: замещает президента в различных правительственных комитетах, на международных договорах и представляет правительство в парламенте. Для повседневного руководства премьер-министр располагает официальной резиденцией (Hotel Matilion), личным кабинетом секретарей (20 -30 человек) и генеральным секретариатом правительства (административно-технической службой).

Его полномочия:

  1. координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы;
  2. несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает президент);
  3. “обеспечивает исполнение законов” (по конституции это его личная обязанность);
  4. осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров).
  5. Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано);
  6. Он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству;
  7. у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти – при определении профиля законопроекта или акта правительства.
  8. Премьер-министр обладает правом отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Конституционного совета и при некоторых других условиях.

Помимо общего руководства  работой правительства премьер-министр  ведает целым рядом государственных служб, куда назначаются члены правительства в ранге государственных секретарей при премьер-министре.

Состав правительства. В V Республике усложнилась иерархия членов правительства и постепенно (как и в IV Республике) возросло их количество. По характеру своих полномочий члены правительства делятся на три группы: государственные министры (заместители премьера, но при этом они могут возглавлять и конкретные министерства), министры (подразделяются на министров «с портфелем» и «без портфеля»)3 и государственные секретари (подразделяются также на три группы: при премьер-министре, при министерстве и сами по себе, во главе каких-либо правительственных служб).

В период «классического голлизма» (60-е годы) состав правительства не превышал обычно 25 -30 человек (в кабинете премьер-министра Ж.Помпиду в 1962-1968 гг. было 4 государственных министра,18 министров и всего 4 государственных секретаря). В президентство В. Жискар д` Эстена правительство расширилось до 50 человек (в кабинете Ж.Ширака в 1974-1975 гг. были уже 1 государственный министр, 16 министров и 23 государственных секретаря).

Такое увеличение министерских должностей (особенно государственных  секретарей) в середине 70-х годов  было связано как с общим усложнением  управления (особенно в социально-экономических областях), так и со стремлением В. Жискар д` Эстена, в традициях буржуазной демократии Франции, дать всем политическим партиям и группировкам, поддержавшим его на президентских выборах 1974 г., места в правительстве.

По своим функциям все  французские министерства и ведомства  условно разделяются на две группы - «классические» и «специфические». К классическим относятся те министерства, которые имеются в любом государстве, - Министерства иностранных дел, обороны, финансов (во Франции финансов и экономики), внутренних дел и др. Специфическими министерствами и ведомствами называются такие, которые имеются лишь в некоторых капиталистических странах или только во Франции. Например, в межвоенный период таковым было Министерство по делам бывших фронтовиков (ветеранов войны).

В V Республике особенно с 1974 г. число специфических министерств и ведомств резко увеличилось. В президентство В. Жискар д`Эстена появилось министерство «качества жизни», которое занималось традиционными проблемами социального обеспечения, а также вопросами культурного досуга, семьи, быта и т.д.

Обострившаяся после «красного  мая» 1968 г. молодежная проблема (во Франции  она всегда была не только возрастная, но и социальная – большинство  безработных обычно составляла молодежь) вызвала создание нескольких «молодежных» государственных секретариатов (комитетов) – по профтехобразованию, дошкольному образованию и воспитанию, по делам молодежи и спорта, по делам университетов (многочисленные реформы среднего и высшего образования 1965-1986 гг.).

Обострение проблем окружающей среды привело к созданию госсекретариата по экологии. Подобные ведомства возникали и в других развитых капиталистических странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Парламент

Согласно Конституции V Республики, высшая законодательная власть в  стране принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: Национального собрания – Assemblee nationale (в III Республике называлась Палата депутатов – Chambre des deputes) и Сената (в IV Республике называлась Совет республики). Их заседания, как правило, проводятся раздельно и в разных помещениях. Лишь в исключительных случаях (торжественное заседание, посвященное какому-либо крупному национальному юбилею, выступление главы иностранного государства и пр.) проводятся совместные заседания обеих палат.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание (нижнюю палату парламента) устанавливается с 23 лет, в сенат (верхнюю палату) – с 35 лет.

Кандидат в парламент может быть выдвинут одним избирателем (вследствие этого возможно и самовыдвижение), но фактически кандидаты выдвигаются партиями, другими объединениями, только оформляется это как выдвижение избирателем. Запрещено выдвигать одного и того же кандидата более чем в одном избирательном округе, а также одновременно в обе палаты парламента. Для кандидатов существует избирательный залог: 1 тыс. франков – для нижней палаты (залог возвращается, если кандидат получил не менее 5% голосов), 2 тыс. – для сенаторов. Кандидаты должны представить декларации о своем имущественном положении, избранные лица должны представить такие декларации после истечения срока полномочий.

Полномочия  парламента. Как и другие парламенты, французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.

Осуществляя законодательную  деятельность, парламент принимает:

  • обыкновенные,
  • органические,
  • конституционные (изменяющие конституцию) законы.

Законодательный процесс. Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в любую палату, законодательное предложение депутата – только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать “блокированного голосования” – с учетом только поправок правительства.

Поскольку проект передается в другую палату не после его окончательного принятия, а после первого или  последующих чтений, возможно длительное его хождение из палаты в палату – “челнок”. Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от парламента создать смешанную паритетную комиссию (по 7 человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный “челнок”; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Таким образом, роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.

Информация о работе Пятая республика во Франции