Исторический портрет Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Александр II был не только хороший государь, который любил всем сердцем свое Отечество, но и замечательный человек с чувствительной душой. Всю свою жизнь он отдал на благо России. Период царствования Александра очень важен для России. Происходили глобальные перемены.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1.Детство и юность. Формирование личности……………………......4
2. Александр II и начало преобразований………………………….....9
3. Роль Александра II в реформах 60–70-х годов XIX в…………….12
4.Внешняя политика России в период правления Александра II…..15
5. От первой до последней любви Александра II……………………18
Заключение……………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат история..docx

— 53.52 Кб (Скачать)

Уфимский  государственный авиационный технический  университет

Кафедра истории  Отечества и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

                        Контрольная работа

                                         по отечественной истории

 

 

 

             

 

                   Тема: Исторический портрет Александра II.

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

                                

 

 

 

                                                

 

 

 

 

                                                 Уфа-2013

                                           Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1.Детство и юность. Формирование  личности……………………......4

2. Александр II и начало преобразований………………………….....9

3. Роль Александра II в реформах 60–70-х годов XIX в…………….12

4.Внешняя политика России в период правления Александра II…..15

5. От первой до последней любви Александра II……………………18

Заключение……………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Александр II был не только хороший государь, который любил всем сердцем свое Отечество, но и замечательный человек  с чувствительной душой. Всю свою жизнь он отдал на благо России. Период царствования Александра очень  важен для России. Происходили  глобальные перемены. Александр отменил  крепостное право и приступил  к ослаблению цензуры. Наступило  время всяческого освобождения. Преобразования и реформы, которые он сделал, осуществлялись им не только как государем. Они прошли через его сердце и душу. Отец Александра, Николай I, создал режим  жесткого самодержавия, режим, который  безжалостно расправлялся с любым  инакомыслием. Умирая, Николай советовал  сыну продолжить царево дело прежними методами, но сын поступил противоположным  образом. Жизнь его была трагична. Печальный конец - трагедия не только для государства. Это трагедия для  него самого и конечно для его семьи.

        Вошел в русскую историю как Александр II Освободитель. Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие. При Александре расцвела русская литература: Федор Достоевский и Лев Толстой создали свои большие произведения и стали великими писателями русской литературы. Лев Толстой восклицал: «Кто не жил в России в 1856 г., тот не знает что такое жизнь».

         История российского государства очень богата на события и личности, которые в ней участвовали. Каждый этап истории России очень важен, каждый играет свою роль в ее развитии. Но мне было особенно интересно изучать период правления Александра II. Для меня Александр не только государь, но и человек, который переживал за судьбы России, отдал жизнь на благо родине.

 

1.Детство и юность. Формирование личности.

        Родился 17 апреля 1818, в Светлую среду, в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле. Известно, что рождение Александра привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, великий князь Николай Павлович, третий сын императора Павла I, занимал в то время более чем скромное положение и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение. Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.

     Мало кого готовили к престолу как будущего Александра II. Образованием и воспитанием наследника занимался штат преподавателей во главе с поэтом Василием Жуковским. Жуковский в своих воспоминаниях говорит: «Воспитание просвещенного монарха, а не полкового командира».

     Император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына, и с этим приходилось считаться. Уже в 11 лет Александр командовал ротой, в 14 - в первый раз за офицера руководил взводом во время учений 1-го кадетского корпуса. С 1833 года ему стали читать курс фортификации и артиллерии.

       Вместе с тем цесаревича стали привлекать к государственным делам. С 1834 года он должен был присутствовать на заседаниях Сената, в 1835 году был введен в состав Синода, а в 1836 году произведен в генерал-майоры и причислен к свите Николая. Эти годы явились и "окончательным периодом учения", когда высшие государственные деятели читали будущему императору курсы практического характера.

      Последним пунктом учебной программы значились два крупных путешествия по России и по Европе. По стране наследник престола объезжает 29 губерний, что Жуковский называет «обручение с Россией». После этого Александр может по настоящему представить размеры достающейся ему страны. «Через Новгород и Тверь наследник проехал в Углич, Рыбинск, Ярославль и Кострому, а оттуда в Вятку, Пермь и Оренбург; посетил горные заводы в Верхнем Урале, а затем первый из лиц царского дома проехал по Сибири до Тобольска» «Россия под скипетром Романовых 1613-1913»-1990 г.-стр.183. В Сибири он провел лишь 10 дней. «На обратном пути из Сибири цесаревич посетил другие города по Волге, Центральной и Южной России, побывал на берегах Азовского и Черного морей и на южном берегу Крыма. Все путешествие совершалось на лошадях -- железных дорог тогда еще не было; цесаревич часто останавливался в пути и посещал не только сельские церкви, но и крестьянские избы, где воочию знакомился с жизнью простого народа. Население всюду встречало его с восторгом» «Россия под скипетром Романовых 1613-1913»-1990 г.-стр.183.

  За границей знакомиться с Европой и ищет себе невесту. В княжестве Гессен Кронштадском Александру представляют 15-ти летнюю немецкую принцессу.В конце поездки Александр посещает Англию, где на престоле королева Виктория, на год моложе Александра. Наследник российского престола пробудет там около месяца. «По возвращении в Россию наследник был привлечен к участию в делах государственного управления. Он был назначен членом Государственного совета, а затем комитета министров.

  Во время своих отлучек за границу император постоянно возлагал на наследника решение всех тех дел, которые решал сам. Вместе с тем цесаревич исполнял обязанности главнокомандующего гвардией и гренадерским корпусом и начальника военных учебных заведений. Так, еще до вступления на престол Александр Николаевич был хорошо знаком с делами высшего военного и гражданского управления» «Россия под скипетром Романовых 1613-1913»-1990 г.-стр.183.

   Александр женился на немецкой принцессе Максимилиане Вильгельмине Августе Софьи Марии, в православии - Мария Александровна. Мария родила ему 8 детей, двое из которых умерли (наследник Николай в 21 год от туберкулеза и дочь).

    Александра II с самого детства готовят на российский престол. Образование его ведется в разных направлениях - иностранные языки, военное дело и т.д. Постепенно отец Александра, Николай Первый, вводит в курс государственных дел. Воспитатель Александра, Жуковский, ставил перед собой цель воспитать пресвященного монарха. И ему это удалось.

«Путеводной нитью образования, главным его  предметом Жуковский не без оснований  считал историю, на примере которой  должны были вырабатываться правила  поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести  их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой  над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ  без просвещения есть народ без  достоинства. Им кажется легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников…Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...» «Александр II, или история трех одиночеств» - Л. Ляшенко,2002 г.

Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что  позднее старался, насколько это  ему казалось возможным, действовать  в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев — историк, географ, статистик.

Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера — это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно  отмечали и те негативные черты характера  великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.

 

    «В великом князе, — растерянно свидетельствовал генерал, — совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

   Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах  и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

2. Александр II и начало преобразований.

       В день своего 16-летия, 17 апреля 1834 г., Александр дал клятвенное обещание в большой церкви Зимнего дворца и в Георгиевском зале на торжественном собрании по случаю вступления в действительную службу. К присяге его готовил М.М.Сперанский, известный российский законотворец. Совершеннолетие для Александра означало ответственные назначения по гражданской и военной службе и приобщение к государственной деятельности: в 1834 г. - присутствующий в Сенате, в 1835 г. — член Синода, в 1836 г. — генерал-майор с причислением к свите Николая. В 1834 — 1837 гг. продолжалось обучение. Сперанский в течение полутора лет вел "беседы о законах", министр финансов, известный русский финансист Е.Ф.Канкрин делал "обозрение русских финансов", советник Министерства иностранных дел Ф.И.Брунов знакомил с основными принципами внешней политики государства со времен Екатерины II. Генерал А.Жомини, военный историк и теоретик, преподавал на французском языке военную политику России и стратегические отношения с соседними государствами. Программа образования была завершена путешествием по России в мае — декабре 1837 г. Вместе со своими наставниками, воспитателями и свитой Александр посетил 29 губерний Европейской России. Через полгода последовала поездка в "чужие края"— за границу. Она длилась со 2 мая 1838 г. по 23 июня 1839 г. Наследник побывал в Швеции, Дании, в Ганноверском королевстве, Пруссии, Баварии, Неаполе, Сардинии, Австрии, Голландии, Англии и в других государствах. За время путешествия Александр получил немало орденов и дипломов. Это пополнило список имевшихся у него уже российских наград.

Во время заграничного вояжа цесаревич увлекся 15-летней принцессой Марией Гессен-Дармштадской. В марте 1840 г. состоялась помолвка, а 16 апреля 1841 г. — венчание (будущая императрица, приняв православие, была наречена Марией Александровной). В этом браке Александр II имел шесть сыновей и дочь.

В начале 40-х гг. наследник  престола все больше и больше приобщается  к государственным делам. В 1841 — 1842 гг. он является членом Государственного совета и Комитета министров. Во время  двухмесячного отсутствия Николая I в столице в 1842 г. Александр Николаевич принял решение всех государственных дел на себя. В 1846 г. он был назначен председателем Секретного комитета, по крестьянскому делу. В то время Александр Николаевич проявлял полную приверженность крепостничеству. Понадобилось еще десять лет, прежде чем он пришел к убеждению необходимости освобождения крестьян. Как отмечают многие исследователи, в период до восшествия на престол гражданские дела не особенно занимали Александра Николаевича. Основное его внимание и интерес были сосредоточены на армии. В 40-е и в начале 50-х гг. он продолжает расти в военных чинах: в 1844 г. ему присваивается звание "полного генерала", в 1849 г., после смерти дяди, великого князя Михаила Павловича, сменил его на посту главного начальника военно-учебных заведений, принял командование Гвардейским корпусом по случаю предстоящего гвардейским войскам выступления для подавления восстания в Венгрии. В 1852 г. Александр Николаевич произведен в главнокомандующие Гвардейским и Гренадерским корпусами. Во время Крымской войны 21 февраля 1854 г., когда на рейде Кронштадта появился англо-французский флот, он командовал всеми войсками, направленными для обороны Петербурга. В должности главнокомандующего армией Александр Николаевич подошел к главному рубежу своей жизни — восшествию на престол.

Информация о работе Исторический портрет Александра II