Промышленный переворот в Германии в XlX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима на протяжении XVI-XVII веков.
Решающим фактором, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа.

Оглавление

1. Предпосылки промышленного переворота в Германии
2. Особенности промышленного переворота в Германии
3. Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 157.60 Кб (Скачать)

С завершением в конце 70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился. Немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя  внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала  масса наемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий  среди ведущих стран уровень  рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

Ускорились темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х  гг. было построено железных дорог  больше, чем за предыдущее десятилетие.

За 1870--1910 гг. протяженность  железных дорог выросла более  чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось  создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому городу или заводу.

Масштабное железнодорожное  строительство способствовало подлинному расцвету германской индустрии.

Особенно мощным толчком  для развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в конце XIX -- начале XX вв. послужило использование  двигателей внутреннего сгорания и  электроэнергии. Продукция металлургии  и машиностроения стала основой  германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла  на первое место в мире.

В конце XIX в. получили мощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая, химическая. Нехватка сырья  несколько сдерживала развитие легкой и пищевой промышленности.

В целом за последнюю треть XIX в. объем производства немецкой промышленности вырос в пять раз, в то время  как во Франции -- в три раза, а  в Англии -- всего в два раза. В итоге к концу XIX в. Германия превратилась из аграрно-индустриальной в мощную индустриально-аграрную державу.

К 70-м годам аграрные реформы  завершились. Однако рост продукции  этой отрасли хозяйства несколько  сдерживался феодальными пережитками, а также сохранившимся крупным  феодальным землевладением и высоким  размером абсолютной ренты. В ряде крупных  поместий Восточной Пруссии многие крестьяне получили свободу, но не получив  земли, стали наемными работниками в поместьях юнкеров.

Государство продолжало принимать  меры по подъему уровня сельскохозяйственного  производства. В частности, был принят закон об ограничении произвола  ростовщиков. Пропагандировалась агрокультура в специально созданном агрономическом обществе, опытных станциях и сельскохозяйственных школах. Складывались сельскохозяйственные товарищества. Все шире применялись  сельскохозяйственная техника и  минеральные удобрения.

Такие методы интенсивного ведения сельскохозяйственного  производства дали положительные результаты: наполовину выросла урожайность, расширились  посевы технических культур, увеличилось  поголовье скота.

В последней трети XIX века концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации. Преобладали  картели и синдикаты, особенно в  отраслях добывающей и связанной  с ней тяжелой промышленности. Объединения этого типа монополизировали лишь сферу сбыта. В технико-экономическом  и организационном отношениях предприятия  сохраняли свободу.

За 80--90-е гг. число предприятий  с количеством рабочих свыше  одной тысячи человек увеличилось  в четыре раза. Был создан Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат. Он подчинил себе 95% добычи угля Рурского бассейна и более 40% всей угледобычи страны. Крупные  монополистические объединения  сформировались в электротехнической (АЭГ-Всеобщее общество электричества  и «Сименс»), в сталелитейной и  военной (фирма «Крупп»), химической (Г. Фарбениндустри), судостроительной (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компании) и других отраслях промышленности. Число картелей и синдикатов выросло  в 50 раз: с шести в 1870 г. до 300 в 1900 г. Своеобразие германских монополий  сводилось их величине -- порою они  объединяли десятки и даже сотни  предприятий [3, с. 172].

Монополизация затронула  и банковскую сферу.

В начале XX в. девяти крупнейшим банкам принадлежала половина все вкладов  или более четырех пятых банковского  капитала Германии. Значительные внутренние инвестиции направлялись на подъем немецкой индустрии.

В конце XIX века Германия активизировал  пропаганду плана империалистических аннексий, оправдывая его острой нехваткой  рынков сырья и сбыта. Страна переросла  рамки внутреннего рынка, а большой  колониальной империи, откуда могли  бы поставляться по низким ценам сырье  и куда беспошлинно сбывались  бы товары, у Германии не было.

Агрессивные аппетиты Германии, подогреваемые внешнеторговой конкуренцией с Англией и Францией, росли. Внешнеэкономические  столкновения коснулись и российско-германских взаимоотношений. Так, в конце XIX в. юнкеры добились увеличения таможенных пошлин на импорт российской сельскохозяйственной продукции. А когда Россия ответила тем же на ввозимые из Германии машины и оборудование, разгорелась таможенная война. Победа оказалась за экономически более зрелой Германией. Но взаимоотношения  между странами не смягчились.

В Германии складывался мощный военно-промышленный комплекс, на который  работала индустрия страны. Значительно  увеличились расходы на армию  и флот. Совершенствовалось вооружение сухопутных войск. Формировался крупный  военно-морской флот. Страна серьезно приступила к подготовке войны за передел мира, захват не только английских и французских колоний, но и территорий в Европе, установление мирового господства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Промышленный переворот  в Германии начался значительно  позднее остальных стран. Сдерживающим фактором экономического развития в  этой стране было существование множества  феодальных пережитков, которые препятствовали дальнейшему эффективному экономическому развитию в стране.

Тем не менее, к 30 - м годам XIX века в Германии были решены ряд  насущных проблем и создались  все предпосылки для вступления страны в стадию промышленного переворота, который затем и начался.

Ход дальнейшего развития промышленного переворота в этой стране способствовал дальнейшему  экономическому росту и развитию в основном отраслей тяжелой промышленности, а также активизации железнодорожного строительства.

В последней трети XIX века концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации. Преобладали  картели и синдикаты, особенно в  отраслях добывающей и связанной  с ней тяжелой промышленности.

В Германии складывался мощный военно-промышленный комплекс, на который  работала индустрия страны. Значительно  увеличились расходы на армию  и флот. Совершенствовалось вооружение сухопутных войск. Формировался крупный  военно-морской флот.



Информация о работе Промышленный переворот в Германии в XlX веке