Петровские реформы и формирование Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:52, контрольная работа

Краткое описание

Мы живем в эпоху перемен, преобразований и ищем аналогии в историческом прошлом. Первым крупным реформатором России был Петр I.
С именем Петра I, великого преобразователя России, связаны грандиозные успехи страны. Это был поистине прорыв во всех областях – в науке, технике, экономике. Россия наконец-то воспряла от сна и на весь мир властно заявила о себе. Многие страны Европы были вынуждены потесниться в своих владениях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Социально- экономические причины петровских реформ…………………...4
2.Основные направления реформ Петра I……………………………………….7
2.1 Экономические преобразования…………………………………………......8
2.2 Военные реформы Петра I…………………………………………………..12
2.3 Церковная реформа………………………………………………………….15
2.4 Реформа государственного управления……………………………………17
2.5 Реформа сословного устройства……………………………………………20
2.6 Изменения в области науки, культуры и быта…………………………….23
3.Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи……………….25
3.1 Азовские походы…………………………………………………………….25
3.2 Великое посольство………………………………………………………….25
3.3 Северная война………………………………………………………………26
3.4 Полтавская битва…………………………………………………………….27
3.5 Ништадский мир……………………………………………………………..27
3.6 Рождение Российской империи……………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемых источников……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Протекционная политика  Петра вела к появлению мануфактур в самых  разных  отраслях  промышленности,  зачастую  появлявшихся  в России  впервые.  Основными  были  те,  которые работали на армию и   флот:  металлургические,  оружейные,  судостроительные,   суконные,   полотняные,   кожевенные   и  т.п.  Поощрялась  предпринимательская деятельность,  создавались  льготные  условия  для  людей,  которые создавали  новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

     Возникают мануфактуры   во   многих   отраслях   -   стекольной,   пороховой, бумагоделательной,   парусинной, полотняной, шелкоткацкой,  суконной,  кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной   и   многих   других. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна,  в 1725 г.  - более  800  тыс.  пудов  (с  1722  г.  Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.

     К концу  царствования  Петра  в  России  существовала   развитая многоотраслевая промышленность с  центрами в Петербурге,  Москве, на Урале.  Крупнейшими  предприятиями   были   Адмиралтейская   верфь, Арсенал,  Петербургские  пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление    капитала    благодаря    меркантилистской    политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

     Тысячи  россиян    проходили    в    Европе    обучение    разным специальностям,  и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,  мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу.  Благодаря  этому  Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

     В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за сверхкороткий  срок была создана  мощная  промышленность,  способная полностью  обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Военные реформы  Петра I. 

     Военные реформы   занимают   особое   место   среди   Петровских преобразований.  Они имели наиболее  ярко  выраженный  классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских   ополчений   и   организации   постоянной   боеспособной   армии   с   единообразной     структурой,     вооружением,     обмундированием, дисциплиной, уставами.

     Задачи  создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного  царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно  насчитать лишь несколько (по оценкам  разных историков - по-разному) мирных  лет  за  36-летнее царствование Петра.  Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора.  Однако  военные  реформы важны  не только сами по себе,  но еще и потому,  что они оказывали очень большое,  часто решающее,  влияние на  другие  стороны  жизни государства.  Ход же  самой военной реформы определялся войной.

     Василий Осипович Ключевский писал:  " Война указала порядок реформы,    сообщила ей темп и самые приемы".

     "Игра  в солдатики",  которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г.  Петр  строит  на  Плещеевом  озере,  около   Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров.  Весной  1690  года  создаются   знаменитые   "потешные   полки"   - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

     Семеновский и   Преображенский   полки   стали   ядром   будущей постоянной (регулярной) армии и проявили  себя  во  время  Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне не было  необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам"  (компаниям)  -  объединениям  светских  и духовных   землевладельцев.   С  началом  Северной  войны  основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство  кораблей  ведется  почти исключительно там.  К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

     Начало  Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей -   дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований   (стрельцы,   казаки,   полки   иноземного   строя).   Революционным изменением было то,  что Петр  ввел  новый  принцип  комплектования армии  - периодические созывы ополчения были заменены  систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был  положен  сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы   распространялись  на   население,   платившее   подати   и   несшее   государственные   повинности.  В  1699  г.  был  произведен  первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной  войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских  наборов  пострадала  русская  деревня.  Срок  службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской   армии  пополнялся  за  счет  дворян,  обучавшихся   в   гвардейских   дворянских   полках   или   в   специально   организованных  школах   (пушкарская,   артиллерийская,   навигационная,   фортификационная, Морская академия и т.д.).  В 1716 г.  был принят Воинский, а в 1720 г.  - Морской устав,  проводилось  широкомасштабное  перевооружение армии.  К  концу  Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс.  человек (не считая 100 тыс.  казаков),  которая позволила России  одержать  победу  в  изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.

     Главные итоги   военных  реформ  Петра  Великого  заключаются  в следующем: 

     - создание боеспособной регулярной  армии,  одной  из сильнейших  в мире, которая дала России  возможность воевать со  своими  основными противниками и побеждать  их;

     - появление  целой  плеяды  талантливых  полководцев  (Александр  Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

     - создание мощного военного флота;  -  гигантский  рост  военных  расходов и покрытие их за  счет жесточайшего выжимания  средств из народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Церковная реформа. 

     Важную  роль в утверждении абсолютизма играла  церковная  реформа Петра.  Во  второй  половине  XVII в.  позиции Русской православной церкви  были  весьма  прочными,  она  сохраняла   административную, финансовую  и  судебную  автономию  по  отношению к царской власти.  Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг.  проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

     Церковная политика Петра,  как и его политика  в  других  сферах государственной  жизни,  была  направлена  прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее  -  на  выжимание  из  церкви  денег  на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После  путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

     Поворот к   новой  политике  произошел  после  смерти  патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию  для переписи имущества Патриаршего   дома.   Воспользовавшись   информацией  о  выявленных злоупотреблениях,  Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то  же  самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола".  В 1701  г.   образуется Монастырский  приказ  - светское учреждение - для управления делами церкви.  Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

     Петр, руководствуясь  просветительской  идеей  об   общественном   благе,   для  которого  необходим  продуктивный  труд  всех  членов общества,  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г.  царский  указ  ограничивает  число  монахов:  за разрешением на постриг  теперь  нужно  было  обращаться  в  Монастырский   приказ.  Впоследствии  у  царя  появилась  идея  использовать  монастыри как приюты для отставных солдат и нищих.  В указе  1724  г.  количество монахов  в  монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

     Сложившиеся отношения  между церковью и властью  требовали нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан    Прокопович    составляет   Духовный   регламент,   который предусматривал уничтожение института  патриаршества  и образование нового   органа   -   Духовной   коллегии,   которая   вскоре  была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный  в правах с Сенатом.  Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,  в том числе и церковная, была сосредоточена в  руках Петра.  С

     Принятие  Духовного   регламента  фактически  превратило  русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

     Реформа церкви осуществлялась параллельно  с  податной  реформой, проводились  учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный  оклад.  По  сводным  ведомостям  Казанской, Нижегородской  и  Астраханской  губерний  (образованы  в результате членения Казанской губернии),  от подати  было  освобождено  только 3044  священника  из  8709 (35%).  Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление  Синода  от  17  мая  1722  года,  в  котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если  у  них  была  возможность  сообщить  какие-либо  важные   для государства сведения.

     В результате церковной реформы церковь потеряла  огромную  часть своего  влияния  и  превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью. 
 

2.4 Реформа государственного  управления

                                                                                                                                                                                       Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

     С 1708 года начинается ломка старых учреждений и замена их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII века складывается следующая система органов власти и управления.

     Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом  исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции “ока и уха государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

     В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

     Кроме коллегий было создано известное  число контор, канцелярий, департаментов, приказов, которые ведали чётко определёнными  вопросами, Одна из них - ведавшая службой  и производством в чины дворян - Герольдмейстерская контора. Преображенский приказ и Тайная канцелярия ведали делами о государственных преступлениях; Академия наук - подчинялись непосредственно Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

     В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

     Губернии  в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. При губернаторах состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские комиссары, помогавшие им в управлении общим советом и в уездах. В губерниях действовали новые “надворные суды”. Петру не удалось установить в управлении губерниями однородный порядок, поэтому при нём и после его смерти в местном управлении господствовал некоторый хаос.

Информация о работе Петровские реформы и формирование Российской Империи