Подготовка СССР к войне во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг.: дискуссии в современной историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 05:29, дипломная работа

Краткое описание

СССР накануне войны — одна из наиболее острых тем в истории нашей страны. В годы Перестройки после снятия первых цензурных запретов появилось множество исследований на различные темы по этому периоду истории. В данной дипломной работе проанализированы наиболее интересные и значительные работы российских и зарубежных историков, охватывающие период со второй половины 1930-х – начале 1940-х г. Тематика этих работ исключительно широкая. Центральными проблемами о предыстории Отечественной войны остаются советская внешняя политика и военное строительство в предвоенные годы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Наращивание экономической мощи страны в годы предвоенных пятилеток………………………………………………………14
1.1. Преобразование в промышленности в последние годы
Второй пятилетки………………………………………………………………15
2.2. Третий пятилетний план ………………………………………………….18
Глава 2.Усовершенствование вооружений. ………………………………24

2.1. Совершенствование стрелкового оружия……………………………….28

2.2. Развитие артиллерии и противотанковых средств. …………………….30
2.3. Бронетанковое вооружение и техника
специальных войск………………………………………………………..34
2.4. Развитие авиационной техники…………………………………………..38
2.5. Совершенствование военно-морского флота…………………………...40
Глава 3. Массовая военно-идеологическая пропаганда…………………..43
Глава 4.Преобразование Красной Армии…………………………………..54
Заключение ……………………………………………………………………..68
Список использованных источников и литературы……………………..74

Файлы: 1 файл

диплом окончательный вариант.docx

— 219.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

 

 

Дипломная работа

 

Подготовка СССР к войне во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг.: дискуссии в современной историографии

 

Выполнила: студентка

5 курса, 191 гр.

В.В. Мясникова

______________

 

Научный руководитель:

д-р ист. наук, профессор

                                                                              Е.В. Демчик                                                      

                                                                              _______________

 

Допустить к защите:                                      Дипломная работа защищена:

Заведующий кафедрой,                                    «___» ______________ 2014 г.

д-р ист. наук, профессор                               Оценка ________________

Е.В. Демчик                                                      

___________________                                       Председатель ГЭК:

«___» _________ 2014 г.                                    д-р ист. наук, профессор

                                                                             И.Н. Никулина

                                                            __________________

 

 

 

 

 

Барнаул – 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Наращивание экономической мощи страны в годы предвоенных пятилеток………………………………………………………14

1.1. Преобразование в промышленности в последние годы

 Второй пятилетки………………………………………………………………15                         

2.2. Третий пятилетний  план ………………………………………………….18

Глава 2.Усовершенствование вооружений. ………………………………24

 

  2.1. Совершенствование стрелкового  оружия……………………………….28

 

  2.2. Развитие артиллерии и противотанковых средств. …………………….30

  2.3. Бронетанковое вооружение  и техника 

         специальных войск………………………………………………………..34

  2.4. Развитие авиационной  техники…………………………………………..38

  2.5. Совершенствование  военно-морского  флота…………………………...40

Глава 3. Массовая военно-идеологическая пропаганда…………………..43

Глава 4.Преобразование Красной Армии…………………………………..54

Заключение ……………………………………………………………………..68

Список использованных источников и литературы……………………..74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    СССР накануне войны — одна из наиболее острых тем в истории нашей страны. В годы Перестройки после снятия первых цензурных запретов появилось множество исследований на различные темы по этому периоду истории. В данной дипломной работе проанализированы наиболее интересные и значительные работы российских и зарубежных историков, охватывающие период со второй половины 1930-х – начале 1940-х г. Тематика этих работ исключительно широкая. Центральными проблемами о предыстории Отечественной войны остаются советская внешняя политика и военное строительство в предвоенные годы. В данной работе отражены мнения современных авторов именно о степени и целях внутренней подготовки СССР к войне.

    Актуальность  данной работы в том, что, во-первых, многие авторы, по большей части зарубежные, перечеркивают все достижения СССР, как противопоставившего себя капиталистическим странам. Но, тем не менее, Советский Союз выстоял в Великой Отечественной Войне и необходимо изучить все причины, поспособствовавшие этому.        

    Во-вторых, среди современных авторов постоянно идет острая дискуссия, посвященная началу Великой Отечественной Войны. В данной работе столкнутся различные мнения по этой теме. И необходимо, рассмотрев и сравнив имеющиеся исследования, критически оценить их и сделать объективные выводы.

    В-третьих, актуальной работу можно назвать, так как рассматриваются в основном постсоветские исследования, не связанные рамками советской цензуры. В этих источниках интересен свежий взгляд на данный вопрос.

    В-четвертых события  и  обстановка накануне и  в годы Великой Отечественной войны представляют большой интерес не только для историков  и  экономистов, но  и  для широкой российской общественности и, для воспитания патриотизма в современном российском обществе, необходимо глубже изучить эту тему.

    А так же, несмотря  на значительные достижения отечественных  и зарубежных исследователей  в изучении историографии предыстории  Великой Отечественной Войны, наблюдается  отсутствие  обобщающих и соответствующих  современному состоянию развития  исторической науки работ, посвящённых  истории изучения событий второй половины 1930-х – начала 1940-х гг. особенностям их осмысления, что во многом и обусловило актуальность данного исследования.

Развитие историографических исследований данной темы в основном совпадает с периодами развития исторической науки, но имеет  и свои особенности, обусловленные степенью зрелости анализируемой исторической мысли. До середины 50-х гг. историографических работ по предвоенному периоду практически не было, ибо к таковым трудно отнести краткие историографические введения аннотационного характера к диссертациям. Историографическое изучение литературы по истории Великой Отечественной войны началось в конце 50-х гг., в условиях подготовки первого фундаментального исследования. Первой значительной историографической работой, посвященной Великой Отечественной войне и ее предыстории была "Краткая историография Великой Отечественной и Второй Мировой войн", помещенная в 6-м томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.»1. Историографический обзор, включавший помимо советской историографии, анализ трудов историков «братских социалистических стран» и «основных капиталистических стран», отражал тенденции времени - разоблачение культа личности И.В. Сталина и конфронтацию с западной исторической наукой. 
           В ней, в частности, была рассмотрены основные труды по теме, однако следует отметить, что предвоенный период и здесь рассматривался весьма бегло в ряду общих проблем войны.

Большой интерес советских исследователей вызывала зарубежная историография предыстории и начального периода Второй мировой войны. В рамках критики «буржуазных фальсификаторов истории» большое внимание уделялось, в первую очередь, англо-американской и западногерманской историографии советско-германских отношений 1939-1941 гг. Несмотря на то, что большинство историографических исследований были крайне тенденциозны, они, тем не менее, давали общее представление об основных направлениях развития исторической науки за рубежом. Обзор трудов англо-американских авторов был представлен в исследованиях Г.Н. Реутова2, К.Б. Виноградова3, С.Г. Десятскова4, B.JI. Малькова5 и др. Критика западногерманской концепции предыстории войны нашла отражение в работах E.H. Кулькова6. Сопоставительный анализ зарубежной историографии предпринимали A.C. Якушевский7, E.H. Кульков.

Однако историографические исследования литературы конца 60 - начала 80-х гг., направленные на показ процесса приращения исторических знаний и расширения тематики исследований, зачастую, сводились к ее библиографическому описанию. Изучение литературы по истории кануна войны, как правило, включалось в общие историографические исследования истории войны, которые не затрагивали специально вопросы ее предыстории, упоминая о них в лучшем случае вскользь. Это было следствием того, что все эти годы изучение истории Великой Отечественной войны направлялось идеологическими органами КПСС и развивалось под их пристальным контролем, не допускавшем никаких концептуальных разногласий в трактовках ее кануна. В результате, та концепция истории войны, которая сложилась непосредственно в годы войны и была закреплена в науке сразу после нее, несмотря на отдельные частные уточнения, в целом не претерпела коренных изменений, поскольку являлась официально закрепленной версией.

Таким образом, до середины 80-х гг. историография проблем подготовки страны к войне изучалась довольно слабо. Исторические исследования кануна войны в последнее десятилетие ведутся на фоне введения в научный оборот нового документального материала и значительного расширения тематики исследований, что существенно повышает ценность их историографического анализа. Краткая характеристика отечественной историографии конца 80-х годов дана в работе С.А.Гвоздева8. Благодаря работам В.М.Кулиша9, М.Ю.Мухина10, O.A. Ржешевского11  и  А.О. Чубарьяна12 были обобщены результаты разработки ряда вопросов кануна войны, выделенных из общего состояния изученности истории Великой Отечественной. Однако в целом результаты исследований событий 1939-1941 гг. в 1985-1994 гг. не обобщались и не нашли полного отражения в историографических исследованиях.

 С 1994 года усилился  интерес к событиям кануна  Великой Отечественной войны. Появляются  первые обобщающие историографические  исследования этого периода истории. Среди них стоит отметить диссертации и статьи М.И. Мельтюхова13 и Ю А. Никифорова14. Различные аспекты отечественной историографии предвоенных событий нашли отражение в исследованиях В.А. Невежина15, А.Н. и Л.А. Мерцаловых16.

В 2008 г. вышло в свет третье, дополненное издание труда М.И. Мельтюхова «Упущенный шанс Сталина. Схватка за Европу: 1939-1941 гг.»17, в котором автор предпринял попытку не только рассмотреть разные стороны истории этого периода, но и учесть достижения современных историков, проанализировать разные точки зрения по наиболее спорным вопросам.

Новым подходом к анализу творчества немецких историков и публицистов характеризуется деятельность известного российского германиста А.И. Борозняка18. В центре его внимания - проблема исторической памяти ФРГ о преступлениях нацизма.

 В 2012 году выходит работа М. М. Минца19, посвященная дискуссиям в современной историографии рассматриваемого периода. Анализируется новейшая отечественная и зарубежная литература, посвященная предыстории Великой Отечественной войны и  особое внимание уделяется подготовке СССР к войне.

         В условиях  зарождения национальных историографических  традиций в странах Центральной  и Восточной Европы в конце 1980-х-начале 1990-х гг. проблематика данной темы не вызывала у исследователей особого интереса. Работы, посвященные анализу историографии Великой Отечественной и Второй Мировой войн в целом, и подготовки СССР к возможной войне в частности, появляются только во второй половине первого десятилетия 2000-х гг., когда был накоплен достаточный материал, и возникла необходимость подвести итоги исследований.

         В  немецкой литературе больше внимания  уделялось конкретно-историческим  исследованиям проблем предвоенного  периода и начального этапа Второй Мировой войны, чем историографии этой темы.20 Из произведений немецких авторов, посвященных современному состоянию изучения советско-германских отношений, можно выделить статьи Б. Пиетров-Энкер21, Г.А. Якобсена22 и др.

В Великобритании значимым событием стал выход в свет в 2011 г. книги британского историка П. Финни «Память о пути во Вторую мировую войну. Международная история, национальная идентичность, коллективная память»23. На основе анализа огромного по объёму материала Финни предпринял попытку сравнения национальных традиций изучения предыстории Второй мировой войны в России, Великобритании, США, ФРГ, Италии, Франции, Японии.

В Украине история изучения советско-германских отношений 1939-1941 гг. была частично освещена в критической по отношению к российским историкам работе A.Ф. Трубайчука «1939 год. К истории советско-германского сговора»24. В 2000-е гг. попытка осмысления тенденций развития историографии предпринималась такими исследователями как В.В. Стецкевич25, М.В. Коваль26. Особый интерес представляют статьи O.E. Лисенко, выделившего и охарактеризовавшего основные направления и тенденции развития украинской историографии в 1990-х-2000-х гг27.

В целом, литература посвященная теме подготовки СССР к войне во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг., особенно опубликованная в 2000-е годы, изучена недостаточно. В современной отечественной литературе очень мало специальных работ, посвященных зарубежной и отечественной историографии по проблемам предыстории Великой Отечественной Войны. Поэтому, эта проблема нуждается в дальнейшем изучении.

   Цель работы: проанализировать основные позиции современных исследователей по вопросам, связанным с подготовкой СССР к возможной войне.

    Задачи:

  1. Проанализировать литературу.
  2. Определить основные направления деятельности советского государства по подготовке СССР к войне.
  3. Охарактеризовать точку зрения, оправдывающую подготовку СССР к войне.
  4. Охарактеризовать точку зрения, критикующую интенсивную подготовку СССР к войне.

    Предметом исследования являются историко-экономические факты и явления, процессы и тенденции, характеризующие эволюцию и трансформацию национальных экономических институтов в исторической ретроспективе, теория и практика организации и функционирования военной экономики, армии и патриотическое воспитание населения СССР в предвоенные годы.

    Объектом исследования  выступают опыт и результаты  экономической, агитационной и мобилизационной  подготовительной деятельности  советского государства в экстремальных  условиях предвоенного времени.

    Период со второй половины 1930-х – по начало 1940-х гг. был выбран мною неслучайно. Этот период, период кануна войны, до сих пор вызывает ожесточенные споры среди современных исследователей. Также, именно в последние годы второй пятилетки принято решение о создании военно-промышленного комплекса и наиболее интенсивно стало осуществляться финансирование тяжелой промышленности. В целом в предвоенное время, от конца второй пятилетки до, собственно начала войны – проводились основные мероприятия в экономике, армии и среди населения.

    В основу проведенного  анализа и логического построения  дипломной работы положен философско-материалистический  подход, поскольку на нем базируется  любое историко-экономическое исследование, оперирующее в первую очередь  количественными параметрами, извлеченными  из документальных источников.

    Использовались  историко-экономические методы, а также метод обобщения и системного анализа.

     Работа состоит  из 4-х глав:

     Первая глава  посвящена изучению укрепления  экономического состояния страны.  В конце второй и во время третьей пятилетки в СССР создавалась социалистическая промышленность. Индустриализация страны подготовила материальную базу для проведения технической реконструкции армии и флота.

Информация о работе Подготовка СССР к войне во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг.: дискуссии в современной историографии