Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:36, доклад
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
Введение
До недавнего времени
смена власти в России происходила
как угодно, но только не посредством
выборов. Династическое
Можно сказать очень
много горьких, осуждающих и справедливых
слов о том, как у нас теперь
проходят выборы. Можно при этом
вспомнить выборы 1989-1990 гг., когда
на волне народного энтузиазма, в
ситуации вдруг открывшихся и, как
тогда казалось, безграничных возможностей
общественной инициативы, избиратели
крупных индустриальных и культурных
центров дружно проваливали высокопоставленных
аппаратчиков и их обслугу и посылали
сначала в союзный, а затем
и российский парламент людей
независимых, нередко не приспособленных
к государственной и
И все-таки не стоит
ни идеализировать запечатлевшуюся
в памяти многих романтику первых
свободных выборов в России (достаточно
вспомнить "агрессивно послушное
большинство" союзного Съезда, избранное
в ту же весну, и "затаптывавшее"
выступления Сахарова и других демократических
депутатов), ни развенчивать последние
выборы и недооценивать тот опыт,
которого на них набирается общество.
Ведь происходит вот что: за короткий
исторический отрезок Россия проходит
путь, который в развитых демократиях
потребовал не десятки, а сотни лет.
Путь от цензовой избирательной системы
и "гнилых местечек", представленных
в парламенте наравне с многолюдными
промышленными агломерациями, к
всеобщему и равному
Данная работа посвящена
раскрытию общих особенностей выборов
в политическую систему власти. Общетеоретические
аспекты проблемы сопровождаются как
историческими комментариями, так
и анализом существующего положения
дел в современной России.
Хочется отметить, что
на сегодняшний день вышло множество
соответствующей литературы как
учебного, так и научного характера.
Особенно следует отметить фундаментальный
труд «Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации» под ред.
А.В. Иванченко. Этот учебник представляет
собой первый опыт систематического изложения
базовых теоретических и практических
представлений в области избирательных
отношений. В нем исследуются фундаментальные
научные проблемы становления и развития
современного избирательного права и
избирательного процесса в России, детально
рассматриваются источники избирательного
права, основные виды избирательных систем,
международные избирательные стандарты,
освещаются правовой статус и роль участников
избирательного процесса и иные составные
элементы организации и проведения выборов.
1. Выборы в системе
государственной власти
Демократия неотделима
от выборов, ибо «власть народа»
(именно так переводится слово
«демократия» с древнегреческого) в
современном государстве, в отличие
от Древних Афин с населением в
двадцать тысяч жителей, немыслима
вне выборных представителей власти.
Выборы - это не только
существенный признак, атрибут демократии,
но и ее стержень, необходимое условие.
Демократия - режим, при котором правители
назначаются посредство свободных
и честных выборов.
Выборы бывают президентские,
парламентские, в местные органы
самоуправления -- региональные (областные),
муниципальные (городские), выборы судей
и некоторых других должностных
лиц. Кроме того, выборы бывают очередными,
внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес
заслуживает классификация
Большинство стран
современного мира провозгласили в
своих конституциях или специальных
избирательных законах права
граждан на всеобщие и равные выборы
при тайном голосовании. Рассмотрим
эти принципы подробнее.
Всеобщность выборов
предполагает право всех дееспособных
граждан, достигших установленного
законом возраста, участвовать в
выборах, причем под этим правом подразумевается
как активное избирательное право,
так и пассивное. Однако и то, и
другое к ряде стран ограничено избирательными
цензами: имущественным, цензом оседлости,
образовательным, возрастным.
Цензы пассивного избирательного
права обычно значительно жестче
цензов права активного. Так, в Канаде
в Сенат может входить только
лицо, обладающее недвижимой собственностью,
в Beликобритании для получения права
быть избранным требуется внести
избирательный залог в виде довольно
крупной суммы. Возрастной ценз для
депутатов верхней палаты парламента
там, где он двухпалатный, особенно
высок: в США и Японии -- 30 лет, во
Франции - 35, в Бельгии и Испании
- 40 лет. В то же время нельзя не отметить,
что неуклонный процесс демократизации
в мире не обходит стороной и цензовые
ограничения, шаг за шагом смягчая
их, а следовательно, расширяя контингент
избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии
последнее составляли лишь 4% взрослого
населения, во Франции - мене 2%, то уже
в 1848 г. во Франции впервые в истории
было введено всеобщее избирательное
право для взрослых мужчин, ставшее
к 1914 г. достоянием большинства стран
Запада. Женщины получали избирательные
права впервые в 1893 г. - в Новой
Зеландии. После Первой мировой войны
суфражизм (движение за предоставление
женщинам избирательных прав наравне
с мужчинами) одержал победу в
Старом и Новом Свете (в Швейцарии,
однако, лишь в 1971 г., а в Лихтенштейне
- в 1986 г.). В 70-х годах в большинстве
развитых стран возрастной ценз для
избирателей был снижен до 18 лет.
Избирательное право в полном
смысле слова становится всеобщим.
В явном противоречии с этой мировой
тенденцией оказываются цензовые ограничения
в Латвии и Эстонии, призванные отстранить
от участия в выборах
Выборы считаются
равными, если обеспечена единая норма
представительства -- числе избирателей,
представляемых одним кандидатом на
выборное место. Принцип этот легко
нарушить самыми различными способами.
Например, как было в нашей стране
по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924
г., предоставлявшим избирательные
льготы городам в ущерб деревне,
а именно: один делегат на Всероссийский
или Всесоюзный съезд Советов
выдвигался от 25 тыс. городских жителей
и 125 тыс. сельских.
Специфическую форму
избирательной активности граждан
представляет собой референдум (от
лат. referendum -- то, что должно быть сообщено;
первый в истории референдум был
проведен н 1439 г. в Швейцарии), называемый
иногда (обычно при решении территориальных
споров) плебисцитом (от лат. Plebs - простой
народ и scitum - решение, постановление).
Референдум -- это особый тип всенародного
голосования, объектом которого является
не тот или иной кандидат, а какой-либо
важный государственный вопрос, по
которому необходимо выяснить мнение
всего населения страны.
Говоря о выборах,
следует различать такие
Избирательная процедура
включает в себя назначение выборов,
издание избирательных органов,
ответственных за их проведение, организацию
избирательных округов, районов, участков,
регистрацию кандидатов в депутаты,
определенную финансовую поддержку
выборов, охрану порядка в ходе их
проведения, определение результатов
голосования.
Избирательная кампания
предусматривает выдвижение кандидатов
противоборствующими
В государствах со сложившейся
демократией тон в
Разумеется, далеко
не все избиратели наивно верят и
предвыборные посулы своих склонных
к преувеличениям политиков. Для
многих выборы -- не более чем политическое
шоу, к котором ценится состязание
улыбок и остроумие его участников,
т.е. на первый план выдвигается имидж,
но уже в самом поверхностном,
обывательском смысле.
Избирательная кампания
-- весьма дорогостоящее мероприятие.
В результате преимущество зачастую
оказывается на стороне не тех, кто
прав, а тех, кто богат. С целью
как-то смягчить это не украшающее демократию
явление в некоторых странах (США,
Великобритании, Японии, ЮАР) закон
устанавливает допустимую максимальную
сумму предвыборных расходов, но проконтролировать
его выполнение трудно. Кроме того,
с целью создания «равных условий»
соперничающим на выборах группировкам
практикуется их государственное финансирование
в виде субсидий или возмещения избирательных
расходов, но предназначенные для
этого суммы попадают опять-таки
в руки более сильных и менее
нуждающихся. В одних странах
для получения государственной
финансовой помощи партии необходимо
собрать определенный минимум голосов
(в Швеции - 2%, в ФРГ - 0,5%), в другом
-- выдвинуть кандидатов в/определенном
числе округов (Италия, Норвегия). Выделяемая
сумма пропорциональна
Кульминацией избирательной
кампании является день выборов. Однако
в отличие от шумной предвыборной
борьбы процедура голосования есть
тайна, «вещь в себе», и потому
наиболее интересное об этой процедуре
мы узнаем либо тогда, когда тайна
нарушена, либо когда процедура еще
не узаконилась. Последнее характерно
для обществ с недостаточно развитой
культурой, политической или общей.
Известно, например, когда Наполеон
Бонапарт решил «узаконить» свою
диктатуру посредством
Во многих современных
государствах голосование -- не только
право, но и обязанность, за невыполнение
которой полагается нaказание: в
Бельгии, Нидерландах, Австралии -- штраф,
в Пакистане -- даже тюремное заключение.
Объясняются подобные строгости
нарастанием aбcентизма (от лат. Absentia - отсутствие)
-- уклонения граждан от участии
в выборах.
В некоторых странах
во избежание «выборной давки» ограничивается
количество кандидатов, баллотирующихся
по каждому избирательному округу.
Так, в Великобритании это число
не должно превышать пяти кандидатов.
Кроме того, каждый кандидат вносит
довольно большой денежный залог, который
будет удержан, если претендент не наберет
минимум 5% от общего числа голосов.
Пятипроцентный барьер установлен ряде
стран (в том числе, и России) и
для партий. Во многих странах за
день до выборов предвыборная агитация
запрещается, чтобы избиратель мог
спокойно взвесить, кому же все-таки отдать
свои голос.
День выборов - это
как бы пик, апофеоз, праздник демократии.
Нo нередко он становится объектом манипуляции
политических элит и их лидеров. Избирательная,
кампания завершается подсчетом
голосов, определением и объявлением
итогов выборов. Подсчет голосов
не представляет ни технической, ни моральной
проблемы в цивилизованных странах.
В тех же, что пока не входят в
их число, возможна и фальсификации
итогов голосования. Такое имело
место на президентских выборах
1986 г. на Филиппинах, на парламентских
выборах 1988 г. в Бангладеш и других
странах.
2. Классификация
избирательных систем
В научной литературе
термин "избирательная система"
употребляется обычно в двух значениях
-- широком и узком.
В широком смысле
избирательная система -- это система
общественных отношений, связанных
с выборами органов публичной
власти. Сфера этих отношений весьма
широка. В нее входят вопросы и
определения круга избирателей
и избираемых, и инфраструктуры выборов
(создание избирательных единиц, избирательных
органов и др.), и отношений, складывающихся
на каждой из стадий избирательного процесса
вплоть до его завершения. Регулируется
избирательная система нормами
избирательного права, понимаемого
как система правовых норм, представляющая
собой подотрасль конституционного
(государственного) права. Однако не вся
избирательная система
Информация о работе Пропорциональное представительство партий и движений