Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:55, контрольная работа
Жан Кальвин став в 1541 г. фактическим диктатором Женевы превратил ее в один из центров Реформации. Так же является основоположником одного из направлений протестантизма – кальвинизма. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Нижневартовский
Гуманитарный факультет
Отделение истории
Кафедра документоведения и всеобщей истории
исторический портрет ЖАНа кАЛЬВИНа
(Реферат)
Выполнила:
студентка III курса СЭО
31 группы
Определенцева Наталья
Николаевна
Проверила:
Савельева Алёна Владимировна к.и.н.
Нижневартовск, 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1. Жизнь и Деятельность………………………… Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9 2.1 Символические книги…………………………… 2.2 Учение кальвинизма
о Церкви и таинствах………………………… 2.3 Учение Кальвина о
спасении и безусловном Глава 3. Реформа церкви………………………………………… Список использованных источников и исследований………………………...18 |
Введение
Имя Жан Кальвин связано в первую очередь с историческим явлением, получившее название в истории Реформация (это общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви).
Жан Кальвин став в 1541 г. фактическим диктатором Женевы превратил ее в один из центров Реформации. Так же является основоположником одного из направлений протестантизма – кальвинизма. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).
Глава 1.
Жизнь и деятельность
Ж.Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северо-востоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами — Амьена и Реймса.
Первоначально Кальвина предназначали
к церковной карьере (в возрасте
13 лет ему был обеспечен
В 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата и после смерти отца вернулся в Париж. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532.2
В это время в Германии
и Швейцарии активно шли
Здесь Кальвин проявил себя в 1533 г., когда обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в “лютеранской ереси”.
Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии Кальвина. Речь стала поводом для гонений. В ней он сказал, что в религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в Церкви восстановит божественное Слово, но не меч.
Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой он некоторое время странствовал, наблюдая, как множатся в провинции различные “секты”, порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной “сектой” были анабаптисты, требовавшие "предоставить христианам свободу веры без обязательного отправления культа и церковных учреждений. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина “О сне души”, написанное в 1534.3
Тогда же он отказался от своих церковных должностей в Найоне, и это единственное бесспорное свидетельство того, что реформатор перестал считать себя членом Католической церкви.
Жизнь Кальвина в эмиграции началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось.4
В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал “гражданином мира”, горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.
На первых порах положение реформаторов в Женеве оказалось непрочным, их с Фарелем изгнали в 1538 г., и три года Кальвин провёл в Страсбурге. Мартин Буцер (1491-1551), авторитетный и оригинальный реформатор, пригласил туда молодого коллегу на должность пастора французской общины.
В Страсбурге Кальвин предавался учёным трудам и отчасти протестантской дипломатии, так как приобрёл большой вес в Европе среди реформаторов старшего поколения.5
С Филиппом Меланхтоном (1497-1560)
он сблизился, представительствуя на собеседованиях
церковных иерархов и протестантских
лидеров, которые устраивались по инициативе
императора Карла V с нереальной целью
примирить католиков и
По примеру большинства
реформаторов, спешивших личным примером
показать законность брака священников
вопреки безбрачию
Авторитет Кальвина среди протестантских лидеров особенно укрепило произведение, которое он сочинил в ответ на послание кардинала Якопо Садолетто (1477-1547).
Этот выдающийся философ, писатель и дипломат, в прошлом служивший секретарём папы Льва X, защищал идею мирного преобразования Церкви. Теперь он обратился к жителям Женевы с призывом отказаться от новшеств реформаторов и вернуться в лоно Матери-Церкви под начало папы римского и смутил многих благодаря поэтической образности этого обращения.
В “Ответе кардиналу Садолетто” (1 сентября 1539 г.) Кальвин писал, что реформированное христианство гораздо ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.
Такой поворот мысли оценили многие реформаторы. “Ответ” похвалил сам Лютер, а в Женеве расстановка сил изменилась в пользу изгнанных реформаторов.6
В 1541 г. Кальвина вновь пригласили в Женеву. Он воспринял возвращение к руководству церковью в Женеве как свой крест, но именно поэтому увидел в очередном повороте судьбы перст Божий.
Личность Кальвина резко
отличается от большинства реформаторов:
это ученый, теоретик — и в
то же время организатор, политик, умело
направлявший массы. Обладая слабым
здоровьем, он тем не менее всю
жизнь вел исключительно
земель, издателем и распространителем Библии во Франции и приобретает репутацию "святого города".7
Глава 2. Учение Жана Кальвина – кальвинизм
Кроме лютеранства и англиканства существует в протестантизме еще и третье направление, родоначальником и инициатором которого был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.
2.3 Учение Кальвина о
спасении и безусловном
В основе учения Кальвина о предопределении лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей, но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.8
В сотериологии Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом — одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели — главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.
Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.
А ещё Кальвином была проведена реформа церкви. Основные положения преобразования церкви сводятся к следующему: основой устройства церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является община во главе с пресвитером, который избирается членами общества; общины объединяются в областные и государственные союзы. Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.9
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии. О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только.
Обойти текст Священного
Писания, сохранив при этом убедительность
суждения, нельзя, поэтому кальвинисты
и толкуют те или иные места
Священного Писания аллегорически:
что момент благодатного попечения
рассматривается как попечение
о мире в целом, которое Спаситель
дал для всех людей в том
плане, что спасительно для
Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.11
Список использованных источников и исследований.