Александр Дюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:12, доклад

Краткое описание

Биография и творчество Александра Дюма.

Файлы: 1 файл

Александр Дюма.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Александр Дюма

Дата рождения: 

24 июля 1802

Место рождения: 

Вилле-Котре, Эна, Франция

Дата смерти: 

5 декабря 1870 (68 лет)

Место смерти: 

Пюи, недалеко от Дьеппа

Гражданство: 

Франция

Род деятельности: 

романист

Направление: 

Романтизм

Жанр: 

Исторический роман 

Алекса́ндр Дюма́ (фр. Alexandre Dumas, père) (24 июля 1802, Вилле-Котре  — 5 декабря 1870, Пюи) — французский  писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых  читаемых французских авторов в  мире. Также был драматургом и  журналистом. Поскольку его сын также носил имя «Александр» и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение -отец. 

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы  Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю. 

Однажды на одной  из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

 

Ашиль Девериа. Александр Дюма. 1832 

Дюма, которому надо было содержать мать, а также  незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма  «Генрих III и его двор» была создана  за два месяца. Актёры Комеди Франсез  после читки пьесы, прошедшей  в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма. 

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственнен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адели д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера "Эрнани"»[1] 

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством[2], но он, как никто другой владел умением  держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы. 

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал: 

Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих  рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они  не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью. 

С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений[3] генерала Лафайета, стоявшего  тогда во главе национальной гвардии. 

5 июня 1832 года  в Париже хоронили генерала  Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833). 

В 1840 году женился  на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 г., бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов,где начал писать "Мемуары", которые по своим художественным достоинством не уступают его лучшим беллетристическим сочинением 

Провёл два  года в России (1858—1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Москву, Царицын[4][5], Закавказье. Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. 
 

Известие о  первых поражениях французов во время  франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев. 

В 2002 г. прах Дюма был перенесён в парижский  Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

 

Памятник Александру Дюма работы Густава Доре в 17-м округе Парижа на пл. генерала Катру (Catroux)

[править]

Творчество 

Свою литературную деятельность писатель начинает во время  Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789—1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения. 

В начале 20-х  годов во Франции происходили  бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации. 

Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который  первым добился большого успеха и  полного признания своего драматургического  таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор». 

«Генрих III» —  историческая драма, в которой автор  развенчал культ монархической  власти, была поставлена в 1829 году на сцене  театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал: 

Была ли его  пьеса исторической? Не больше и  не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного — бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «в картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».[6] 

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных  драм и комедий, пользовавшихся в  своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

 

Д'Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа 

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны. 

Книга Дюма «Галлия  и Франция» (1833) свидетельствовала  об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая  о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он ещё с большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков. 

В 30-х годах  у Дюма возник замысел воспроизвести  историю Франции XV—XIX веков в  обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла  Баварская» (1835). Исторической основой  послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта. 

Историю Франции  он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV»  и «Наполеон».

[править]

Соавторы 

В конце 30-х годов XIX века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с Огюстом Маке. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва».

 

Огюст Маке

Литография С. Фабера, 1847. 

Дюма участвовал в его переработке, в окончательном  варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ля Пресс», скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами, резко возразил Эмиль де Жирарден: в его глазах книгу обесценивало имя Маке, — читатель желал видеть только романы Дюма. «Шевалье…» вышел за подписью одного Дюма, Маке получил большие отступные — восемь тысяч франков и впоследствии продолжил сотрудничество. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мерикура «Фабрика романов "Торговый дом Александр Дюма и Ко"», где автор не только обвинял Дюма в том, что он эксплуатирует других писателей, но и нападал на его частную жизнь. [7]. Дюма подал на Мерикура в суд и выиграл процесс. В связи с выходом памфлета, он просил написать Маке письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал: 

Информация о работе Александр Дюма