Первые российские парламентарии (исторический портрет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

Первая революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт (форма обращения монарха к должностному лицу с конкретным поручением) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая

Оглавление

Социально-политические условия появления Государственной думы, эволюция ее статуса
Избирательные законы по выборам в Государственную думу.
Избирательные кампании в I - IV Государственные думы.
Механизм функционирования Государственной думы.
Роспуск I и II Государственных дум.
Основные направления деятельности Государственной думы в 1906 - 1914 гг.
Государственная дума в годы Первой мировой войны.
Заключение
Источники и литература

Файлы: 1 файл

История, 10 вопрос.docx

— 52.53 Кб (Скачать)
МИНОБНАУКИ  РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Юго-Западный государственный  университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра Истории 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Тема: Первые российские парламентарии (исторический портрет) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ЭС-12Ф

Вербин  В.В. 

Проверила преподаватель. 
 
 
 
 
 
 

КУРСК 2011

Оглавление: 

  1. Социально-политические условия появления Государственной  думы, эволюция ее статуса 
  2. Избирательные законы по выборам в Государственную думу.
  3. Избирательные кампании в I - IV Государственные думы.
  4. Механизм функционирования Государственной думы.
  5. Роспуск I и II Государственных дум.
  6. Основные направления деятельности Государственной думы в 1906 - 1914 гг.
  7. Государственная дума в годы Первой мировой войны.
  8. Заключение
  9. Источники и литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Социально-политические условия появления  Государственной  думы, эволюция ее статуса

     Первая  революция в России, начавшаяся 9 января 1905 г., ускорила движение страны к конституционному строю. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал рескрипт (форма  обращения монарха к должностному лицу с конкретным поручением) на имя  министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе  содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных  слоев, избранных народом. Главе МВД поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая II в июле 1905 г. По составу участников оно выходило за рамки исключительно бюрократического мероприятия.

     6 августа 1905 г. Николай II поставил  свою подпись под несколькими  документами, создававшими правовую  основу для формирования законосовещательной  Государственной думы (т.н. Булыгинской). Это такие документы, как «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», «Положение о выборах в Государственную думу». Однако Булыгинская Дума никогда не была созвана. Революционная Россия в 1905 г. семимильными шагами прошла путь от Манифеста 6 августа до Манифеста 17 октября. В знаменательные октябрьские дни 1905 г. С. Ю. Витте во всеуслышание заявил, что «Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы».

     Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» был лаконичным, состоял всего из трех пунктов. Один из них провозглашал: «Установить, как  незыблемое правило, чтобы никакой  закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы…» В литературе можно встретить мнение, что данный манифест ограничил права монарха в законодательной области. Так считать было бы ошибкой. Манифест являлся декларацией о намерениях самодержавной власти. Оставался открытым вопрос о том, захочет ли власть выполнить собственные обещания. Не случайно многие политические деятели считали развитие революционного процесса в стране наиболее эффективным средством давления на власть с целью скорейшего продвижения по пути, провозглашенному манифестом.

     Царское правительство не решилось в условиях спада революции в начале 1906 г. отказаться от идеи созыва Государственной думы. Вместе с тем оно поспешило ввести ряд ограничений властных полномочий Думы и закрепить их законодательно. 20 февраля 1906 г. оказался богатым на принятие правовых актов, имевших отношение к Государственной думе и Государственному Совету. В Манифесте 17 октября 1905 г. о Государственном Совете даже не упоминалось. Между тем актами 20 февраля 1906 г. Госсовет был реформирован и занял место, равноправное с Госдумой как законодательной палатой. Отныне ни один законопроект не мог стать законом, если он не был одобрен тремя субъектами законодательства: Государственной думой, Государственным Советом и императором. В отличие от Государственной думы выборным способом комплектовалась только половина состава Государственного совета, а остальная часть назначалась императором.

  Все существенные изменения в государственном строе России, зафиксированные в актах 1905 - начала 1906 гг., нашли отражение в новой редакции Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. Кроме того, в этом документе, имевшем конституционное значение, содержалось положение о том, что инициатива его пересмотра может исходить лишь от императора. Тем самым депутаты Государственной думы лишались возможности правовыми методами изменять форму правления. Именно по этой причине Основные государственные законы в новой редакции были опубликованы до открытия заседаний I Думы, состоявшегося 27 апреля 1906 г. В ходе июльского совещания было решено назвать выборное представительное учреждение Государственной думой.  В начале XIX в. это название впервые «ввел в оборот» М.М. Сперанский. Правда, Николаю II хотелось, чтобы новый орган с законосовещательными полномочиями назывался Государевой думой. Слова Государственная и Государева однокоренные, но их смысл, конечно, принципиально иной. Предложение императора не нашло поддержки на Особом совещании.

     Особое  место в Основных государственных  законах от 23 апреля 1906 г. отводилось 87-й статье. Названная статья позволяла  царскому правительству провести законопроект в порядке указа, и он с момента  опубликования начинал действовать. Правда, для применения этой статьи имелся ряд ограничений. Неправомочно было, ссылаясь на ст. 87, вносить изменения в Основные государственные законы, Положения о выборах в Государственную думу и Государственный Совет, «Учреждение Государственной думы» и «Учреждение Государственного Совета» (эти «Учреждения…», как и Основные государственные законы, определяли место обеих палат в системе высших органов власти Российской империи). Помимо этого, правительству запрещалось принимать указы, имевшие силу закона, в период работы Думы и Совета. Подобные указы получили неофициальное название чрезвычайных, так как для их принятия требовалось наличие чрезвычайных условий, не терпящих отлагательств. После того как возобновлялись заседания законодательных палат, правительство должно было внести тот или иной указ в виде соответствующего законопроекта в Государственную думу, откуда он, в случае одобрения, поступал в Государственный Совет. Мы еще вернемся к практике применения этой статьи Основных государственных законов и сможем убедиться в народной мудрости, гласящей, что «закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло».

     Государственная дума прежде всего должна была стать (и в определенные периоды была) кузницей законов. Но ее полномочия не ограничивались сферой законодательства. Дума влияла на формирование примерно двух третей государственного бюджета страны, являлась барометром общественных настроений, осуществляла некоторый контроль за работой правительства, преимущественно в форме обращения к министрам с запросами. Вопрос о том, достаточно ли было прав у Государственной думы, чтобы считать ее парламентом, до сих пор остается дискуссионным.

     2. Избирательные законы по выборам в Государственную думу.

     Основы  думского избирательного законодательства были заложены Положением о выборах  в Государственную думу от 6 августа 1905 г. То обстоятельство, что летом 1905 г. имелась в виду законосовещательная  Дума, принципиально ничего не меняет в этом отношении.  Если мы согласимся с тезисом, что в России в начале ХХ в. все же функционировал парламент, то в таком случае нам следует согласиться с тем, что названия у парламента не было. И Государственная дума, и Государственный Совет являлись частями (палатами, нижней и верхней соответственно) этого безымянного парламента.

     Вводилась и в дальнейшем сохранилась куриальная система выборов. Из четырех наиболее известных и популярных демократических  норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г., внесший некоторые изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.

     Выборы  в Государственную думу проходили  разновременно, в отличие от современной  практики прямых выборов, проходящих в  заранее определенный день по всей стране. На всем протяжении краткого периода  думского парламентаризма существовала мажоритарная система, т.е. такой порядок, когда избранным считается кандидат, который получил абсолютное или  относительное большинство голосов  в избирательном округе. Если в  округе избирается несколько депутатов, как это нередко было в дореволюционной  России, то избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов, согласно отведенным округу квотам. Альтернативной мажоритарной системе принято считать  систему пропорциональную, характеризующуюся  тем, что распределение мандатов происходит между партиями в зависимости  от количества голосов, отданных за их кандидатов.

     При выборах в Государственную думу применялась так называемая куриальная система, апробированная на земском  и городском самоуправлении. Куриальной называется система распределения  избирателей по имущественным или  сословным признакам. Количество ступеней выборов при такой системе различно для каждой курии (в России было 2 ступени в курии (или куриях) городских избирателей, 3 - в рабочей (в Сибири, например, эта курия не была создана), 4 - в земледельческой).

     Избирательный закон 3 июня 1907 г. существенно изменил  нормы социального и территориального представительства в Государственной  думе. Основные принципы, определявшие характер избирательной системы, остались неизменными: сохранялись курии; выборы депутатов производились посредством все той же «четырехчленной формулы» (не равные, не всеобщие, не прямые, тайные). Произошло сокращение числа депутатов Думы (с 524 до 442), уменьшилось количество городов с прямым представительством (с 26 до 7), часть населения восточных окраин империи была устранена от выборного процесса в Думу (жители Якутской области, так называемых степных областей - части территории современной Омской области и Республики Казахстан). Но все это не являлось главной целью составителей нового Положения о выборах.

     Замысел авторов третьеиюньского закона сводился к тому, чтобы обеспечить преобладание в Думе умеренно-консервативного  большинства. Стержневое направление  избирательной реформы 1907 г. - перераспределение  числа выборщиков в пользу «электората», обладавшего большим имущественным  цензом и априори считавшегося менее  радикальным в претензиях к исполнительной власти. Этим, в частности, объясняется  разделение курии городских избирателей  на два съезда (два разряда), в  соответствии с цензом имущества  или получаемого жалования.

     Правительство извлекло уроки из событий 1906-1907 гг., эпохи двух первых Дум. Ставка на консервативность крестьянства, его лояльное отношение  к власти в годы революции себя не оправдала. По новому избирательному закону земледельческая (крестьянская) курия понесла самые значительные потери. Если в период выборов в I и II Государственные думы в Европейской  России крестьянские представители  имели свыше 40 процентов мест выборщиков на губернских избирательных собраниях, на которых избирались депутаты Думы, то по закону 3 июня 1907 г. - немногим более 20 процентов. По существу это означало разгром земледельческой курии, поставившей в Думу первого и  второго созывов депутатов-трудовиков, кадетов, социалистов. Подобная участь постигла земледельческую курию  в Сибири, в ее самых крестьянских губерниях - Тобольской и Томской.   К примеру, в Москве в избирательные списки были включены менее 5 процентов граждан, в С.-Петербурге - чуть более 5 процентов, а в целом по России среди городского населения - не свыше 15 процентов.

     В правовом пространстве, определявшем механизм выборной кампании в III и IV Государственные  думы, Сибирь оказалась рассредоточенной на несколько частей. Омск и Омский уезд, как отнесенные к степным  территориям, вошли в число тех  окраин, которые были исключены из думского избирательного процесса. В  Манифесте 3 июня 1907 г. содержалось следующее  положение: «В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены». В нашем Отечестве ничего не бывает более постоянного, чем временная мера по отношению к чему-либо. Перестало быть избирательным округом и Сибирское казачье войско.

3.Избирательные кампании в I - IV Государственные думы

     Избирательная кампания по выборам в Государственную  думу включала несколько аспектов. Ответственность за подготовку и  проведение выборов возлагалась  на местную администрацию. В организационную  часть выборной кампании входили  составление, уточнение, обнародование (в официальных изданиях - «ведомостях», областных, губернских) списков избирателей; создание уездных и губернских (областных) по выборам в Государственную  думу комиссий; подготовка и проведение промежуточных выборов (уполномоченных и выборщиков); наконец, избрание депутатов  Думы на собраниях выборщиков губернии или области. Что касается агитационной части думской избирательной  кампании, то она не являлась обязательной и ее проведение зависело от активности общественно-политических сил конкретного избирательного округа. В день выборов агитация была запрещена, что, правда, не всегда соблюдалось. Применительно к явке граждан на избирательные участки никакого процентного барьера для признания промежуточных выборов состоявшимися законом не устанавливалось (в ноябре 2006 г. Государственная Дума ФС РФ отменила существовавший до этого 25% порог явки избирателей на выборы). Для избрания же депутатов Думы требовалось обеспечить кворум - свыше половины состава выборщиков.

Информация о работе Первые российские парламентарии (исторический портрет)