Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:20, реферат
Историческое исследование создания и формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять его историческое предназначение, место в системе других государственных органов, а также историческую необходимость выполнения возложенных на него функций. К тому же, изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и иного характера, направленного на повышение его эффективности. Сказанное в полной мере относится и к такому институту, как прокуратура. Так как он играет немалую роль в политической жизни страны, то рассматривание круга вопросов, связанных с историей его создания и организации представляет определенный научный интерес.
Введение………………………………………………………………….3
Предпосылки реорганизации прокуратуры……………………………5
Процесс реформирования прокуратуры и основные нормативно – правовые акты, способствующие этому…………………………….5-12
Итоги реорганизации прокуратуры……………………………………12
Заключение……………………………………………………………...13
Список используемой литературы и источников……………………..14
Составленные Государственной
«Основные положения» были утверждены императором 29 сентября 1862 года в Царском Селе.10 Они определяли государственное значение прокурорского надзора, его содержание и задачи. Весьма четко было сформулировано назначение прокуратуры: наблюдение за точным и единообразным исполнением законов Российской империи.
«Основные положения» предусматривали
учреждение при каждом суде прокурора
и при необходимости его товарищей. В соответствии
со статьей 48
«прокуроры окружных судов и их товарищи
утверждаются министром юстиции по представлению
прокурора судебной палаты, а прокуроры
судебных палат и их товарищи назначаются
высшей властью по представлению министра
юстиции».11
Верховный надзор за
Функции прокуратуры в
1. в наблюдении за
единообразным и точным
2. в обнаружении и
преследовании всякого
3. в предложении суду
предварительных заключений в
случаях, обозначимых в
Принципиально менялась роль
прокурора в уголовном
В гражданском процессе круг
дел, в котором принимал
После опубликования «Основных
положений» из чиновников
Практически никто из
Работа над проектом Судебных
уставов шла довольно быстро
и закончилась в декабре 1863
года. Основные принципы
В подготовленных комиссией
В Уставе судопроизводства
прокуратура строилась на принципах
единоначалия и абсолютного подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим.14
Указывалось, что товарищи прокурора подчинялись
прокурорам, а те вышестоящим, вплоть до
генерального прокурора. Органы прокуратуры
составляли единую, централизованную
и достаточно стройную систему.
Вышестоящие прокуроры имели право давать
нижестоящим прокурорам обязательные
для исполнения указания, но не могли требовать
от них, чтобы они действовали вопреки
своим убеждениям.15
Согласно проекту Учреждения
Судебных уставов, окружные прокуроры
и их товарищи назначались на должность министром юстиции по представлению
прокурора судебной палаты. Государственный
совет решил повысить авторитет высшего
надзора в империи и установил назначение
их высочайшей властью по представлению
министра юстиции. Это должно было служить
подтверждением того, что прокуратура
не только в центре, но и на местах являлась
«оком государевым», то есть выступала
в качестве органа высшего надзора.
Выполнение этой задачи требовало от лиц
прокурорского надзора как политической
благонадежности, так и известного профессионального
опыта, поэтому для занятия этой должности
был установлен не только образовательный
ценз, но и различные сроки службы по судебному
ведомству: для товарища прокурора окружного
суда не менее 4х лет; для прокурора окружного
суда – не менее 6и лет; для прокурора судебной
палаты – 8 лет; для обер-прокурора – не
менее 12и лет. Прокурору было позволено
совмещать службу с занятием торговлей
и другой деятельностью, если она была
не в ущерб службе.
Лица прокурорского
надзора подлежали дисциплинарн
Второго октября 1864 года
окончились обсуждения Судебных уставов
на общем собрании Государственного
совета. 20 ноября 1864 года они были утверждены
царем и стали законами Российской
империи, составив 16й том
Свода. Как и прежде, единого положения
о прокурорском надзоре принято не было.17
Итоги реорганизации прокуратуры
Таким образом, Судебные
уставы, сохранив некоторые основы
прежнего устройства прокуратуры, существенно
изменили и повысили роль прокурорского надзора, приспособив его к
первым шагам самодержавия в сторону буржуазной
монархии. На русскую почву перенесли
лишь те ее достижения, которые не подрывали
основ абсолютизма. Впервые в уставах
функции прокуратуры были ограничены
судебно-следственной областью с целью
повышения эффективности ее работы. Реорганизация
прокуратуры имела прогрессивный характер.
Это был шаг вперед по сравнению с пассивной
дореформенной прокуратурой. Такая реорганизация
являлась необходимой составной частью
судебной реформы.
Старая прокуратура не могла бы существовать рядом с новыми судами и адвокатурой. Она стала противовесом адвокатуре и органом, строго охранявшим интересы самодержавия. Реорганизация была вызвана стремлением самодержавия и либерального дворянства к установлению законности в стране, в то же время новая прокуратура стала более надежным инструментом самодержавия в борьбе с нарастающим революционным движением. 18
Суть реорганизации в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 года, состоит в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложением на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, которые фактически превращают прокуроров в руководителей предварительного расследования.
Заключение
В настоящее время, когда
в Российской Федерации активно
закладываются основы правового
государства, особенно важно изучать
историю возникновения и
В истории России второй половины XIX века период 60х годов занимает особое место. Одной из наиболее последовательных из буржуазных реформ того периода была судебная реформа 1864 года. После ее проведения судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной. Чисто сословный, закрытый, чиновнический суд был заменен судом присяжных, основывающемся на принципе гласности, отменились суды для каждого сословия, реорганизовалась прокуратура и впервые была учреждена адвокатура.
Данная работа акцентировала внимание на институте прокуратуры. Так как именно реорганизация прокуратуры сыграла особую и очень важную роль в развитии российского судопроизводства и в формировании правового государства.
Главная задача правового государства – обеспечить законность, которая, охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает равенство граждан перед законом, то есть дает равную возможность всем гражданам пользоваться защитой закона, следовать его предписаниям.
Реорганизация прокуратуры
также имела большое значение
для развития общества. Так как
этот орган должен осуществлять надзор
за соблюдением законов в
В условиях царской России достичь этой цели было нельзя, для этого требовались бы коренные перемены, но встать на путь формирования правового государства удалось. Смысл реорганизации прокуратуры в XIX веке состоял в том, чтобы упорядочить, координировать ее деятельность для выполнения функций надзора более последовательно и эффективно, с целью защиты интересов государства, охраны существующего государственного строя.
Таким образом во времена правления императора Александра II сформировался правовой институт, без существования которого мы не мыслим справедливый суд в современном российском обществе.
Список используемой литературы и источников
1 Макаров Н.И. Демократические правовые традиции России и российская прокуратура//Независимая газета - М. - 2001 - №27 – С.18.
2 Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. – с. 120
3 Басков В.И. История прокуратуры//Вестник
Московского университета. -1997.
- №2. – с.4.
4 Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. – с. 121.
5 Там же. – с. 123.
6 "Энциклопедический словарь", Издательство Брокгауза и Ефрона, т.1 СПб 1890 год.
7 Басков В.И. История прокуратуры//Вестник
Московского университета 1997.-
№2.-с. 5.
8 Там же. – с.8
9 С.Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Москва, издательство "Высшая школа", 1993 год.
10 Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. – с. 125.
11 Худокормов А.А. Реформы 1861-1874//Вестник
Московского университета.-
1994.-№1.- с.13.
12 Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. – с. 127.
13 Там же.- с. 129.
14Там же.- с. 131.
15 Бойков А.А. Судебная реформа: обретение
и просчеты// Государство и право.-
1994. - № 6.- с. 14.