Политика советских властей на территории бывшей западной Беларуси 1939-1941

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:19, реферат

Краткое описание

К 1939 г., когда территория Западной Белоруссии была включена в состав БССР, советская власть накопила обширный опыт и располагала целым арсеналом средств для антирелигиозной борьбы. Советизация присоединенных территорий предполагала избавление местного населения от "пережитков буржуазного прошлого", к коим был отнесен и иудаизм. В 1939—1941 гг. здесь велась необъявленная война за сферы влияния в массовом сознании между хранителями традиционных еврейских ценностей и советской властью.

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: 

«Политика советских властей на территории бывшей западной Беларуси 1939-1941» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка ф-та туризма и сервиса

1 курса  2 группы

Дешко Дарья  Сергеевна 
 
 
 
 
 

Гродно 2010

Политика  советской власти в отношении иудаизма в Западной Белоруссии сквозь призму одного документа.  
 

К 1939 г., когда территория Западной Белоруссии была включена в состав БССР, советская  власть накопила обширный опыт и располагала  целым арсеналом средств для  антирелигиозной борьбы. Советизация присоединенных территорий предполагала избавление местного населения от "пережитков буржуазного прошлого", к коим был отнесен и иудаизм. В 1939—1941 гг. здесь велась необъявленная война за сферы влияния в массовом сознании между хранителями традиционных еврейских ценностей и советской властью. На идейном фронте были потери с обеих сторон. Часть верующих выбирали путь эмиграции (почти в полном составе выехали йешивы гг. Мир, Клецк, Барановичи и Воложин), часть — формально или искренне отказывались от религиозных убеждений и кардинально меняли образ жизни, а среди представителей партийного и советского руководства разоблачались случаи "преступного" возврата к вере предков (соблюдения религиозных обрядов и праздников). Но главный бой был впереди. 

Антирелигиозная политика в отношении иудаизма в западных областях Белоруссии в своем развитии прошла два этапа. Первый этап (с сентября 1939 г. до февраля 1941 г.) характеризовался преобладанием административных и пропагандистских способов борьбы. Наиболее эффективными оказались экономические методы: национализация, налогообложение синагог и служителей культа, резкое сокращение числа "спонсоров" — людей, финансово поддерживавших религиозные общины. В сочетании с административным давлением это привело к закрытию значительного числа синагог, передаче культовых зданий хозяйственным, культурным, административным организациям и беженцам. В результате отделения школы от церкви еврейские религиозные общины лишились права не только иметь религиозные, но и любые детские, юношеские и женские учебные заведения. Советская власть стремилась максимально изолировать наиболее активных представителей еврейских религиозных общин. Запрещалась всякая религиозная деятельность вне синагог: проведение любых просветительских мероприятий, создание библиотек, читальных залов, спортивных площадок, кружков, организация экскурсий для детей, молитвенных собраний, благотворительность. 

С февраля 1941 г. начался второй этап борьбы против "еврейских клерикалов". Судя по документам спецслужб, советская власть готовилась к нанесению решающего удара. Уже были проведены масштабные депортации и репрессии против сторонников польского государства (осадников, бывших чиновников, жандармов и т.д.), а также против лидеров различных общественно-политических организаций и крупных частных собственников. Необходимо было закончить начатую "чистку" и удалить элементы, мешавшие "оздоровлению" присоединенных территорий. На очереди были "еврейские клерикалы", раздражавшие советскую власть тем, что они пользовались особенным авторитетом среди верующих евреев, имели связи с международными еврейскими организациями и критически оценивали мероприятия по советизации Западной Белоруссии. В этот период органами УНКГБ составлялись подробные отчеты о деятельности еврейских религиозных общин в западных областях Белоруссии и велись агентурные разработки наиболее влиятельных религиозных лидеров. Можно предположить, что планировалась крупномасштабная репрессивная акция против верхушки еврейского религиозного клира. Однако реализации планов помешала начавшаяся война. 

Спецсообщения и докладные записки УНКГБ  того времени содержат обвинения  еврейского духовенства в развертывании  антисоветской агитации и организации  актов саботажа, а также компрометирующие сведения о нелегальных связях с иностранными гражданами и организациями, спекуляции, сборе денег и подделке документов. Подобные материалы представляют исключительную историческую ценность, поскольку в них отражены изменения в религиозной жизни еврейского общества (сокращение числа синагог, организация тайных молитвенных домов в частных квартирах, проведение нелегальных собраний еврейского духовенства и пр.). Они изобилуют стандартными социально-классовыми стереотипами, которые сотрудники УНКГБ, являясь официальными представителями советской системы, продуцировали на местную почву. 

Публикуемый документ "Докладная записка об антисоветской деятельности контрреволюционного  клерикального подполья на территории Пинской области", составленный сотрудниками Пинского УНКГБ и адресованный под  грифом "Совершенно секретно" секретарю Пинского обкома КП(б)Б, является типичным продуктом той эпохи. В нем ярко отображена конфронтация двух непримиримых сторон: советской власти, определявшей "еврейских клерикалов" как политически опасных фанатиков, а их деятельность оценивавшей как вредительскую; и еврейского духовенства, видевшего в политике советской власти желание привести еврейство к гибели, лишив его религиозной основы. 

Данный  документ интересен тем, что иллюстрирует всю сложность общественно-политической ситуации в одном из крупнейших городов белорусского Полесья, имевшем мировую славу центра хасидизма. К 1939 г. в г. Пинске проживало около 35 тысяч жителей, еврейское население насчитывало более 20 тысяч чел. Согласно постановлению ЦК КП(б)Б об административном делении на территории западных областей БССР от 20 ноября 1939 г., была образована Пинская область. В Пинске размещались областные структуры советских и партийных органов, а также служб госбезопасности. "Докладная записка об антисоветской деятельности контрреволюционного клерикального подполья на территории Пинской области" раскрывает принципы действия государственной машины, созданной для уничтожения "чуждых элементов". Этот источник представляет только часть секретной информации, находившейся в распоряжении спецслужб — ту часть, которая предназначалась для партийных функционеров. Документ приоткрывает тайны запущенного в действие механизма: репрессивный аппарат был запрограммирован в определенном направлении и действовал по заранее заготовленной схеме (подготовка/вербовка агентов — внедрение их в "лагерь противника" — сбор нужной информации). Следующей фазой должны были стать аресты и допросы, а заключительной — вынесение приговоров за антисоветскую деятельность. Не исключено, что наиболее активные "еврейские клерикалы", оказавшиеся в поле зрения УНКГБ, проходили бы по статьям о создании подпольной контрреволюционной организации, шпионаже в пользу иностранных разведок, подготовке диверсий и терактов. 

Нижеприведенный документ — одно из свидетельств о подготовке очередного крупного процесса над "врагами народа". Документ взят из фондов Государственного архива Брестской области. Текст воспроизводится с сохранением оригинальной формы и соблюдением правил современной орфографии и пунктуации (грамматические и стилистические погрешности, устранение которых не искажает содержания документа, исправлены без оговорок). Расшифровка сокращений приводится в квадратных скобках. Документ публикуется впервые. 

*** 

Совершенно  секретно 

Секретарю Пинского обкома КП(б)Б

Тов. Минченко (1) 

гор. Пинск 

Докладная записка 

Об антисоветской  деятельности контрреволюционного  клерикального подполья на территории Пинской области 

Еврейское духовенство и, главным образом, бывшие слушатели раввинских семинаров (ешиботов (2)) установление Советской власти на территории Западных областей Украины и Белоруссии (3) встретили крайне враждебно. 

Выдвигая  на первый план интересы еврейской  религии, представители клерикального  контрреволюционного подполья развернули активную антисоветскую деятельность среди отсталых слоев еврейского населения и особенно молодежи, блокируясь в своих враждебных целях против Советской власти с другими контрреволюционными националистическими элементами и клерикальными контрреволюционными формированиями. 

Выдавая себя за защитников еврейской религии и интересов еврейского народа и являясь ярыми контрреволюционными националистами, клерикалы ведут непримиримую борьбу с Советской властью и высказывают пораженческие настроения о ее гибели. Клерикалы ведут активную деятельность против Советской власти, распространяя клевету на партию и Сов [етское] правительство, на жизненные условия трудящихся при Советской власти, высказывая пораженческие настроения по отношению к СССР, призывая отсталые слои еврейского населения к борьбе с Советской властью. 

Разрабатываемый нами по дело-формуляр (4), ярый представитель  еврейского клерикализма и враждебно  настроенный по отношению к Советской  власти раввин РОЗЕНЦВАЙГ Шевель-Хаим Лейбович, в беседе с нашим агентом "ПИНСКЕР" говорил: 

"Я  считаю, что придет время, когда  еврейский народ поселится в  Палестине и станет учителем  святой религии для народов  всего мира. Конечно, национал-социализм  и коммунизм противятся этому,  но они будут сломлены и  я уверен, что это произойдет  в недалеком будущем. Я против тех, которые думают, что коммунизм принесет улучшение для человечества. Я решил не заниматься никаким трудом, даже при Советской власти, ибо она у нас на короткое время. 

Я вижу, что бог уже ведет Советскую  власть на такой путь, что долго  так существовать не будет, мы видим, что у них бессмысленная бестолковщина: в одном месте можно получить любой предмет, а в другом месте этих предметов нет. Это действует божья рука так, чтобы у них была суматоха, Вот мы видим, как бог ведет мир: немцы будут ослаблены войной, Советская власть имеет дезорганизованный аппарат и так, в конце концов, их система не выдержит. Надо только иметь твердые нервы и не оказываться от своих обязанностей". 

Столинский  раввин ПЕРЛОВ Мовша Сролевич (5) посетившему, по нашему заданию, в марте месяце 1941 г. нашему агенту "ПИНСКЕР" заявил: 

"Нечего  даже и думать, чтобы мириться  с существующими условиями жизни  в Советском Союзе. Наоборот, надо  стремится изо всех сил, чтобы  еврейский народ сплотился вокруг  антисоветских вождей". 

Будучи  враждебно настроенными по отношению  к Советской власти, клерикалы  под видом отправления религиозных  служб собирают вокруг себя антисоветский  националистический элемент, из бывш[их] торговцев и служителей религиозного культа, среди которых ведут активную антисоветскую деятельность, выступая с проповедям контрреволюционного содержания, призывают еврейское население укреплять веру в бога и бороться против Советской власти. 

По сообщению  агента "ПИНСКЕР", раввин РОЗЕНЦВАЙГ в одной из своих проповедей выступил против Указа Президиума Верховного Совета о труддисциплине (6). РОЗЕНЦВАЙГ сказал: 

"Указ  Президиума Верховного Совета  СССР направлен, главным образом,  против еврейской религии, т.к.  обязывает евреев работать в  субботу". 

По данным агента "ГЕРМОВ", РОЗЕНЦВАЙГ, высказывая свое мнение об антирелигиозной пропаганде в СССР, заявил: 
 

"Надо  идти против этого и быть  готовым ко всему. Всегда и  везде антисемитизм был, есть  и будет". 

Разрабатываемый по дело-формуляр пинский раввин ПЕРЛОВ Абрам Срулевич (7) (брат столинского раввина ПЕРЛОВА М.С.) среди религиозного еврейского населения считается чудотворцем, вокруг себя группирует наиболее фанатичную часть еврейских религиозников, среди которых ПЕРЛОВ проводит активную антисоветскую деятельность, распространяет контрреволюционную клевету и провокационные слухи, с целью вызвать озлобление у верующих и Советской власти. 

10-го  мая 1941 г., обращаясь в группе  еврейских религиозников, ПЕРЛОВ  А.С. говорил: 

"В  Советском Союзе очень плохо  жить, хуже, чем в Германии... что это за жизнь, когда люди не верят в свой день, не знают, что с ними будет завтра. Человек в Советском Союзе, а в особенности мы, религиозные евреи, каждый день должны ожидать ареста. 

Здесь нас притесняют, ко всему придираются, за все, что только можно, цепляются и составляют протоколы и все это за то, что мы религиозные евреи. Здесь, в Советском Союзе говорят, что антисемитизма нет, а на самом деле нам здесь хуже, чем в Германии, нас здесь больше преследуют". 

Информация о работе Политика советских властей на территории бывшей западной Беларуси 1939-1941