Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:36, доклад
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
То, что партии не
могут адекватно выражать интересы
населения, связано не только с тем,
что они не умеют делать это
в должной степени. Надо иметь
в виду, что сам процесс как
социального, так и идеологического
структурирования нашего общества еще
далеко не завершен. И можно предположить,
что уже на следующих выборах партийно-политический
расклад может оказаться совершенно иным,
нежели в 1999 году. Опросы населения показывают,
что, если бы парламентские выборы состоялись
в ближайшее время, в Государственной
Думе не оказалось бы некоторых партий,
ныне там представленных.
В этой связи представляется
контрпродуктивным путем
Применительно же к
России совершенно не понятно, почему
в выборах не могут участвовать
избирательные объединения, представляющие
собой конгломерат как
Что же касается предполагаемого
“укрупнения” партийно-политической
системы (до двух - трех партий), то эта
задача в принципе нереализуема в
ближайшее время, поскольку российское
общество не только в социальном, но
и в идеологическом отношении
очень неоднородно. Если в начале
90-х годов имел место жесткий
идейно-политический раскол по линии
“коммунисты” - “демократы”, а в
середине 90-х идейно-политические предпочтения
населения приняли центристский
характер, то в настоящее время
можно вести речь о более сложной
и не столь линейной, как прежде,
идейно-политической дифференциации активной
части общества. Сегодня, например,
отчетливо просматривается
Подобного рода дифференциация
(а не раскол) способствует, с одной
стороны, консолидации общества на умеренно-центристских
позициях, что мы и наблюдаем сегодня,
а с другой стороны, ведет к
усилению плюрализма политического
спектра и вызреванию новых партий,
движений. Все это - вполне закономерный
процесс. Так следует ли его прерывать
во имя весьма иллюзорной идеи - создания
в России двухпартийной системы,
от которой развитые геополитические,
демократические системы как раз уходят?
Стоит ли заниматься научно не взвешенным,
партийным проектированием, не учитывающим
особенностей российских реалий - в “беспартийной”
в основе своей стране, в которой еще не
сформировались необходимые для полноценной
политической деятельности экономические
и социальные субъекты? Исторической практике
известен только один радикальный способ
перехода к двухпартийной системе: это
- полный мажоритарный принцип выборов
в парламент. Но этот вариант вряд ли устроит
нынешнюю политическую элиту России.
Вообще при рассмотрении
любых законопроектов о партиях
не следует забывать, что подавляющее
большинство россиян - беспартийные.
И важно не допустить, чтобы с
принятием нового закона политическая
деятельность окончательно превратилась
в удел узкого слоя - так называемого
“политического класса” и обслуживающего
его персонала. Тогда о развитии
гражданского общества во всем его
многообразии говорить уже не придется.
Достаточно сказать, что в настоящее
время в партийно-политической деятельности
принимает участие всего
И, наконец, еще один
вопрос - связь возможных законопроектов
о политических партиях с общественно-
Что же касается чисто
политических аспектов, то здесь хотелось
бы обратить внимание на следующее. Обсуждаемый
сегодня закон о партиях во
многом нацелен на то, чтобы закрепить
доминирующее положение представленных
в парламенте политических партий (каждая
из которых имеет свои взаимоотношения
с исполнительной властью, и на которые
исполнительная власть может рассчитывать
при решении тех или иных задач)
и максимально затруднить доступ
в политическое пространство на федеральном
уровне новых политических объединений.
Однако парадоксальность
ситуации заключается в том, что
попадание в “высшую
Заключение
Наше избирательное
законодательство, введенное в действие
в 1993-1999 гг., - одно из наиболее разработанных
в мире; оно открывает широкие
возможности для гражданской
инициативы и общественного контроля,
находится на уровне международных
демократических стандартов, а в
некоторых отношениях и превосходит
их.
Тем не менее, представляется,
что в самое ближайшее время
законодателям необходимо решить следующие
насущные задачи:
1) наиболее полное
внедрение институтов
2) продвижение Российской
Федерации по пути
3) внедрение при
подготовке и проведении
4) недопущение использования
субъектами избирательного
5) обеспечение судебного
и общественного контроля за
организацией подготовки и
Список литературы
1. Федеральный закон
от 19.09.1997 N 124-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 30.03.1999) «Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
Информация о работе Пропорциональное представительство партий и движений