Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа
Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.
1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23
Приложение № 1
Археологические памятники Омского Прииртышья.
Верхний палеолит
Мезолит
Неолит
Железный век
Приложение № 2.
Каюк
Каюк (манси — куайк, хурин хап, сас хурин хап, ханты — каяк, кирив, кирап, коран рыт, пары рыт, сэран рыт, тонты хоп), большая лодка с каютой для переездов всей семьёй на рыболовный промысел. Возможно, это местная форма лодки, хотя есть сведения о заимствовании каюка у русских или коми-зырян. Первоначально, по-видимому, это были большие долблёные лодки с каютой и берестяным покрытием, у которых остов делался из гибких прутьев. Позднее каюки представляли собой дощатые (составные) лодки, покрытые берестой или досками (каюта имела полусферическую форму). Длина лодки составляла 8—10 м, ширина — до 1,5 м. Дно делали из 1—2 досок, на борта шло по 3—4 доски. Нос и корма укреплялись брусьями, у лодки было от 5 до 13 шпангоутов. Высело кормы 1,3 м. Каркас в берестарший каюте делали из черёмуховых или ивовых прутьев. Дощатая каюта длиной 3 м, высотой 80—90 см располагалась на носу, люк — в крыше. Устраивались также окна, полки, очаг. В такой лодке обычно плыли несколько семей (на Нижней Оби — до 10). На каюке было до 10 пар вёсел, на каждую пару садились по 2—3 чел. При попутном ветре шли под парусом. В безветрие тянули лодку бечевой с помощью собак. В корме было рулевое устройство — доска на подвижной оси. На самом верху мачты паруса устанавливали флюгер, у северных манси над ним — деревянная фигурка птицы (вотын, вовнэ, уйрись). Отталкивались шестами. По течению спускались при помощи короткого и массивного кормового весла. Путь с верховий до устья занимал около 10 дней. По пути ночевали в лодках или ставили чумы.
Приложение № 3
Жилища традиционные
Жилища традиционные (манси — кол, ханты — кат, хот), жилища: стационарные, переносные, постоянные, сезонные и временные, зимние и весенне-летне-осенние. Постоянные, стационарные жилища у ханты и манси — землянки, полуземлянки, срубные дома, каркасные дома из столбов и балок, досок, уложенных между парами угловых столбов, дощатые дома. Землянки были каркасными — из наклонных столбов, соединённых по вершинам рамой, полуземлянки — каркасными такой же и пирамидальной формы, а также срубными.
Полуземлянка, углублённое в землю жилище. У ханты — распространённая форма зимнего жилища в ХVIII — середине ХХ вв. (у манси — редкая фиксация). Полуземлянки были каркасными и срубными. В каркасной полуземлянке остов-каркас состоял из различного числа (4-6-8-12) наклонных столбов (угловых и врытых в основания стен), соединённых вершинами друг с другом (обычно 4 столба — форма пирамиды) или квадратной рамой, образующей световое и дымовое отверстие (форма усечённой пирамиды). К наклонным столбам прибивали поперечной жерди, к ним приставляли наклонно жерди, плахи, брёвна, доски, покрывали берестой, соломой, дёрном, окапывали землёй. Глубина ямы — 30-60 см (до 1 м). Отапливали такие жилища центральным костром, в ХIХ—ХХ вв. — чувалом, поставленным у стены недалеко от входа. В полуземлянку вёл подземный коридор-сени с плоской крышей, сооружённый из жердей, плах, досок, присыпанных землёй. В ряде случаев полуземлянки соединены друг с другом подземными коридорами. В ХХ в. строили срубные полуземлянки глубиной 40-50 см, размером 5-6 х 4-5 м. Сруб опускали в яму, на поверхности оставляли три венца, крыша была двускатной, покрытой дёрном или землёй. Дверь — до 1 м высотой.
Срубные жилища были зимними и летними. Сруб довольно примитивный, низкий, в 6—11 венцов (часто из тонких брёвен), размером от 2 х 2, 3 х 3, реже 4 х 4 м и более, с плоской или двускатной, часто уплощённой крышей, крытой жердями, берестой, иногда засыпанной землёй. Изредка встречались односкатные крыши. Дома были обычно без фундамента, нередко без потолка, с маленькими окнами (30 х 30, 50 х 50 см), затянутыми летом брюшиной оленя, зимой — льдиной толщиной 2—4 см. Дверь была низкой (около 1 м). Перед ней ставили сени с плоской крышей. Отапливались такие дома чувалом или железной печкой. Манси строили срубные дома с дымовой щелью на месте конькового бревна, куда выходил дым от центрального очага-костра. В затапливаемых местах срубы ставили на сваи (столбы или пни от спиленных деревьев) высотой 50—60 см, в дом вела лестница. На более высоких сваях (1 м и выше) ставили хозяйственные и культовые амбары-срубы. Срубные дома иногда украшали: раскрашивали дверь (манси), на коньке укрепляли оленьи рога, конец конькового бревна вырезали в виде конской головы; манси на концах слег вырезали головы зайцев.
В конце XIX — начале XX вв., особенно на Оби, Иртыше, Конде, стали широко распространяться срубы «русского типа» — высокие (до 4 м), большие (6 х 8 м), с фундаментом из брёвен, дощатыми потолком и полом, стропильной крышей на слегах, отапливаемые русской печью. Строили и пятистенки с четырёхскатной крышей, дома со связью (двухкамерные, соединённые сенями). Окна стеклили, делали наличники. Дома обшивали тёсом. На Оби некоторые зимние постройки имели более примитивную конструкцию: в четыре угла забивали по два столба, между ними зажимали концы горизонтально уложенных друг на друга жердей или брёвен. Крыша была двускатная, жердяная. Окон не было, дверь низкая. Отапливали дом костром.
Летние стационарные постоянные жилища строились из досок подобно срубам. Такие постройки особенно характерны для жителей бассейна Нижней Оби, где их сооружали из досок от барж. Переезжали в весенне-летне-осенние дома, которые по строению были разнообразны у ханты и манси.
Переносное летнее (и зимнее), постоянное и сезонное жилище — чум: самодийского типа по способу соединения трёх основных жердей каркаса, форме покрышек и планировке. В южных районах угорский чум отличается от самодийского: по-разному соединялись основные жерди, чум покрывался соломой, ветками, тканями и корой. Постоянные сезонные весенне-летне-осенние постройки, как и чум, были каркасными, из жердей различной формы: прямоугольные дома без окон с двускатной, односкатной, округло-двускатной конической крышей, с дверью из бересты или ткани. Костёр разводили снаружи. Спали на земле, на циновках и шкурах. Сезонными и временными стационарными жилищами были и более простые по конструкции каркасные сооружения из жердей и коры — односкатные (типа заслонов с открытыми или закрытыми боковыми стенами), двускатные, полусферические, которые неправильно называют иногда шалашами. Их ставили не только на одну ночь, в них жили на рыболовных угодьях. Для подсушки и копчения рыбы перед односкатным сооружением, в котором ночевали, ставили помост с крышей, под ним разводили огонь, на помост укладывали рыбу. Были распространены оригинальные летние сооружения из жердей и коры: двускатные и прямоугольные с двускатной крышей. Временными сооружениями в пути, на охоте были односкатные заслоны из наклонно поставленных жердей, на которые набрасывали ветви, натягивали брезент.
Приложение № 4.
Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства. Использовалась в южной части обско-угорского ареала для украшения одежды из крапивного, конопляного и льняного холста, была известна также среднеобским и казымским ханты. Выполнялась разноцветными шерстяными (с ХVIII в. и шёлковыми) нитками. Существовали следующие технические приёмы вышивки:
1. Манси — керлсагн («продёрнутый шов»), ханты — керем ханч: вышивание односторонним косым стежком (короткие стежки идут параллельно друг другу, образуя парные полоски), техника считается одной из старейших;
2. Манси — маньсагн («мансийская вышивка»), ханты — ханты ханч («хантыйская вышивка»): вышивание односторонней гладью внутри контура, выполненного в виде ступенчатой или зигзагообразной линии (квадратный двухсторонний шов), этот приём был распространён очень широко;
3. Манси — сагнльонгк («заплетённая дорога»), ханты — севем ханч («плетёная вышивка»): вышивание крестом; техника считалась заимствованной, встречалась сравнительно редко;
4. Ханты — руть ханч («русская вышивка»): так называемая квадратная вышивка (мелкие стежки образуют квадраты), двухсторонняя, использовалась только ханты;
5. Ханты — ектем ханч — вышивка, при которой сочетались техника керем ханч и более крупные стежки типа контурных.
Узоры обско-угорской вышивки сложны и многообразны: зигзаг, квадрат, крестообразные и S-видные фигуры, комбинации из треугольников, звёздчатые розетки и др. Наиболее распространённый мотив — птицы и деревья. Считается, что они появились в обско-угорском орнаменте под влиянием старинных восточных тканей, другие узоры имеют параллели в орнаменте на андроноидной керамике эпохи поздней бронзы с территории Западной Сибири. Этим узорам соответствует и наиболее архаичная техника, а птицы и деревья вышивались главным образом в технике «мансийская вышивка» и «хантыйская вышивка». Для них использовались нитки красного и синего цветов, для контура — чёрного или коричневого. Цветная гамма мансийской и хантыйской вышивок различается: манси предпочитали более тёмные тона.
Вышевкой украшали как женскую, так и мужскую одежду. Особо выделяются женские рубахи, у которых вышивка покрыт весь перед, а также большая часть поверхности рукава. Оформление других женских рубах было проще: вышивка украшалась нагрудная часть и почти вся поверхность рукавов. Такие рубахи носили с юбкой. И в том, и в другом варианте рубах вышивкой покрыты плечи и верхняя часть спинки. В других упрощённых вариантах вышивка остаётся вокруг нагрудного разреза и в виде нескольких полос по рукавам. Она использовалась также для украшения женской распашной одежды из холста и платков.
По музейным коллекциям известны мансийские платки почти квадратной формы, сплошь покрытые вышивкой, а также татарские косынки, у которых вышивался только угол и места вдоль швов. Эти косынки бытовали и у ханты, и у манси.
В мужском костюме вышивкой украшали штаны и рубахи: она полностью покрывала штанины, а у рубах окаймляла нагрудный разрез, шла по линии плеча, по манжетам или низу рукавов и по подолу. В конце ХIХ — начале ХХ в. она полностью вышла из употребления, сохранившись только в музейных коллекциях.