Промышленный переворот в Германии в XlX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима на протяжении XVI-XVII веков.
Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа.

Оглавление

1. Предпосылки промышленного переворота в Германии
2. Особенности промышленного переворота в Германии
3. Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 157.60 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №4»

 

 

Реферат

 

Тема: Промышленный переворот в Германии в XlX веке.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                          Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предпосылки промышленного  переворота в Германии

2. Особенности промышленного  переворота в Германии

3. Влияние промышленного  переворота на дальнейшее развитие  германской экономики

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ГЕРМАНИИ

Внутренние предпосылки  промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного  периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального  режима на протяжении XVI-XVII веков.

Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного  переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона  на территориях, вошедших в Рейнский союз. В этих областях были проведены  радикальные антифеодальные реформы  в экономике, административной и  судебной сферах.

Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях  имела аграрная реформа.

В Пруссии аграрные реформы  были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились после революции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил  личную зависимость крестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для  всех категорий крестьян. Эдикт решил  вопрос, имевший важнейшее значение для создания условий формирования рынка земли. Теперь разрешался свободный  переход земли от одного лица к  другому, уничтожались различия между  землями, принадлежавшими дворянам и представителям других сословий.

Следующим шагом реформы  стал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании  земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного  землепользования и закреплении  права собственности на землю  за крестьянами, о ликвидации барщины  и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий  началась в 1816 г. Однако уже в 1820 г. был  принят новый указ, закрепивший право  собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за это право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка.

Все малоимущие крестьяне  не получали земли, превратившись в  батраков. После революции 1848 г. правительство  пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов  помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка  земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись  в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно.

В районах Германии, где  действовало французское гражданское  право, в результате аграрных преобразований большинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.

В 1810 г. в Пруссии был  принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший  промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной  для всех, за исключением лиц, которым  подобная деятельность была запрещена  судом. Цехи оставались в качестве свободных  союзов. Правовые различия между городом  и деревней в области промышленности были уничтожены.

Межгосударственные таможни  сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнему внешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому  таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.

Другой серьезной преградой  являлось отсутствие удобных и развитых путей сообщения. Но их создание имело  смысл только после ликвидации ограничений  для свободного перемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога была открыта в 1835 г. (через  два года после заключения таможенного  союза). В 1848 г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первый немецкий локомотив был  построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженности  железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в  мире. Быстрыми темпами строились  шоссейные дороги. Успешно шло  развитие водного транспорта.

В 1816-1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое  значение они приобрели только с  началом массовых перевозок.

Таким образом, можно сделать  общий вывод о том, что к  середине XIX века в Германии сложились  предпосылки для прохождения  стадии промышленного переворота и  дальнейшей индустриализации экономики  страны.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности промышленного переворота в Германии

Начало промышленного  переворота можно отнести к 30-м  годам XIX века, но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств.

Традиционно промышленный переворот  охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии -- льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Особенно заметные изменения  произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало  увеличение спроса на уголь. Более чем  вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, -- даже в  четыре раза. Рост числа рабочих  в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX века был еще  более значительным почти в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены  около 200 домен и одна четвертая  часть всех рабочих Германии.

Большое значение придавалось  железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в  стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

Промышленный переворот  в Германии, ее индустриализация, то есть создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности. 
Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период с 1850 по 1870 г. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля -- в 5 раз, а выплавка чугуна -- в 7 раз.

Чем объяснялся этот опережающий  рост тяжелой промышленности? Тем, что  главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности. 

В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство  железных дорог, причем строило эти  дороги в основном государство, а  не частные предприниматели. Строительство  железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.

Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась  в стороне от мировых торговых путей.

Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение в Европе, оказалась в центре европейской  железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской  торговли.

Строительство железных дорог  к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение.

Более того, строительство  железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, то есть стимулировало развитие главных  отраслей тяжелой промышленности -- металлургической, угольной, машиностроительной.

Пруссия стремилась объединить Германию, т. е. присоединить остальные  германские государства. Для этого  была нужна передовая военная  техника. Поэтому ведущее место  в прусской промышленности заняли военные  предприятия, на первое место среди  которых выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки, а у  Круппа изготовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих. Его заводы занимали первое место среди военных заводов мира. Все страны заказывали себе пушки у Круппа.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что  Германия была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на полвека  позже английских и, естественно, оборудовались  новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое  же оснащение английских заводов  к этому времени уже морально устарело.

Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в  результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место  в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась  вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция. Если на начальном этапе развития капитализма  иностранная конкуренция заглушала  промышленность, то, когда промышленный переворот вступил в полную силу, та же иностранная конкуренция делала доброе дело.

И немецкие заводы строились  на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию лучше  и дешевле, чем в Англии.

Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное акционерное  предпринимательство (грюндерство). Новые  промышленные фирмы и банки создавались  как акционерные, и, продавая акции  юнкерам, получали их капиталы.

По объему промышленного  производства Германия занимала 3-е  место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с  ростом промышленности изменилась и  внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в  два раза, то за 50--60-е гг. -- в три  раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в  вывозе преобладала промышленная продукция -- уголь, машины, ткани.

Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой  послужила эксплуатация колоний  и «огораживание», в Германии толчком  к развитию капитализма стала  реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции  помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе.

 

 

Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики

К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в  основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой  продукции, особенно в отраслях тяжелой  промышленности. Вместо пудлингования  нашли применение более производительные томасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала соответствующие  показатели во Франции и Англии. Расширились объемы внешней торговли.

Ведущую роль в этом сыграли  победа во франко-прусской войне (1870--1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871).

Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию  в 5 млрд. франков, направленную на оснащение  немецкого производства.

Кроме того, Германия заполучила богатые французские провинции -- Эльзас и Лотарингию -- и железные руды из Франции существенно пополнили  германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции  в стране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных  французских провинций, Германия удвоила  выпуск ситценабивной продукции.

В свою очередь, образование  единой Германской империи разрешало  ряд важнейших проблем, ранее  тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный  аппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был  получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер  и весов, общегерманское железнодорожное  и почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода  промысла и договорного соглашения.

В 1879 г. в стране была введена  протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной  индустрии повышением пошлин на импортную  продукцию. По-прежнему государственной  поддержкой широко пользовалось железнодорожное  строительство. Многие железные дороги были национализированы.

Информация о работе Промышленный переворот в Германии в XlX веке