Первые этносы Западной Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.

Оглавление

1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 95.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

 

Археологические памятники Омского Прииртышья.

 

Верхний палеолит

  • Стоянка Черноозерье II, раскопки вел В. Т. Петрин в 1972 г., найдено: призматические пластинки, костяные изделия высокого уровня мастерства, следы очагов, обломки костей животного (остатки пищи), каменные чешуйки и пластинки, длинный костяной кинжал с желобками по краям.
  • Омская стоянка – комплекс разновременных памятников, расположенных в городе Омске на левом берегу реки Иртыш, рядом с устьем реки Камышловки (приток Иртыша), почти напротив устья правобережного притока Иртыша – реки Оми. Берег реки возвышается над поймой на 2-3 м. К настоящему времени первая надпойменная терраса высотой 5-6 м подверглась существенной деформации в процессе организации здесь пляжа и строительства профилактория «Восход».  Размеры памятника можно определить весьма условно: вдоль Иртыша стоянка вытянулась на 400-500 м, от береговой линии на 100-150 м.

Мезолит

  • Черноозерье VI а. Вели раскопки  В. Ф. Генинг, В. Т. Петрин, А. Л. Косинская в              1972 г. Было найдено: большое число микролитов, ножевидные пластинки с краевой тушью.
  • Большой Ащи-Куль. Раскопки вел А. И. Петров в 1974 г. Было найдено: микролитический инвентарь, керамика более позднего времени.

Неолит

  • Окунево V. Раскопки вели Коников Б. А. 1976 г. Могильников В. А. 1981 г., В. И. Матющенко 1987-1989 гг. Найдено: могильник, культовое место.
  • Окунево VI. Раскопки вели А. И. Петров в 1980 г., В. И. Матющенко 1987-1989 гг. Найдено: могильник, культовое место.  
  • Могильник у деревни Ростовка Омского района Омской области эпохи развитой бронзы (XIII в. до н.э.). Раскопки могильника проводил профессор В. И. Матющенко в                      1966-1969 гг. Открыто 38 захоронений. Была найдена группа бронзовых (наконечники копий, долото, кельты, нож) и каменных (литейная форма и наконечники стрел) предметов. Могильник относится к сеймино-турбинской культуре.
  • Окуневский могильник  расположен вблизи деревни Окунево, Муромцевского района Омской области, сосредоточен на мысу, известном под названием Татарский увал. В 1979 г.                 А. И. Петров обнаружил на мысу могильник эпохи ранней бронзы Окуневский могильник  VII и поселение этого же времени, Окуневский могильник  VI, западнее Татарского увала. В 1981 г. на территории "городища" Окуневского могильника  V и могильника VII работал В. А. Могильников. С 1985г. Под руководством В. И. Матющенко были раскопаны Окуневский могильник X и Окуневский могильник XI. Эти могильники относятся к эпохе ранне-развитой бронзы. Были найдены ножевидные пластины, каменные орудия, кости животных.
  • Омская стоянка. Находится на левом берегу Иртыша. Исследована С. А. Ковлером в 1918г.
  • Поселение Саранин II. Крутинский район Омской области. Типичный памятник кротовской культуры. Из находок наиболее интересна каменная фигурка лошади. Исследовал               И. Г. Глушко.
  • В 1986 году (руководитель экспедиции В. А. Матющенко) найдено Погребение воина. Уникальный, хорошо сохранившийся комплекс, был открыт в Нижне-Омском районе Омской области. Он представляет одну из древних культур Омского Прииртышья - саргатскую, а также демонстрирует широкие связи местного населения с кочевыми народами древнего мира. Это изделия из железа, кости и бронзы, керамика, украшения из стекла, фаянса, сердолика. Наибольший интерес представляют изделия из драгоценных металлов: предметы конского убранства (золотые бляшки от удил, серебряные пряжки и бляшки от упряжи, фалары с изображением драконов). Личные украшения из погребения воина - гривна, серьги, обувные и поясные пряжки - являются великолепными образцами древнего ювелирного искусства и торевтики.
  • Курганный могильник Саргатка. Раскопан в 1928 г. В. П. Левашевой около села Саргатки.
  • Чудская Гора расположена на левом берегу Иртыша в 60 км севернее устья Тары. Открыта западносибирской экспедицией в 1974 г. Найдено большое количество керамики, костных останков, горшковидной посуды и бронзовый плоский идол.
  • Сузгун II, близ Тобольска, В. Н. Черенцов и В. И. Мощинская. Относится к андроновским памятникам.
  • Ирча II, в Большереченском районе. Здесь вскрыто несколько детских захоронений. Городище Голая сопка, Н. И. Бортвин, 1913 г., неподалеку от устья Иртыша.
  • Могильник Богдановка. Исследовала И. В. Захарова в 1968 г. Найдены бронзовые предметы, боевое оружие, костяные и бронзовые наконечники стрел.
  • Могильник Исаковка. Исследовал А. И. Погодин в 1989 г. Относится к богочановской культуре. Интересной находкой считается золотное шитье.
  • Сидоровский курганный могильник располагался в 3 км от д. Сидоровка Нижнеомского района Омской области, на правом берегу Иртыша. Исследовали                                     В. И. Матющенко, Л. В. Татаурова в 1986 г. Эта группа курганов располагалась компактно, обособленно от других курганных групп саргатской культуры. Выделялись три больших кургана могильника. На дне могилы были найдены лишь скопление фрагментов керамики саргатского облика, обломок крупной кости, череп женщины 20-30 лет, две фигурные золотые нашивки и две бусины. Погребению посчастливилось остаться не разграбленным. С умершим находилось большое количество сопроводительного инвентаря.
  • Большим числом находок представлено городище Кипо - Кулары III в Тевризском районе Омской области, найденным Б. И. Кониковым, в культурном слое которого сохранилось много добротных вещей из железа, бронзы, кости и глины. Памятник двухслойный. Он расшифровывает богочановскую культуру раннего железного века и усть-ишимскую раннего средневековья.
  • Существенно дополняют облик культуры предков южных хантов материалы с могильника у деревеи Аргаиз Знаменского и у деревни Имшегал Тарского районов Омской области (здесь интересны бронзовые украшения и зооморфные подвески. Исследовал                               Б. И. Коников.
  • По результатам раскопок Усть-Ишимского курганного могильника, была выделена археологическая культура X-XIII веков н. э., соотносимая с южными хантами. Среди усть-ишимских находок свыше 30 стеклянных бусин, бронзовые поясные бляшки, различные подвески (в том числе и птицевидные), серебряные серьги. Исследовал Б. И. Коников.
  • Наиболее ярким образцом красноозерской глиняной скульптуры следует считать навершие в виде головы лошади, найденное в одном из жилищ поселения Новотроицкое-1. Находится в Саргатском районе Омской области. Исследовал А. Я. Труфанов.
  • Коконовка, Левашева, 1927 год. Омская область на Иртыше несколько севернее Омска. Найдены: короткий железный меч, бронзовые трехгранные наконечники стрел со скрытой втулкой. Коконовские курганы - единственный памятник племени лесостепного Прииртышья IV-III в. до н. э.
  • Борковское городище, И. А. Сыркина. Оно расположено на 25 метровой коренной террасе реке Ишим.
  • Ямыс VII , на берегу реки Ямыс. Найдена керамика журавлевского типа.
  • Михайловское городище, на реке Иши.
  • Горная Бития и Битые Горки находятся в Омской области, Могильников,                          1966-1967 гг., относятся к саргатской культуре.
  • Верхнее Аксеново II, Коников, глиняная статуэтка и личина.

Железный  век

  • Саргатская культура VII до н. э.—IV Западносибирская лесостепь. Сарга́тская культу́ра — археологическая культура, существовавшая с VII—VI веков до н. э. по III—V века н. э. в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири, вдоль крупных рек — Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети. Самые северные памятники саргатской культуры открыты на широте Тобольска, на границе лесной зоны. На юге ареал распространения культуры совпадает с южной границей лесостепи. В восточных предгорьях Урала на западе и в Барабинской лесостепи на востоке также были найдены саргатские поселения и могильники.

 

Приложение  № 2.

 

Каюк

 

 Каюк (манси — куайк, хурин хап, сас хурин хап, ханты — каяк, кирив, кирап, коран рыт, пары рыт, сэран рыт, тонты хоп), большая лодка с каютой для переездов всей семьёй на рыболовный промысел. Возможно, это местная форма лодки, хотя есть сведения о заимствовании каюка у русских или коми-зырян. Первоначально, по-видимому, это были большие долблёные лодки с каютой и берестяным покрытием, у которых остов делался из гибких прутьев. Позднее каюки представляли собой дощатые (составные) лодки, покрытые берестой или досками (каюта имела полусферическую форму). Длина лодки составляла 8—10 м, ширина — до 1,5 м. Дно делали из 1—2 досок, на борта шло по 3—4 доски. Нос и корма укреплялись брусьями, у лодки было от 5 до 13 шпангоутов. Высело кормы 1,3 м. Каркас в берестарший каюте делали из черёмуховых или ивовых прутьев. Дощатая каюта длиной 3 м, высотой 80—90 см располагалась на носу, люк — в крыше. Устраивались также окна, полки, очаг. В такой лодке обычно плыли несколько семей (на Нижней Оби — до 10). На каюке было до 10 пар вёсел, на каждую пару садились по 2—3 чел. При попутном ветре шли под парусом. В безветрие тянули лодку бечевой с помощью собак. В корме было рулевое устройство — доска на подвижной оси. На самом верху мачты паруса устанавливали флюгер, у северных манси над ним — деревянная фигурка птицы (вотын, вовнэ, уйрись). Отталкивались шестами. По течению спускались при помощи короткого и массивного кормового весла. Путь с верховий до устья занимал около 10 дней. По пути ночевали в лодках или ставили чумы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

 

 

Жилища традиционные

 

 Жилища традиционные (манси — кол, ханты — кат, хот), жилища: стационарные, переносные, постоянные, сезонные и временные, зимние и весенне-летне-осенние. Постоянные, стационарные жилища у ханты и манси — землянки, полуземлянки, срубные дома, каркасные дома из столбов и балок, досок, уложенных между парами угловых столбов, дощатые дома. Землянки были каркасными — из наклонных столбов, соединённых по вершинам рамой, полуземлянки — каркасными такой же и пирамидальной формы, а также срубными.

Полуземлянка, углублённое в землю жилище. У ханты — распространённая форма зимнего жилища в ХVIII — середине ХХ вв. (у манси — редкая фиксация). Полуземлянки были каркасными и срубными. В каркасной полуземлянке остов-каркас состоял из различного числа (4-6-8-12) наклонных столбов (угловых и врытых в основания стен), соединённых вершинами друг с другом (обычно 4 столба — форма пирамиды) или квадратной рамой, образующей световое и дымовое отверстие (форма усечённой пирамиды). К наклонным столбам прибивали поперечной жерди, к ним приставляли наклонно жерди, плахи, брёвна, доски, покрывали берестой, соломой, дёрном, окапывали землёй. Глубина ямы — 30-60 см (до 1 м). Отапливали такие жилища центральным костром, в ХIХ—ХХ вв. — чувалом, поставленным у стены недалеко от входа. В полуземлянку вёл подземный коридор-сени с плоской крышей, сооружённый из жердей, плах, досок, присыпанных землёй. В ряде случаев полуземлянки соединены друг с другом подземными коридорами. В ХХ в. строили срубные полуземлянки глубиной 40-50 см, размером 5-6 х 4-5 м. Сруб опускали в яму, на поверхности оставляли три венца, крыша была двускатной, покрытой дёрном или землёй. Дверь — до 1 м высотой.

Срубные жилища были зимними и летними. Сруб довольно примитивный, низкий, в 6—11 венцов (часто из тонких брёвен), размером от 2 х 2, 3 х 3, реже 4 х 4 м и более, с плоской или двускатной, часто уплощённой крышей, крытой жердями, берестой, иногда засыпанной землёй. Изредка встречались односкатные крыши. Дома были обычно без фундамента, нередко без потолка, с маленькими окнами (30 х 30, 50 х 50 см), затянутыми летом брюшиной оленя, зимой — льдиной толщиной 2—4 см. Дверь была низкой (около 1 м). Перед ней ставили сени с плоской крышей. Отапливались такие дома чувалом или железной печкой. Манси строили срубные дома с дымовой щелью на месте конькового бревна, куда выходил дым от центрального очага-костра. В затапливаемых местах срубы ставили на сваи (столбы или пни от спиленных деревьев) высотой 50—60 см, в дом вела лестница. На более высоких сваях (1 м и выше) ставили хозяйственные и культовые амбары-срубы. Срубные дома иногда украшали: раскрашивали дверь (манси), на коньке укрепляли оленьи рога, конец конькового бревна вырезали в виде конской головы; манси на концах слег вырезали головы зайцев.

 

 

В конце XIX — начале XX вв., особенно на Оби, Иртыше, Конде, стали широко распространяться срубы «русского типа» — высокие (до 4 м), большие (6 х 8 м), с фундаментом из брёвен, дощатыми потолком и полом, стропильной крышей на слегах, отапливаемые русской печью. Строили и пятистенки с четырёхскатной крышей, дома со связью (двухкамерные, соединённые сенями). Окна стеклили, делали наличники. Дома обшивали тёсом. На Оби некоторые зимние постройки имели более примитивную конструкцию: в четыре угла забивали по два столба, между ними зажимали концы горизонтально уложенных друг на друга жердей или брёвен. Крыша была двускатная, жердяная. Окон не было, дверь низкая. Отапливали дом костром.

Летние  стационарные постоянные жилища строились из досок подобно срубам. Такие постройки особенно характерны для жителей бассейна Нижней Оби, где их сооружали из досок от барж. Переезжали в весенне-летне-осенние дома, которые по строению были разнообразны у ханты и манси.

Переносное  летнее (и зимнее), постоянное и сезонное жилище — чум: самодийского типа по способу соединения трёх основных жердей каркаса, форме покрышек и планировке. В южных районах угорский чум отличается от самодийского: по-разному соединялись основные жерди, чум покрывался соломой, ветками, тканями и корой. Постоянные сезонные весенне-летне-осенние постройки, как и чум, были каркасными, из жердей различной формы: прямоугольные дома без окон с двускатной, односкатной, округло-двускатной конической крышей, с дверью из бересты или ткани. Костёр разводили снаружи. Спали на земле, на циновках и шкурах. Сезонными и временными стационарными жилищами были и более простые по конструкции каркасные сооружения из жердей и коры — односкатные (типа заслонов с открытыми или закрытыми боковыми стенами), двускатные, полусферические, которые неправильно называют иногда шалашами. Их ставили не только на одну ночь, в них жили на рыболовных угодьях. Для подсушки и копчения рыбы перед односкатным сооружением, в котором ночевали, ставили помост с крышей, под ним разводили огонь, на помост укладывали рыбу. Были распространены оригинальные летние сооружения из жердей и коры: двускатные и прямоугольные с двускатной крышей. Временными сооружениями в пути, на охоте были односкатные заслоны из наклонно поставленных жердей, на которые набрасывали ветви, натягивали брезент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 4.

 

Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства. Использовалась в южной части обско-угорского ареала для украшения одежды из крапивного, конопляного и льняного холста, была известна также среднеобским и казымским ханты. Выполнялась разноцветными шерстяными (с ХVIII в. и шёлковыми) нитками. Существовали следующие технические приёмы вышивки:

1. Манси —  керлсагн («продёрнутый шов»), ханты — керем ханч: вышивание односторонним косым стежком (короткие стежки идут параллельно друг другу, образуя парные полоски), техника считается одной из старейших;

2. Манси — маньсагн («мансийская вышивка»), ханты — ханты ханч («хантыйская вышивка»): вышивание односторонней гладью внутри контура, выполненного в виде ступенчатой или зигзагообразной линии (квадратный двухсторонний шов), этот приём был распространён очень широко;

3. Манси —  сагнльонгк («заплетённая дорога»), ханты — севем ханч («плетёная вышивка»): вышивание крестом; техника считалась заимствованной, встречалась сравнительно редко;

4. Ханты —  руть ханч («русская вышивка»): так называемая квадратная вышивка (мелкие стежки образуют квадраты), двухсторонняя, использовалась только ханты;

5. Ханты —  ектем ханч — вышивка, при которой сочетались техника керем ханч и более крупные стежки типа контурных.

Узоры обско-угорской вышивки сложны и многообразны: зигзаг, квадрат, крестообразные и S-видные фигуры, комбинации из треугольников, звёздчатые розетки и др. Наиболее распространённый мотив — птицы и деревья. Считается, что они появились в обско-угорском орнаменте под влиянием старинных восточных тканей, другие узоры имеют параллели в орнаменте на андроноидной керамике эпохи поздней бронзы с территории Западной Сибири. Этим узорам соответствует и наиболее архаичная техника, а птицы и деревья вышивались главным образом в технике «мансийская вышивка» и «хантыйская вышивка». Для них использовались нитки красного и синего цветов, для контура — чёрного или коричневого. Цветная гамма мансийской и хантыйской вышивок различается: манси предпочитали более тёмные тона.

Вышевкой украшали как женскую, так и мужскую одежду. Особо выделяются женские рубахи, у которых вышивка покрыт весь перед, а также большая часть поверхности рукава. Оформление других женских рубах было проще: вышивка украшалась нагрудная часть и почти вся поверхность рукавов. Такие рубахи носили с юбкой. И в том, и в другом варианте рубах вышивкой покрыты плечи и верхняя часть спинки. В других упрощённых вариантах вышивка остаётся вокруг нагрудного разреза и в виде нескольких полос по рукавам. Она использовалась также для украшения женской распашной одежды из холста и платков.

По музейным коллекциям известны мансийские платки почти квадратной формы, сплошь покрытые вышивкой, а также татарские косынки, у которых вышивался только угол и места вдоль швов. Эти косынки бытовали и у ханты, и у манси.

В мужском  костюме вышивкой украшали штаны  и рубахи: она полностью покрывала  штанины, а у рубах окаймляла  нагрудный разрез, шла по линии  плеча, по манжетам или низу рукавов и по подолу. В конце ХIХ — начале ХХ в. она полностью вышла из употребления, сохранившись только в музейных коллекциях.

 


Информация о работе Первые этносы Западной Сибири