Политика советских властей на территории бывшей западной Беларуси 1939-1941

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:19, реферат

Краткое описание

К 1939 г., когда территория Западной Белоруссии была включена в состав БССР, советская власть накопила обширный опыт и располагала целым арсеналом средств для антирелигиозной борьбы. Советизация присоединенных территорий предполагала избавление местного населения от "пережитков буржуазного прошлого", к коим был отнесен и иудаизм. В 1939—1941 гг. здесь велась необъявленная война за сферы влияния в массовом сознании между хранителями традиционных еврейских ценностей и советской властью.

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Раввин  ПЕРЛОВ М.С. среди религиозного еврейского населения гор. Столина также пользуется репутацией чудотворца, группирует вокруг себя контрреволюционные националистически элементы и антисоветски настроенных лиц из религиозного еврейского населения, среди которых ведет активную антисоветскую деятельность. 

Имеющимися  материалами агентуры установлено, что находящиеся в тесных связях с ПЕРЛОВЫМ М.С. по к[онтр]-р[еволюционной] деятельности лица на предприятиях и  в государственных учреждениях  ведут разложенческую деятельность, стараясь дезорганизовать нормальный ход их работы. 

Служащий  Пинского межрайторга ГЕЙВЁР, через  которого ПЕРЛОВ М.С. установил связь  с киевским раввином КИРЗНЕРОМ, заявляет: 

"Если  бы мы работали в пользу  Советской власти так же, как  мы работали в своих частных  предприятиях, тогда бы все расцвело. Но мы только делаем вид,  что заботимся о предприятиях, где работаем. На самом же деле  мы и наши сотрудники знаем,  как нужно поставить дело, чтобы тормозить работу и чтобы никто не нашел, как саботируется работа". 

Поддерживая высказывания ГЕЙВЕРА, бывш[ий] торговец ДУРЧИНА, находящийся в близких  связях с ПЕРЛОВЫМ, говорит: 

"Теперь  в мирное время не чувствуется  так сильно наше вредительство. Но придет такой момент, когда Советский Союз натолкнется на международные трудности, тогда поляки, белорусы и украинцы выступят против Советской власти с оружием в руках, а мы, еврейские националисты, сделаем такой хаос в Советских учреждениях, что это повлияет, более чем наисильнейшее оружие". 

Организационная контрреволюционная деятельность еврейского клерикализма направлена на создание подпольных комитетов, ставящих своей  задачей оказание материальной помощи классово-враждебным элементам, из числа еврейских националистов и духовенства. 

27-го  апреля 1941 г. в беседе с ЛЕРМАН  Иосифом Шлемовичем, 1888 г.р., работающим  бухгалтером в Пинском военном  порту, наш агент "ПРАВДИН"  узнал, что: 

"Раввин  РОЗЕНЦВАЙГ и ГИНДИН организовали  тайный комитет, имеющий цель — оказание помощи 6ывш[им] заслуженным еврейским деятелям — раввинам и религиозным писателям. В настоящее время этот комитет оказывает постоянную помощь известному толкователю талмуда ЭПШТЕЙНУ Бороху (8)". 

По сообщению  агента "ПИНСКЕР": 

"В  гор. Столин создан комитет, который собирает деньги для посылки евреям, выселенным в отдаленные местности Советского Союза". 

Клерикалы развернули антисоветскую деятельность среди отсталых слоев еврейского населения, особенно молодежи. В этих целях представители контрреволюционного клерикального подполья ведут активную работу по организации нелегальных раввинских семинаров (ешиботов), как среди взрослого религиозного еврейского населения, а также и среди молодежи. 

Раввин  РОЗЕНЦВАЙГ Шевель-Хаим Лейбович организовал группу по изучению талмуда, куда вошли бывшие торговцы и представители еврейского религиозного культа. 

16-го  мая 1941 г. наш источник "ГЕНРИХ" сообщил: 

"В  гор. Пинске по ул. Кировской, 11 в большом дворе живет один  еврей, бывш[ий] учитель религии,  который в настоящее время ведет "Хедер" (9) для ребят школьного возраста. Учебу он ведет после занятий в школах. К нему приходят дети в количестве 30-40 человек, изучают религию и талмуд. 

Учеба в "Хедерах" происходит всегда одним  и тем же составом, и за учебу  платят 30-50 руб. В городе существует несколько нелегальных "Хедеров", причем родители, посылающие туда своих детей, имеют свои условные знаки о том, каким образом попасть в "Хедер". Сведения о том, куда направлять детей, дает раввин РОЗЕНЦВАЙГ". 

В синагоге "Талмуд-тора" (10), расположенной в гор. Пинске, по ул. Завальной, ежедневно собирается подпольная группа религиозных евреев, изучающих талмуд. 

В эту  группу входят 15 человек (по преимуществу старики), в частности ПЕКАЧЬ Арон, возраст 70 лет, ЛИБЕРМАН Янкель, возраст 50 лет, и другие. Одним из руководителей группы является мастер могильных памятников КУПЕРМАН Альтер, проживающий в гор. Пинске по Завальной улице. 

За последнее  время представители клерикального  контрреволюционного подполья Пинской  области устанавливают связи с еврейским религиозным центром, находящимся в гор. Вильно, а также с группами по изучению талмуда, существующими в городах Барановичи (11) и Клецк (12). 

Указанные связи устанавливаются с целью  контактирования контрреволюционной деятельности и получения денежной помощи еврейской общины гор. Пинска для усиления религиозно-националистской и антисоветской деятельности. 

Раввин  ПЕРЛОВ М.С. через служащего Пинского меж-райторга ГЕЙВЕР установил тесную связь с Киевским раввином КИРЗНЕРОМ. 

Столинская еврейская религиозная община, возглавляемая раввином ПЕРЛОВЫМ, установила тесную связь с Виленским центром сионистов через бывш[его] руководителя сионистской группы "Гатомер" (13) фотографа КАЖДАН, который проживает в г. Столин на нелегальном положении. 

По сообщению  агента "ПИНСКЕР" КАЖДАН: 

"[Я]  уже был в Вильно и там  вошел в контакт с сионистскими  деятелями, которые занимаются  изготовлением ложных документов  для эмиграции". 

В марте  месяце 1941 г. во время еврейского религиозно-националистического праздника Пурим (14) в г. Пинск к раввину ПЕРЛОВУ Мейлеху (15) приезжали представители еврейского духовенства из городов Барановичи, Ровно, Ляховичи, Сарны, Столин и др. 

В связи  с этим наш агент "ПИНСКЕР" сообщил: 
 

"13 марта,  днем, приезжие представители совместно с местными представителями, как-то: ЧЕЧИК Арон, БОРТНИК Иосель, ШНАЙДЕР Мордух и другие, собрались они все в доме ПЕРЛОВА, где пили водку и выражали желания, чтобы в будущем году праздновать праздник Пурим при обстоятельствах, когда не будет Советской власти. Приезжие обещали ПЕРЛОВУ, что каждый на своем месте будут вести работу по сплочению групп "Карлинер Хасидим" (16), чтобы держалась твердая и организованная связь. 

Кроме этого они привезли ПЕРЛОВУ деньги на содержание самого себя и для  проведения его деятельности по усмотрению и сообщили, что они внушают каждому члену групп "Карлинер Хасидим" мнение, что на первом плане стоят интересы еврейской религии и нации". 
 

По организационным  вопросам группы ПЕРЛОВА на этот же праздник в Вильно выезжал зять ПЕРЛОВА — ФРЕЙНКЕЛЬ Шмуель, проживающий в гор. Пинске. 

По имеющимся  у нас агентурным данным, в г. Вильно существует еврейская националистическая организация Хевра каддиша (17), непосредственными  руководителями которой являются некие  ДЕСЛЕР и СЕШНИН. Эта организация официально занимается якобы вопросами, связанными с еврейским кладбищем, а фактически осуществляет интересы различных еврейских обществ, существующих в г. Вильно. 

За плечами  руководителей Хевра каддиша  — ДЕСЛЕРА и СЕШНИНА — стоят  представители контрреволюционного клерикального подполья в составе раввинов: ТОП Хаим Ши-монович, ЖУХОВИЧ, ШУВ Иосиф и известный антисоветский деятель БЕРЕК Арон. По сообщению нашего агента "ПИНСКЕР" от 16-го мая 1941 г. эти лица: 

"Во  время Сметоновской Литвы (18), были опорой всех антисоветских элементов, которые бежали из Советского Союза в Литву. Они [со]стояли в контакте с заграницей и были членами организации "Джойнт" (19). 

После установления в Литве Советской  власти эти лица снабжали деньгами эмигрировавших лиц из числа антисоветских элементов и распоряжались, кому и когда выехать. С этими лицами считались в Америке и Японии. Они имеют свой шифр, через который поддерживают связь и [со]стоят в контакте с комитетом Иокагама (Япония) (20), который координирован из всех еврейских эмиграционных организаций и во главе которого стоят видные деятели — ЩУПАК (Бунд) и ВАРГАФТИГ (21) (сионист)". 
 

Из приведенных  материалов видно, что представители  контрреволюционного клерикального  подполья на территории Пинской области проводят активную антисоветскую деятельность, блокируясь в антисоветских целях с другими националистическими элементами, и устанавливают нелегальные связи с антисоветскими клерикальными центрами других областей и с закордоном. 

Одновременно  сообщаем, что по состоянию на 15 мая 1941 года на территории Пинской области установлено 64 действующие синагоги. 

Из числа  еврейского духовенства взяты на оперативный учет 27 раввинов, 22 резника  и 20 человек религиозного актива, который  преимущественно состоит из бывш[их] торговцев. Вышеизложенное сообщаем для Вашего ознакомления, после чего просим докладную записку нам возвратить. 
 
 

1 Минченко  Авксентий Малахович (?—?) в 1939 г. — председательПинского облисполкома, в 1941 г. — первый секретарь  Пинского обкома партии. 

2 Ешибот (йешива) — высшее религиозное  учебное заведение. 

3 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла  советско-польскую границу. Территории  Западной Украины и Западной  Белоруссии, согласно принятым законам,  были включены в состав УССР  и БССР. 

4 Дело-формуляр—имеется в виду агентурная разработка, проводимая органами УНКГБ. 

5 Перлов  Мовша {Моше, реб Мейшеле из  династии хасидских цаддиков  Перловых) (?—1942). Основал крупную  иешиву в Столине, живя в  Столине с1922 г., возглавлял хасидов  Карлина (пригород Пинска). Летом 1939 г. он посетил Палестину и вернулся незадолго до начала войны. Погиб в гетто вместе со сталинскими хасидами. 

6 Имеется  в виду Указ Президиума Верховного  Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О  переходе на 8-часовой рабочий  день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". 

7 Перлов  Абрам Эломелех {Аврахам Элимелех  из династии хасидских цаддиковПерловых)(15.08.1892—1942).С1922 г. возглавлял карлинских хасидов  в Пинске. Поборник идеи заселения Эрец-Исраэль. Погиб в Пинске в годы Холокоста. 

8 Эпштейн  Борух Михелевич (1860 — 11.01.1942) —  пинский раввин, известный талмудист. 

9 Хедер  — традиционная начальная еврейская  школа. 

10 Талмуд  тора — традиционная еврейская  религиозная школа. 

11 Органы  УНКГБ в феврале 1941 г. установили, что после выезда значительной  части учащихся и преподавателей  двух йешиботов из г. Барановичи  в Вильно, оставшиеся организовали  подпольный йешибот, среди преподавателей  которого были Гутман Гирш  Шмулевич, Генохович Лейзер Хайкелевич, Горский Израиль и Рыбак Исроэль Ицкович; всего иешибот посещало около 30 чел.(ГАБО. Ф. 7580. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 13-14, 22-23). 

12 После  установления советской власти  йешибот г. Клецка почти в  полном составе покинул город  (около 300 человек учащихся и преподавателей выехали в Вильно). По данным УНКГБ  на февраль 1941 г., в Клецке осталось 14 бывших йешиботников, которые нелегально продолжали заниматьсяизучением религиозной литературы под руководством раввина Беньямина Говберга, бывшего заместителя председателя Клецкого отделения партии "Агуда" (ГАБО. Ф.7580. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 17). 

13 Скорее  всего, имеется в виду молодежная  сионистская организации Ха-Шомер-Ха-Цаир. 

14 Пурим  — праздник, отмечаемый 14 адара или  адара II (обычно 2-я пол. февраля или 1-я пол. марта, редко — 1-я пол. февраля или 2-я пол. марта), в память об избавлении евреев Персидской империи согласно кн. Эсфирь. 

15 Имеется  в виду Абрам Эломелех Перлов. 

16 "Карлинер  Хасидим" - карлинские хасиды. Династия  хасидских цаддиков в Карлине была основана Ахароном б. Я'аковом в 60-е годы XVIII в. 

17 Хевракаддиша—первоначально  общество взаимопомощи; позднее  — погребальное общество. 

Информация о работе Политика советских властей на территории бывшей западной Беларуси 1939-1941