Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Первая революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт (форма обращения монарха к должностному лицу с конкретным поручением) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая
Социально-политические условия появления Государственной думы, эволюция ее статуса
Избирательные законы по выборам в Государственную думу.
Избирательные кампании в I - IV Государственные думы.
Механизм функционирования Государственной думы.
Роспуск I и II Государственных дум.
Основные направления деятельности Государственной думы в 1906 - 1914 гг.
Государственная дума в годы Первой мировой войны.
Заключение
Источники и литература
Само
собой разумеется, что агитация за
тех или иных кандидатов в выборщики,
как правило, проходила в основном
в городах. Россия начала ХХ в. была
уникальной страной в том смысле,
что не разрешенные правительством
политические партии зачастую открыто
участвовали в избирательной кампании,
а их кандидаты нередко побеждали на всех
этапах выборов и оказывались в Таврическом
дворце столицы в качестве депутатов Государственной
думы. Это относится к социал-демократам,
эсерам (участвовавшим в работе Второй
Думы в начале XX в. и бойкотировавшим остальные
три, Первую, Третью и Четвертую). Конституционные
демократы также относились к нелегализованным
общероссийским политическим партиям,
поскольку Министерство юстиции отказало
им в регистрации.
В период перводумской кампании социал-демократы придерживались тактики бойкота. Тем не менее около 20 сторонников РСДРП, в том числе и из Сибири, прошли в Думу и образовали в ней социал-демократическую фракцию. Как такое могло произойти? Неужели была нарушена партийная дисциплина членами этой партии? Ответить на эти вопросы несложно, если вспомнить, что выборы в различных регионах империи происходили не одновременно. К 27 апреля 1906 г., дню открытия I Государственной думы, несколько десятков депутатов от окраин страны еще не было избрано. Даже в конце сессии, прерванной указом императора о досрочном роспуске Думы 8 июля 1906 г., в ней заседали 499 чел. из 524. Выборы на окраинных территориях, в частности в Сибири, были организованы позднее, чем в Европейской России. Это обстоятельство оказалось на руку социал-демократам. Например, от Акмолинской области (с центром в Омске) был избран социал-демократ врач В.И. Ишерский. Необходимо иметь в виду, что выборы в Государственную Думу образца конца ХХ - начала ХХI вв. прямые.
В целом по России победу на выборах одержали кадеты, что обусловило получение ими одной трети депутатских мандатов. Около 100 депутатов записалось во фракцию трудовиков, стремившихся в своей деятельности отстаивать прежде всего интересы трудового крестьянства. Это была единственная крупная думская фракция, самодостаточная, не связанная с партийными структурами, т.к. создать трудовическую партию не удалось.
Во многих губерниях и областях Сибири, как и в ряде других регионов России, избирательная кампания по выборам в I Думу проходила в условиях военного положения. Около 70 процентов территории Российской империи в конце 1905 - начале 1906 гг. находилось на особом положении (военном, чрезвычайном), которое позволяло властям в большей степени, чем обычно, влиять на ход и результаты избирательной кампании.
Неутешительные
для царского правительства итоги
выборов в I Государственную думу
(отсутствие депутатов правого, консервативно-монархического,
направления и преобладание оппозиционно
настроенных членов Думы, значительную
часть которых составили
На
думской предвыборной арене боролись
три главные группы партий, представленные
монархистами (черносотенцами), либералами
и социалистами. Такое деление
не означает, что октябристы и кадеты
как представители либерального
движения тесно сотрудничали между
собой. Напротив, они были конкурентами
в погоне за депутатскими мандатами.
И внутри социалистического лагеря
имелись серьезные
Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего. Названные изменения политического спектра Думы произошли по ряду причин. Сказалась практика «сенатских разъяснений», разочарование определенной части «электората» в работе I Думы, не решившей и не способной решить насущные социальные проблемы, среди которых самым злободневным был аграрный. В глазах многих граждан кадеты несли значительную долю ответственности за почти нулевую эффективность думского законотворчества, и они, как считавшие граждане, на выборах отдали предпочтение оппонентам конституционных демократов (слева и справа). И все же от перемены мест слагаемых сумма не менялась: проправительственные кандидаты потерпели сокрушительное поражение и в 1906 г., и в 1907 г. Это обстоятельство явилось самым весомым аргументом в правительстве в пользу изменения избирательного закона, даже ценой нарушения Основных государственных законов Российской империи.
Избирательная кампания по выборам в III Государственную думу проходила во второй половине 1907 г., в период политической реакции (в советской литературе ее часто называли столыпинской, по имени Председателя Совета министров в 1906 - 1911 гг. П.А. Столыпина). Предвыборная и выборная кампании в IV Думу продолжались практически на протяжении всего 1912 г., а это было время нового революционного подъема. Вместе с тем результаты выборов в эти две Думы принципиально во многом совпадают: относительное большинство принадлежало октябристам (125 и 96 мест соответственно из 442, так как по закону 3 июня 1907 г. общее число депутатов сократилось на 82). Кадеты сохранили за собой около 50 депутатских мест, пропустив вперед себя не только октябристов, но и правых, в силу внутренних противоречий создавших несколько фракций, с различными консервативными оттенками. Трудовики и социал-демократы как в III, так и в IV Думах были представлены лишь несколькими депутатами, в диапазоне от 10 до 19. Таким образом, изменения общественно-политической ситуации в стране непосредственно не оказывали решающего влияния на итоги думских выборов. Условия конца 1905 - начала 1906 гг. отличались от обстановки последних месяцев революции. Точно так же ситуация лета и осени 1907 г. была отличной от той, что сложилась в 1912 г., особенно после известных Ленских событий. Однако определяющее значение имели не эти обстоятельства, а «социальная направленность» избирательного закона, отдававшего преимущество при распределении мест выборщиков тем или иным сословиям и социальным группам. В первых двух кампаниях в Думу закон был ориентирован на крестьянство, отсюда преобладание в I и II Государственных думах кадетов, за которых голосовали многие крестьяне, и трудовиков. При последующих выборах предпочтение на уровне избирательного законодательства отдавалось торгово-промышленным слоям населения, а потому неслучайно на передний план вышли сторонники «Союза 17 октября». Конечно, значение конкретно-исторической эпохи нельзя принижать. Именно общественно-политическими условиями обусловливается возможность внесения кардинальных новшеств в избирательный закон (или избирательную систему в целом), которые уже напрямую влияют на ход и результаты выборов в парламент. Так и получилось в России в середине 1907 г., после досрочного роспуска II Государственной думы.
В
гораздо меньшей степени, чем
в европейской части страны, изменения
в избирательном
4.Механизм функционирования Государственной думы
Регламент работы Государственной думы (его называли тогда внутренним распорядком) определялся рядом правовых актов, таких как Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г., «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 г. и др. Основным стал «Наказ», подготовленный самой Думой уже во время функционирования этого законодательного учреждения. За весь думский период (1906 - 1917 гг.) было принято несколько таких «Наказов», последний - 15 апреля 1914 г. Нет необходимости и возможности излагать содержание 236 статей этого «Наказа», объединенных в восьми главах, а также ряда статей «Учреждения Государственной думы». Законодательным путем определялись статус депутата, особенности его правового положения в сравнении с обычными гражданами. Отмечалось, что члены Думы не обязаны давать отчет избирателям о своих действиях. Постановка вопроса об отзыве депутата, таким образом, лишалась юридического основания. Одним из обязательных условий утверждения депутата в его высокой должности было согласие дать торжественное обещание, своего рода присягу. Поскольку оно лаконично, приведем текст полностью: «Мы, нижепоименованные, обещаем перед всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его Императорскому Величеству, государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся». Вслух никто эту клятву не произносил. Случаев отказа поставить свою подпись не было. Подобный отказ стал бы политическим самоубийством, непонятным избирателям. Обещание было одним из правил «политической игры», всерьез которое никто из думцев не воспринимал. Избирательная кампания по выборам во II Государственную думу стала единственной, в которой тактика бойкота с самого начала была отвергнута всеми основными политическими силами страны.
За работу в Думе депутатам полагалось жалование, солидное по меркам того времени. Со второй половины 1908 г. ежемесячно они получали из государственной казны 350 руб., т.е. свыше 4000 руб. в год. Заработная плата министра, к примеру, составляла немногим более 6000 руб. Считалось, что депутат должен получать высокое вознаграждение за свой труд, чтобы не быть зависимым в финансовом отношении от кого-либо и не лоббировать за деньги чьи-то интересы.
Работой Государственной думы руководил ее председатель. За 11 лет существования Думы председателями в разное время избирались пятеро более или менее популярных политических деятелей: С.А. Муромцев (I Дума), Ф.А. Головин (II Дума), Н.А. Хомяков, А.И. Гучков (III Дума), М.В. Родзянко (III и IV Думы). По партийной принадлежности первые двое были конституционными демократами, а остальные - октябристами. Это не случайно, т.к. в Думах первого и второго созывов авторитет кадетов был несомненным, а в III и IV Думах, как известно, относительное большинство имели октябристы.
Разумеется, современной оргтехникой в начале ХХ в. зал Таврического дворца, в котором проходили общие собрания, обставлен не был, поэтому на подсчет голосов нередко уходило немало времени. Конечно, были и бюллетени, и поименное голосование. Но чаще всего использовали такие способы голосования, как вставание (или не вставание) и выход в двери. Председательствующий на заседании предлагал встать всем, кто не поддерживал решение, а сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех, и других было примерно равное число, предпочитали перейти к способу «выход в двери». Голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» - в другие. Подсчет голосов осуществляли помощники думского пристава.
Депутаты
Государственной думы, как и современные
парламентарии, обладали так называемым
депутатским иммунитетом, под которым
понимается депутатская
С первых дней работы Государственной думы в апреле 1906 г. в ней началось оформление фракций и групп. Как правило, во главе думских фракций находились лидеры политических партий (П.Н. Милюков - фракция кадетов, А.И. Гучков - октябристов, В.М. Пуришкевич - правых и т.д.). Численный состав фракций изменялся; депутаты порой переходили из одной фракции в другую или становились нефракционными членами Думы. Беспартийные депутаты гораздо реже, чем их партийные коллеги, могли выйти на думскую трибуну. Фракции получали гарантированное право на представительство в думских комиссиях и на получение всех думских материалов. Во многом фракция Государственной думы оказывалась слепком внутренней жизни соответствующей партии. Так, жесткая внутрипартийная дисциплина в РСДРП проявилась и в деятельности социал-демократической фракции. Показателен и в то же время типичен следующий пример. В начале 1912 г. Т.О. Белоусов, избранный в III Думу выборщиками Иркутской губернии, вышел из состава этой фракции. После этого, по словам самого депутата, его бывшие товарищи устроили ему настоящую травлю. Не приходится удивляться тому, что в 1913 г., уже в IV Думе, фракция РСДРП распалась на две - большевистскую и меньшевистскую (инициаторами раскола выступили большевики, численно уступавшие меньшевикам).
Информация о работе Первые российские парламентарии (исторический портрет)