Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:36, доклад
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
Однако нас больше
интересует избирательная система
в так называемом узком смысле.
Это способ определения того, кто
из баллотировавшихся кандидатов избран
на должность или в качестве депутата.
В зависимости от того, какая будет
использована избирательная система,
результаты выборов при одних
и тех же итогах голосования могут
оказаться совершенно различными.
Наиболее распространена
на выборах система большинства,
именуемая мажоритарной (от франц. majorite
-- большинство). При этой системе
избранным считается тот, за кого
было подано большинство голосов, а
голоса, поданные за остальных кандидатов,
пропадают. Эта система -- единственно
возможная при выборах одного
должностного лица (президента, губернатора
и др.). Когда же она применяется
для выборов коллегиального органа
власти, например палаты парламента, обычно
создаются одномандатные
В странах, имеющих
длительные демократические традиции,
политическая жизнь давно монополизирована
политическими партиями, представители
которых в основном только и баллотируются
на выборах и затем образуют в
парламенте или ином представительном
органе соответствующие партийные
фракции, действующие организованно.
В тех же странах, где партийная
система еще находится в стадии
становления, а возникающие политические
партии большого авторитета в обществе
не имеют, выборы по мажоритарной системе
создают слабоорганизованную
Мажоритарная система
имеет несколько
Самая простая разновидность
-- это система относительного большинства,
при которой избранным
Несколько более
справедливой выглядит мажоритарная система
абсолютного большинства, при которой
кандидату для избрания необходимо
получить более половины голосов. В
качестве базы для подсчета при этом
может выступать либо общее число
поданных голосов, либо число поданных
голосов, признанных действительными.
Во втором случае число голосов, требуемое
для избрания, может оказаться
меньшим, чем в первом. Хотя и менее
вероятно, но все же вполне возможно,
что и при этой системе партия,
кандидаты которой по стране собрали
большинство голосов, получит меньшинство
парламентских мандатов. Это может
произойти в случае, если избиратели,
голосующие за такую партию, окажутся
сосредоточенными в небольшом числе
избирательных округов, а избиратели
"партии меньшинства", напротив, добьются
хотя бы даже ничтожного, но преимущества
в большинстве избирательных
округов. Ведь после того, как планка
50 процентов + 1 голос взята, получившему
абсолютное большинство кандидату
никакие дополнительные голоса уже
не нужны. Хрестоматийный пример -- выборы
во французское Национальное собрание
(нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда
Французская коммунистическая партия,
выйдя в стране на первое место
по числу собранных голосов, получила
всего 10 мандатов, тогда как Объединение
в поддержку республики, собравшее
голосов несколько меньше, приобрело
тем не менее 188 мандатов, то есть почти
в 19 раз больше.
При системе абсолютного
большинства чем больше в избирательном
округе кандидатов, тем меньше вероятность,
что кто-то из них получит абсолютное
большинство голосов. Поэтому выборы
по такой системе часто
Первый способ -- так
называемое альтернативное голосование.
Оно предполагает, что избиратель
в одномандатном избирательном
округе голосует не за одного кандидата,
а за нескольких, указывая цифрами
против их фамилий их предпочтительность
для него. Против фамилии самого
желательного кандидата он ставит цифру
1, против фамилии следующего по предпочтительности
(т. е. кого бы он хотел видеть избранным,
если первый не пройдет) -- цифру 2 и так
далее. При подсчете голосов бюллетени
раскладываются по первым предпочтениям.
Кандидат, получивший более половины
первых предпочтений, считается избранным.
Если же не избран ни один из кандидатов,
из распределения исключается
Другой способ, более
распространенный, -- перебаллотировка
кандидатов, собравших определенную
долю голосов. Это так называемый
второй тур выборов, или, как выражается
наш Федеральный закон "О выборах
Президента Российской Федерации",
повторное голосование. Чаще можно
встретить перебаллотировку двух кандидатов,
получивших наибольшее число голосов
в первом туре (в упомянутом нашем
Федеральном законе так и предусмотрено),
хотя, например, при выборах во французское
Национальное собрание во второй тур
проходят все кандидаты, получившие
в первом туре голоса не менее 12,5 процента
зарегистрированных избирателей округа.
Для избрания во втором
туре достаточно относительного большинства
голосов, и поэтому такую систему
называют системой двух туров. Если же
во втором туре тоже требуется абсолютное
большинство голосов, как, например,
в Германии при выборах Федерального
президента особой коллегией -- Федеральным
собранием, а относительного большинства
достаточно лишь в третьем туре,
то система именуется системой трех
туров.
Явная несправедливость
по отношению к участвующим в
выборах политическим партиям, которую
часто несет в себе мажоритарная
система, породила систему пропорционального
представительства партий и движений,
сокращенно именуемую пропорциональной
системой. Ее основная идея заключается
в том, чтобы каждая партия получала
в парламенте или ином представительном
органе число мандатов, пропорциональное
числу голосов, поданных за ее кандидатов
на выборах. Требование пропорционального
представительства подчас поднимается
на конституционный уровень (см., например,
ч. 3 ст. 68 Конституции Испании).
Однако пропорциональная
система имеет не только плюсы, но
и минусы. К числу последних
относится, во-первых, то обстоятельство,
что голосование при
Во-вторых, неограниченное
использование пропорциональной системы
может привести к появлению в
палате множества мелких фракций, объединенных
вокруг маловлиятельных, но амбициозных
лидеров, которые, не будучи способны к
конструктивному
Чтобы избежать нежелательной
политической дробности парламентских
палат, которая порождается
Как же происходит распределение
мандатов при пропорциональной системе?
Для этого существуют различные
методы. Один из них заключается
в определении избирательной
квоты (раньше она именовалась избирательным
метром), то есть того числа голосов,
которое необходимо для избрания
одного депутата. Затем на квоту
делится число голосов, собранных
каждой из допущенных к распределению
мандатов партий, и частное от этого
деления дает число мандатов, полагающихся
этой партии. Определяется квота разными
способами.
Следует особо отметить
институт, который позволяет партиям
нарушить пропорцию при распределении
мандатов и получить наибольшее количество
голосов. Это институт -- объединения
в блоки.
В результате всех приведенных
способов партия (преодолевшая в соответствующих
случаях заградительный пункт) получает
какое-то число мандатов в представительном
органе. Возникает вопрос: кто из
кандидатов списка получит эти мандаты?
Обычно партия устанавливает очередность
кандидатов в списке, в соответствии
с которой кандидатам достаются
мандаты. Очевидно, что чем ближе
кандидат находится к началу списка,
тем выше его шансы стать депутатом.
Первыми по списку идут лидеры партии,
а затем остальные кандидаты,
чье место определяется степенью
их близости к лидерам или их ценностью
для лидеров. Однако то, что избиратель
не может влиять на отбор кандидатов
на так называемые мандатные места
в списке, вызывает многочисленные
нарекания, ответом на которые в
ряде стран явилось введение преференциального
голосования.
Суть этого института
заключается в том, что избиратель,
голосующий за партийный список кандидатов,
получает право указать в нем
кандидатов, избрание которых было
бы для него особенно желательно, то
есть определить свои предпочтения (преференции)
в рамках списка. Если, например, кандидат,
помещенный в конце списка, получит
предпочтения большинства избирателей,
отдавших голоса за список данной партии,
либо числа избирателей, равного
действующей в стране избирательной
квоте, ему обязаны дать мандат в
первоочередном порядке, а кто-то, заранее
помещенный на мандатное место, этого
мандата не получит. Казалось бы, институт
вполне демократический, но множество
случаев злоупотребления им побудило
итальянского законодателя урезать
в 1993 году соответствующее право
избирателей, которые могут теперь
высказывать не более одного предпочтения.
Ведь действительно, противники партии,
не рассчитывая на избрание собственных
кандидатов, могут проголосовать
за эту партию и с помощью преференциального
голосования отнять мандаты у
ее лидеров в пользу будущих рядовых
парламентариев. Таким образом, фракция,
да и сама партия, окажется обезглавленной.
Информация о работе Пропорциональное представительство партий и движений