Исторический портрет Жана Кальвина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Жан Кальвин став в 1541 г. фактическим диктатором Женевы превратил ее в один из центров Реформации. Так же является основоположником одного из направлений протестантизма – кальвинизма. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4
Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9
2.1 Символические книги………………………………………………………...9
2.2 Учение кальвинизма о Церкви и таинствах………………………………..11
2.3 Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении………….13
Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16
Список использованных источников и исследований………………………...18

Файлы: 1 файл

контрольная моя.docx

— 30.76 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Нижневартовский государственный  гуманитарный университет»

Гуманитарный факультет

Отделение истории

Кафедра документоведения и  всеобщей истории

 

 

 

 

исторический  портрет ЖАНа кАЛЬВИНа

(Реферат)

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса СЭО

31 группы

Определенцева Наталья 

Николаевна

Проверила:

Савельева Алёна Владимировна к.и.н.

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2010 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Жизнь и Деятельность…………………………………………………..4

Глава 2. Учение Жана Кальвина – Кальвинизм…………………………………9

2.1 Символические книги………………………………………………………...9

2.2 Учение кальвинизма  о Церкви и таинствах………………………………..11

2.3 Учение Кальвина о  спасении и безусловном предопределении………….13

Глава 3. Реформа церкви………………………………………………………...16

Список использованных источников и исследований………………………...18


 

 

Введение

Имя Жан Кальвин связано  в первую очередь с историческим явлением, получившее название в истории  Реформация (это общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви).

Жан Кальвин став в 1541 г. фактическим диктатором Женевы превратил ее в один из центров Реформации. Так же является основоположником одного из направлений протестантизма – кальвинизма. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Жизнь и деятельность

Ж.Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северо-востоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами — Амьена и Реймса.

Первоначально Кальвина предназначали  к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником и отправился в университеты Орлеана и Буржа изучать право и греческий язык.1

В 1531 закончил изучение права  со степенью лиценциата и после смерти отца вернулся в Париж. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в  области классической филологии  и вообще гуманитарных наук. Результатом  этих занятий стал его комментарий  к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532.2

В это время в Германии и Швейцарии активно шли выступления  против Римско-католической церкви, но во Франции реформационное движение развивалось медленнее: о необходимости  реформировать христианство рассуждали и писали главным образом интеллектуалы  из университетской среды, собираясь  на гуманистические собеседования  и в кружки по изучению Евангелия.

Здесь Кальвин проявил  себя в 1533 г., когда обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в “лютеранской ереси”.

Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии  Кальвина. Речь стала поводом для  гонений. В ней он сказал, что в  религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в Церкви восстановит божественное Слово, но не меч.

Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой  он некоторое время странствовал, наблюдая, как множатся в провинции  различные “секты”, порождённые  влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной  “сектой” были анабаптисты, требовавшие "предоставить христианам свободу  веры без обязательного отправления  культа и церковных учреждений. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина “О сне души”, написанное в 1534.3

Тогда же он отказался от своих церковных должностей в  Найоне, и это единственное бесспорное свидетельство того, что реформатор перестал считать себя членом Католической церкви.

Жизнь Кальвина в эмиграции  началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно  усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым  лично Кальвину встретиться не довелось.4

В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал “гражданином мира”, горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.

На первых порах положение  реформаторов в Женеве оказалось  непрочным, их с Фарелем изгнали  в 1538 г., и три года Кальвин провёл в Страсбурге. Мартин Буцер (1491-1551), авторитетный и оригинальный реформатор, пригласил туда молодого коллегу на должность пастора французской общины.

В Страсбурге Кальвин предавался учёным трудам и отчасти протестантской дипломатии, так как приобрёл большой  вес в Европе среди реформаторов старшего поколения.5

С Филиппом Меланхтоном (1497-1560) он сблизился, представительствуя на собеседованиях церковных иерархов и протестантских лидеров, которые устраивались по инициативе императора Карла V с нереальной целью  примирить католиков и протестантов — подданных его обширной империи.

По примеру большинства  реформаторов, спешивших личным примером показать законность брака священников  вопреки безбрачию католического  духовенства, Кальвин вступил здесь  в брак с Иделеттой де Бюре, молодой  вдовой анабаптиста, которого он обратил  в свою веру. Их семейная жизнь продолжалась до кончины Иделетты в 1549 г., и, поскольку трое их детей умерли в младенчестве, а домашние заботы взяла на себя семья брата, вопрос о втором браке не возникал.

Авторитет Кальвина среди  протестантских лидеров особенно укрепило произведение, которое он сочинил  в ответ на послание кардинала  Якопо Садолетто (1477-1547).

Этот выдающийся философ, писатель и дипломат, в прошлом  служивший секретарём папы Льва X, защищал  идею мирного преобразования Церкви. Теперь он обратился к жителям  Женевы с призывом отказаться от новшеств реформаторов и вернуться в лоно Матери-Церкви под начало папы римского и смутил многих благодаря поэтической  образности этого обращения.

В “Ответе кардиналу Садолетто” (1 сентября 1539 г.) Кальвин писал, что реформированное христианство гораздо ближе к апостольскому, нежели католицизм, что нужно лишь восстановить облик древней Церкви, которую истерзали невежественные схоласты, папы и их приспешники. От прежнего единства и чистоты Церкви остались одни развалины. Следовательно, протестанты озабочены правым делом восстановления верности и чистоты учения; они-то и являются ревнителями древних традиций. Католики, напротив, оказались “новаторами” и нарушителями порядка, установленного Богом.

Такой поворот мысли оценили  многие реформаторы. “Ответ” похвалил сам Лютер, а в Женеве расстановка  сил изменилась в пользу изгнанных  реформаторов.6

В 1541 г. Кальвина вновь пригласили в Женеву. Он воспринял возвращение к руководству церковью в Женеве как свой крест, но именно поэтому увидел в очередном повороте судьбы перст Божий.

Личность Кальвина резко  отличается от большинства реформаторов: это ученый, теоретик — и в  то же время организатор, политик, умело  направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем не менее всю  жизнь вел исключительно активную деятельность по формированию догматических  основ нового вероучения, защите своего учения и распространению его  в европейских державах — Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив начало эпохе  кровавых столкновений за веру. Кальвин  является признанным авторитетом в  вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской  Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного  протестантского духовенства и  проповедников для романских 

земель, издателем и распространителем  Библии во Франции и приобретает  репутацию "святого города".7

 

 

 

Глава 2. Учение Жана Кальвина – кальвинизм

Кроме лютеранства и англиканства существует в протестантизме еще  и третье направление, родоначальником  и инициатором которого был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии  под именем реформаторства, во Франции  — под именем гугенотства и  в Шотландии, Англии и Северной Америке  — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв  господствующего положения.

2.3 Учение Кальвина о  спасении и безусловном предопределении

В основе учения Кальвина о  предопределении лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей  лишь орудиями своими. Это полностью  исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление  о возможности свободы выбора в решениях людей, но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.8

В сотериологии Кальвин дошел  до учения о безусловном предопределении  Богом — одних людей к вечному  спасению, других к вечной гибели —  главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит  на себе печать особенного духовного  склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного  и рационалистического подхода  к богословским вопросам.

Так же, как Лютер, Кальвин  отвергает участие человека в  деле своего спасения (синергизм). Так  же, как Лютер, он учит, что человек  оправдывается верой в свое спасение.

А ещё  Кальвином была проведена реформа церкви. Основные положения преобразования церкви сводятся к следующему: основой устройства церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является община во главе с пресвитером, который избирается членами общества; общины объединяются в областные и государственные союзы. Обрядовая жизнь сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, его проповеди, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.9

Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей  в страхе и неуверенности", так  как ставили спасение в зависимость  от дел.

Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном  предопределении, можно сказать  следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения  Божия. Об этом говорят, например, представления  будущего Страшного Суда в Евангелии. О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых  только.

Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты  и толкуют те или иные места  Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения  рассматривается как попечение  о мире в целом, которое Спаситель  дал для всех людей в том  плане, что спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно  и полезно, чтобы одни погибли, а  другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно  принять и такое место. 10

Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским  Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты  и реформаты не делают особого  акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и  никакого авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма  декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования на делении  на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.11

 

Список использованных источников и исследований.

  1. Великие пророки и вероучители. Ж.Кальвиин // [Электронный ресурс] Режим достпа http://prisnis.narod.ru/proroki/jan_kalvin.html, свободный
  2. Ж.Кальвин О христианской вере (перевод Н. В. Ревуненковой) – М.: Протестант, 1995
  3. Ким Сун-чжон, Г.Г.Пиков. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt, свободный
  4. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Жан Кальвин.// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KALVIN_ZHAN.html, свободный
  5. Православный образовательный портал. Кальвинизм. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalslovo.ru/theology/37770.php, свободный
  6. Сектовед. Кальвинизм (Реформаторство, Гугенотство, Пресвитерианство, Пуританство) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=23, свободный

Информация о работе Исторический портрет Жана Кальвина