Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:10, реферат
Вопросы о содержании самого понятия «Россия», о ее месте в мире и, в частности, о соотношении понятия «Россия» с полярным противопоставлением «Запад» и «Восток», вновь остро встали перед общественной мыслью. Полемика на этот счет имеет давнюю историю и осложнена отсутствием ясности даже ключевых терминов - так, еще в 1922 году П. М. Бицилли отмечал: «К числу понятий особенно часто употребляемых, и притом с наименьшей степенью критики, принадлежат понятия Востока и Запада. Противоположность Востока и Запада - ходячая формула со времен еще Геродота». Если и выявилось с достаточной определенностью в ходе полемики, так это невозможность отождествления России с каким-то из поясов, «между которыми раскачивается мир» (по выражению Г. Гессе).
1. Геополитическое положение России
2. Борьба идей «западничества» и «славянофильства», «евразийство»
3. Современный мир
4. Положение России в современном мире
5. Роль и место России в современном мире
6. Россия и страны СНГ
7. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса
8. Сегодняшний день и завтрашний день
РЕФЕРАТ
На
тему: «Проблема поиска России своего
места в мировой цивилизации»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
4.
Положение России в
5.
Роль и место России в
6.
Россия и страны СНГ……………………………
7. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………..25
8. Сегодняшний день и завтрашний день………………………………………..30
Заключение………………………………………………….
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Вопросы о содержании самого
понятия «Россия», о ее месте
в мире и, в частности, о
соотношении понятия «Россия»
с полярным
Таким образом, проблемы возникают не просто вокруг особенностей России как страны и государства - Россию необходимо рассматривать как отдельную цивилизацию, самостоятельную и самобытную, анализ которой требует особого методологического и понятийного аппарата.
1.
Геополитическое положение
России.
Крах
Советского Союза вызвал колоссальное
геополитическое
Пространство, веками принадлежавшее царской империи и в течение трех четвертей века Советскому Союзу под главенством русских, теперь заполнено дюжиной государств, большинство из которых (кроме России) едва ли готовы к обретению подлинного суверенитета; к тому же численность населения этих государств тоже разная: от довольно крупной Украины, имеющей 52 млн. человек, и до Армении, насчитывающей всего 3,5 млн. Их жизнеспособность представлялась сомнительной, в то время как готовность Москвы постоянно приспосабливаться к новой реальности также выглядела непредсказуемой. Исторический шок, который испытали русские, был усилен ещё и тем, что примерно 20 млн. человек, говорящих по-русски, в настоящее время постоянно проживают на территории иностранных государств, где политическое господство находится в руках все более националистически настроенных элит, решивших утвердить свою национальную самобытность после десятилетий более или менее принудительной русификации.
Крах Российской империи создал вакуум силы в самом центре Евразии. Слабость и замешательство были присущи не только новым, получившим независимость государствам, но и самой России: потрясение породило серьезный кризис всей системы, особенно когда политический переворот дополнился попыткой разрушить старую социально-экономическую модель советского общества. Травма нации усугубилась военным вмешательством России в Таджикистане, обусловленным опасениями захвата мусульманами этого нового независимого государства, но в ещё большей степени она была обострена трагическим, кровавым, невероятно дорогим как в политическом, так и в экономическом плане вторжением России в Чечню. Самым болезненным в этой ситуации является осознание того, что авторитет России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава "третьего мира", хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом.
Не только кризис внутри страны и потеря международного статуса мучительно тревожат Россию, особенно представителей русской политической элиты, но и геополитическое положение России, также оказавшееся неблагоприятным. На Западе вследствие процесса распада Советского Союза границы России существенно изменились в неблагоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась (см. карту XIV). Прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов, как Рига и Таллинн, сделала доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положение в новой, получившей официальный статус независимости, но в высшей степени русифицированной Беларуси, однако ещё далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за границами бывшего Советского Союза крах Организации Варшавского договора означал, что бывшие сателлиты Центральной Европы, среди которых на первое место выдвинулась Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и Европейского Союза.
Короче
говоря, Россия, являвшаяся до недавнего
времени созидателем великой
территориальной державы и
2.
Борьба идей «западничества»
и «славянофильства»,
«евразийство».
Западники или «европеисты» (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации.
В
пользу такой точки зрения говорят
многие характеристики Российской истории.
Абсолютное большинство населения
России исповедует христианство и, таким
образом, привержено тем ценностям
и социально-психологическим установкам,
которые лежат в основе западной цивилизации.
Реформаторская деятельность многих государственных
деятелей князя Владимира, Петра I, Екатерины
II, Александра II направлена на включение
России в западную цивилизацию.
Таким образом,
европеисты идеализировали Запад, видели
дорогу России к ее совершенству в подражании,
в дорастании до Запада.
Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической идеологии». Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Киреевский и др.) идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. Воспитание ею в народе глубокой религиозности, духа любви и сострадания (вместо царящих на Западе культа собственности и наживы), освещение союза самодержавного монарха со своими подданными создавало гарантию славного будущего нашего отечества.
Русской цивилизации присуща высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении и коллективистское, общинное устройство социальной жизни.
В борьбе против интеллектуальной и духовной экспансии Запада славянофилы искали естественных союзников в других славянских народах (в первую очередь исповедующих православие), что питало их идеи объединения всех славян, создания конфедерации славянских государств.
И
славянофилы, и западники признавали
отличие России от Запада, но славянофилы
в отличие от западников не считали
Запад высшим достижением мировой истории.
Но проблема состояла не в том, был или
не был Запад идеалом, а в том, как, насколько,
в каком направлении он воздействовал
на Россию. Простое признание России ветвью
Запада западниками было также неверно,
как и огульно критическое отношение славянофилов
к достижениям Запада, что неизменно приводило
их к проигрышу с западниками. Если западники
могли назвать имена, изобретения, указать
на книги, то славянофилы в качестве аргумента
выдвигали утверждение о превосходстве
российской специфичности: религиозной
духовности, народности и соборности,
но не всегда могли убедительно указать
на конкретные проявления этих свойств.
Однако была
и точка соприкосновения обоих идейных
лагерей. Так, для западников Россия была
«лишь на круг ниже Европы в движении по
той же эволюционной лестнице». Славянофилы
же соглашались с тем, что «Россия является
тем, чем Европа раньше была».
Другим
важнейшим направлением, отстаивающим
идею самобытности России, является евразийство
(П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский
и др.). Годом рождения евразийства принято
считать 1921-й, когда четверо молодых русских
интеллигентов: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий,
П.П. Сувчинский и Г.В. Флоровский – выпустили
в Софии коллективный труд под названием
«Исход к Востоку». В 20–30-е гг. евразийство
стало заметным интеллектуальным явлением
и привлекло много сторонников из числа
русских эмигрантов в Европе. Евразийцы,
в отличие от славянофилов, настаивали
на исключительности России и русского
этноса. Эта исключительность, по их мнению,
определялась синтетическим характером
русского этноса. Россия представляет
собой особый тип цивилизации, который
отличается как от Запада, так и Востока.
Этот особый тип цивилизации они назвали
евразийским. В их концепции отчетливо
выражена мысль, что Россия представляет
собой особый природно-культурный мир,
определяемый, прежде всего, своеобразием
географического положения. Он соединен
в единое целое природно-ландшафтными
особенностями территории, а также этнокультурными
особенностями народов, издавна населяющих
эту территорию. Россия ни в каком смысле
не является ни только Европой, ни только
Азией. Россия есть Евразия.
Одной из коренных
идей евразийского учения является идея
о «сокровенном родстве душ» народов,
населяющих Евразийский материк, то есть
Россию. Из этой идеи прямо следовал вывод,
что все российские народы обречены самой
судьбой навеки жить вместе в рамках единого
государства.
Заслуга этой концепции и в том, что в ее
рамках азиатские элементы российской
культуры и Азии в целом решительным образом
перестают рассматриваться в качестве
того, что выступает синонимом отсталости
и варварства. Отождествление прогресса
и цивилизованности с Европой (Западом),
а отсталости и варварства – с Азией было
свойственно большинству направлений
русской дореволюционной мысли.
3.
Современный мир
Современный мир, действительно, противоречив. С одной стороны - налицо позитивные явления и тенденции. Покончено с ракетно-ядерным противостоянием великих держав и разделением человечества на два антагонистических лагеря. На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии, Латинской Америки и других районов, которые до этого жили в условиях несвободы.
Нарастающими
темпами формируется
Интеграционные объединения в различных частях света приобретают все больший вес, превращаются в существенный фактор не только мировой экономики, но и военной безопасности, политической стабильности, миротворчества. Растет число, и множатся функции международных институтов и механизмов в системе ООН, стягивающих человечество в одно целое, способствующих взаимозависимости государств, наций, людей. Происходит глобализация экономической, а вслед за этим политической жизни человечества.
Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка, провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Взорвалась после десятилетий спокойствия ситуация на Балканах. Конфликты вспыхивают на других континентах. Имеют место попытки дробления международного сообщества на замкнутые военно-политические блоки, конкурирующие экономические группировки, соперничающие религиозные и националистические движения. Планетарных масштабов достигли явления терроризма, сепаратизма, наркоторговли, оргпреступности. Продолжается распространение оружия массового уничтожения.
Глобализация, наряду с новыми возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, порождает и новые опасности, особенно для отстающих государств. Растет риск зависимости их экономики и информационной системы от воздействия извне. Усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Глобальный характер приобретают катастрофы природного и техногенного характера, усугубляется экологический дисбаланс. Многие проблемы вырываются из-под контроля, опережая способность мирового сообщества своевременно и действенно реагировать на них.
Информация о работе Проблема поиска России своего места в мировой цивилизации