Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:16, реферат
19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершении всего он был весьма консервативным человеком. Однако это не мешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем – Медер К.К., среди учителей – генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.
Александра
II
19 февраля
1855 года на российский престол
вступил император Александр
II (1818-1881 гг.). Новый император по
сравнению со своим отцом
Хорошо знал Александр такие предметы,
как русский язык, география, этнография,
логика, философия, математика, естествознание,
физика, минералогия, геология. Свободно
говорил на французском, немецком, английском,
польском языках.
В отдельную группу выделялись предметы,
и занятия неправленые на развитие природных
дарований: рисование, музыка, гимнастика,
фехтование, плавание и другие виды спорта,
танцы, ручная работа, чтение, декламация.
Домашние занятия дополнялись образовательными
поездками. Император Николай систематически
знакомил сына с разными отраслями государственного
управления и даже поручал ему общее руководство
делами на время своих отъездов из столицы.
В течение десяти лет наследник престола
был ближайшим помощником своего отца
и свидетелем всей его правительственной
работы.
Воспитательные усилия Николая были направлены
также на внушение наследнику идеи незыблемости
самодержавия в России. Характерен один
из таких ''уроков'', данный Александру
в связи с известием, что французский король
Карл Х отрекся от престола в страхе перед
революцией. Николай I сказал по этому
поводу: '' Сын мой! Глава монархического
правительства теряет и позорит себя,
уступив и на один день шаг восстанию!
Его обязанность поддерживать силою права
свои и предшественников. Его долг пасть,
если суждено, но на ступенях трона''.
Обстановка и атмосфера, в которой рос
наследник, отличалась доброжелательностью,
искренностью в отношениях между членами
большой семьи Николая I, а также между
учителями и наставниками и их воспитанниками.
Александр был любим и сам горячо любил
своих родных, близких, друзей, учителей.
Воспитатели отмечали в нем сердечность,
чувствительность, веселый нрав, любезность,
общительность и естественность поведения
среди множества людей, хорошие манеры,
храбрость, красивую внешность. Очевидны
были для окружающих и умственные способности
наследника, однако отмечалось и отсутствие
усердия, глубокого внутреннего интереса
к чтению, занятиям, даже любимой истории
и военным наукам.
Регулярное обучение
наследника началось с 1826 г., его план,
рассчитанный, как мы бы сейчас сказали,
на 10 классов, поручили составить В.А.
Жуковскому. Поэт отнесся к почетному
и ответственному поручению весьма
серьезно, внимательно проработав идеи
швейцарского педагога И.Г. Песталоцци,
который считал, что в воспитании
человека участвуют три фактора.
Первый из них — личность воспитателя,
то есть его влияние на питомца
личным примером, второй — сама жизнь,
то есть условия, в борьбе с которыми
вырабатывается самостоятельность
и закаляется характер, третий —
чувство человеколюбия, сознание долга
перед людьми. Главную идею своего
плана В.А. Жуковский изложил в
письме к императрице Александре
Федоровне. «Его величеству, — писал
он, — нужно быть не ученым, а просвещенным.
Просвещение должно ознакомить его
со всем тем, что в его время
необходимо для общего блага… Просвещение
в истинном смысле есть многообъемлющее
знание, соединенное с нравственностью…
Воспитанный на идеях гуманизма поэтом
В.А.Жуковским, Александр II склонялся к
мысли о необходимости перемен в политической
сфере. Составленный им «План учения»
цесаревича был нацелен на «образование
для добродетели». Нравственные принципы,
заложенные В.А. Жуковским, значительно
повлияли на формирование личности будущего
царя.
В первые годы жизни Александр II попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю.Ф. Баранова, Н.А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) — М.В. Косовская и А.А. Кристи. До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями, а на лето выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне. С шести лет компания воспитателей Александра становится чисто мужской. Главную роль в ней играли К.К. Мердер, ветеран войн с Наполеоном, и знаменитый поэт В.А. Жуковский. О К.К. Мердере сестра Александра II, Ольга Николаевна, писала в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!»
Благодаря заботам родителей и учителей Александр Николаевич был резвым, физически крепким подростком, который многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обладал ярко выраженным чувством долга, искренне любил родных, особенно мать и сестер. В общем, у него вырабатывались весьма привлекательные черты характера, а они и являются тем инструментом, с помощью которого люди пытаются приспособиться к окружающей их действительности.
Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым непонятным и неприятным для них была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в своего рода транс. Это состояние особенно усиливалось, когда ему не удавалось решить поставленную или возникшую задачу с налета. «Ему случалось, — писал в своих «Записках» К.К. Мердер, — провести час времени, в продолжении которого ни одна мысль не придет ему в голову, этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние…»
Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они выражались, «невыдержанность». Тот же К.К. Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке соученик Александра Иосиф Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие наследнику выговор. Да и в более поздние годы Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и попросить у него прощения.
К началу 1837 г. наш
герой получил блестящее
Он определенно осознавал важность и тяготы престолонаследия и его слова о желании родиться простым смертным, о страхе перед троном не стоит воспринимать ни как кокетство, ни как стремление отречься от престола сию же минуту. Цесаревич постепенно привык находиться в центре внимания и принимать знаки поклонения от всех, включая родных и близких (а может, просто смирился с этим). Привычка первенствовать развила в нем обидчивость, ревность к чужим успехам, и, в отличие от отца, он не очень любил и умел выслушивать справедливые упреки или здравое несогласие со своей точкой зрения даже в разговорах с глазу на глаз. Душа его оказалась по необходимости динамичной, в ней умещались и сентиментальность, и желание охватить все и все перечувствовать, и равнодушие... Последнее рождалось не столько от нелюбви к людям и миру вообще, сколько как защитная реакция от болей мира, которые он при всем своем желании не мог уменьшить.
Александр II начал пытаться заводить романы, правда, чисто платонические, с 15-летнего возраста. Предметами его внимания были фрейлины матери (что делать, если именно они, фрейлины, всегда были перед глазами и под рукой). Вскоре родителям наследника надоели любовные метания сына, которые порой заводили его невесть куда, вплоть до английской королевы Виктории, и они женили Александра Николаевича на дармштадтской принцессе Марии (в православии — Мария Александровна). Этот союз был поначалу достаточно благополучным, прежде всего с точки зрения государственной и династической устойчивости. Но что он принес лично Александру II? Вскоре после восшествия на престол у Марии Александровны начал развиваться туберкулез, спровоцированный промозглым петербургским климатом и частыми родами. К тому же доверие императора к супруге вызвало ревность его ближайшего окружения, и придворные начали нашептывать ему, что по Петербургу ходит слух, будто бы Мария Александровна им руководит, то есть является соправителем государства. Этот шепоток упал на подготовленную почву: с детских лет предположение о том, что он может быть чьим-то «ведомым», было наиболее неприятным для Александра Николаевича. Теперь оно оттолкнуло его от супруги.
Уважение его к Марии Александровне на протяжении ее жизни оставалось неизменным, однако оно все больше напоминало заученный раз и навсегда ритуал. Утром бесстрастный поцелуй, дежурные вопросы о здоровье, о поведении и успехах детей, беседа на родственно-династические темы. Днем совместное участие в парадах и церемониях, позже — визиты к родственникам или выезд в театр, обязательный чай вдвоем или в обществе детей. Чувственность же, острота ощущений навсегда ушли из их отношений.
Свое человеческое счастье наш герой нашел в 1865—1866 гг., когда горячо полюбил Екатерину Михайловну Долгорукую, бывшую почти на 30 лет моложе его. Им пришлось перенести множество испытаний, преодолеть потоки лжи, причем эти испытания не закончились и в 1880 г., когда после смерти Марии Александровны Александр II венчался с Долгорукой и даже пожаловал ей и двоим их детям титул князей Юрьевских. Удивительно, что монарха, с одной стороны, упрекали в мезальянсе, а с другой — осуждали за появление у него в семье незаконнорожденных детей (иными словами, ему не оставляли выхода из создавшегося положения, кроме самого бесчестного — бросить любимую женщину с детьми на произвол судьбы). Что ж, попробуем разобраться в ситуации.
Именно Долгорукая
дала ему возможность освободиться
от необходимости искать все новых
и новых любовниц, брак с ней
связал нашего героя с женщиной,
чьи чувства и мысли он уважал
и в беседах с которой находил покой,
позволявший ему отвлечься от бесконечной
череды дел и забот. Надо признать, что
его новая супруга способствовала росту
критики в адрес царя, вызывала раздражение
значительной части общества. Можно понять
и родственников императора — династический
скандал, спор детей Александра II от первого
и второго браков, безусловно, назревал
и грозил спокойствию империи.
Как и все российские императоры,
Александр с юных лет приобщался
к военной службе и в 26 лет стал
«полным генералом». Путешествия
по России и Европе способствовали
расширению кругозора наследника. Привлекая
цесаревича к решению государственных
вопросов, Николай ввел его в Государственный
совет и Комитет министров, поручал
ему руководство деятельностью
Секретных комитетов по крестьянскому
делу. Таким образом, 36-летний император
практически и психологически был
хорошо подготовлен к тому, чтобы
в качестве первого лица в государстве
стать одним из инициаторов освобождения
крестьян. Поэтому в историю он
вошёл как царь «Освободитель».