Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:24, реферат
Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима на протяжении XVI-XVII веков.
Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа.
1. Предпосылки промышленного переворота в Германии
2. Особенности промышленного переворота в Германии
3. Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
Заключение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Реферат
Тема: Промышленный переворот в Германии в XlX веке.
Выполнила:
Проверила:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предпосылки промышленного переворота в Германии
2. Особенности промышленного переворота в Германии
3. Влияние промышленного
переворота на дальнейшее
Заключение
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ГЕРМАНИИ
Внутренние предпосылки
промышленного переворота в Германии
формировались в течение
Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа.
В Пруссии аграрные реформы были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились после революции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил личную зависимость крестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для всех категорий крестьян. Эдикт решил вопрос, имевший важнейшее значение для создания условий формирования рынка земли. Теперь разрешался свободный переход земли от одного лица к другому, уничтожались различия между землями, принадлежавшими дворянам и представителям других сословий.
Следующим шагом реформы стал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении права собственности на землю за крестьянами, о ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в 1816 г. Однако уже в 1820 г. был принят новый указ, закрепивший право собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за это право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка.
Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков. После революции 1848 г. правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно.
В районах Германии, где
действовало французское
В 1810 г. в Пруссии был принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной для всех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом. Цехи оставались в качестве свободных союзов. Правовые различия между городом и деревней в области промышленности были уничтожены.
Межгосударственные таможни сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнему внешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.
Другой серьезной преградой
являлось отсутствие удобных и развитых
путей сообщения. Но их создание имело
смысл только после ликвидации ограничений
для свободного перемещения грузов
и пассажиров. Не случайно первая железная
дорога была открыта в 1835 г. (через
два года после заключения таможенного
союза). В 1848 г. протяженность прусских
железнодорожных линий
В 1816-1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что к середине XIX века в Германии сложились предпосылки для прохождения стадии промышленного переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны.
Особенности промышленного переворота в Германии
Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м годам XIX века, но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств.
Традиционно промышленный переворот
охватил текстильную
Особенно заметные изменения
произошли в тяжелой
Большое значение придавалось
железнодорожному строительству. Первая
железная дорога, связавшая Нюрнберг
и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но
уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного
полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда,
собственные
Промышленный переворот
в Германии, ее индустриализация, то
есть создание фабрично-заводской
Первая особенность заключалось в том,
что если в других странах переворот начинался
с легкой промышленности, то в Германии
в годы переворота развивались главным
образом тяжелая промышленность, а легкая
отставала. За период с 1850 по 1870 г. промышленное
производство Германии выросло на 49%, но
добыча каменного угля -- в 5 раз, а выплавка
чугуна -- в 7 раз.
Чем объяснялся этот опережающий
рост тяжелой промышленности? Тем, что
главными стимулами развития промышленности
в Германии были строительство железных
дорог и военные потребности.
В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели. Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.
Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей.
Но железные дороги изменили
эту ситуацию: Германия, занимающая
центральное положение в
Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение.
Более того, строительство железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, то есть стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности -- металлургической, угольной, машиностроительной.
Пруссия стремилась объединить
Германию, т. е. присоединить остальные
германские государства. Для этого
была нужна передовая военная
техника. Поэтому ведущее место
в прусской промышленности заняли военные
предприятия, на первое место среди
которых выдвинулись
Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело.
Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.
Итак, по техническому уровню
своей промышленности Германия вырвалась
вперед, причем этому теперь способствовала
и иностранная конкуренция. Если
на начальном этапе развития капитализма
иностранная конкуренция
И немецкие заводы строились на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии.
Третья особенность
По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50--60-е гг. -- в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция -- уголь, машины, ткани.
Итак, Германия представляет
еще один вариант развития капитализма.
В отличие от Англии, где базой
послужила эксплуатация колоний
и «огораживание», в Германии толчком
к развитию капитализма стала
реформа по освобождению крестьян,
которая обезземелила их, ограбила
и обеспечила сильные позиции
помещиков-юнкеров в новом
Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
К началу 70-х гг. Германия
вступила в период нового, довольно
мощного экономического подъема. Коренной
перелом особенно проявился в
основных технико-экономических
Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870--1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871).
Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства.
Кроме того, Германия заполучила
богатые французские провинции --
Эльзас и Лотарингию -- и железные
руды из Франции существенно пополнили
германскую угольно-металлургическую
базу Рейнского и Саарского
В свою очередь, образование
единой Германской империи разрешало
ряд важнейших проблем, ранее
тормозивших ход
В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.
Информация о работе Промышленный переворот в Германии в XlX веке