Первые этносы Западной Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.

Оглавление

1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 95.22 Кб (Скачать)

В конце I тыс. до н. э. находки отдельных фрагментов доспехов отмечены в Нижнем Приобье — костяные панцирные пластинки от наборных доспехов и крупные нагрудные пластинки от кирасовидного доспеха. В начале I тыс. н. э. появились защитные наборные нагрудники из крупных бронзовых прямоугольных или округлых пластин, нашитых на мягкую основу. В середине I тыс. н. э. появился ламелярный доспех, детали которого представляют собой железные пластины удлиненной формы, соединенные друг с другом внахлест с помощью ременной связки. В эпоху развитого средневековья (конец IX—XVI вв. н. э.) большое распространение получила кольчуга, потеснившая все др. виды доспехов. Самыми ранними в серии боевых наголовий с территории лесной зоны Западной Сибири являлись конические шлемы, появившиеся в начале I тыс. н. э. В эпоху раннего средневековья большое распространение получили полусферические шлемы, которые в начале II тыс. н. э. сменились куполовидными шлемами. Непременными деталями шлема являлись наносник-пластина — для защиты носа, и бармица — кольчужное или пластинчатое покрытие для защиты шеи. Щит как элемент защитного вооружения для населения таежного Приобья был не характерен.

 

Во второй половине XII в. Югорская земля, где проживала большая часть хантов и манси, стала волостью Новгородской земли. Под давление русского населения коми продвигались на Восток, тесня в свою очередь остатки населения манси. Южные манси Туры и Тавды рано вошли в контакт с татарами, расселявшимися здесь с VII—VIII вв. и создавшими в XIV в. объединения типа государства Тюмень. Земли манси были обложены ясаком, усилились процессы тюркизации. На Тавде за 5 столетий (XVI—XX вв.) население сменило свою этническую принадлежность 4 раза: до XVI в. здесь зафиксированы манси (вогулы), в XVI—XVII вв. — татары, в XVIII в. — снова манси, с начала XIX в. целое столетие длился процесс их обрусения. Обрусение манси проходило также на Пелыме, Конде.

В ХХ в. жизнь  манси сильно изменилась: их переводили на оседлость. Колхозы и совхозы  внедряли овощеводство, животноводство, клеточное звероводство. Было введено  всеобщее обучение, медицинское и  культурное обслуживание и т.п. В  процессе промышленного освоения Севера в местах проживания манси бурно  проходили процессы ассимиляции (смешанные  браки, русский язык в обучении и  средствах информации, внедрение  городской культуры и пр.). В результате появилось городское население (в 1983—45,7%), только 36,7% манси владеют  родным языком (1989). В конце 1980—90гг.. усилилось движение населения манси за возрождение своей культуры.

С начала нашего тысячелетия у народов Западной Сибири шел активный процесс становления  государственных образований. Примерно к XII-XIII вв. относятся первые упоминания о "княжествах", которые в основе своей имели территориально-родовые объединения. Во главе того или иного "княжества" стояли "князцы", власть там передавалась по наследству. Они обладали своими дружинами, а в случае войны набирали ополчение среди общинников.

 Социально-экономическим  и политическим центром княжеств  были городки, причем достаточно  хорошо укрепленные. Политическая  жизнь княжеств была неспокойной,  князья часто вели войны. Князья были еще не феодалами, а являлись предводителями территориально-родовых групп.

Одним из самых  крупных княжеств ханты к XV-XVI вв., с правящей династией Алачевых, было Кодское. По подтверждениям русских средневековых источников, кодские князья совершали военные набеги на соседние угорские княжества, вели войны с пермскими владыками и русскими отрядами, ходили в походы против эвенков (тунгусы) на Енисей.

 Известны  также Обдорские с центром в г. Пулноват-ваш - г. Обдорск (г. Салехард) - и Казымское княжества с центром в г. Казым, в устье одноименной реки. Мощное хантыйское княжество находилось на реке Демьянке.

 Не менее  сильным было княжество Бардака,  влияние которого распространялось  на Сургутское Приобье. Центр княжества, Бардаков городок, находился вблизи современного г. Сургута. Наиболее крупное территориально-племенное объединение манси - Пелымское княжество занимало бассейн рек Пелыма, Конды, Тавды. С XV в. Пелымское княжество начинает испытывать влияние Сибирского ханства и становится его данником. Вторым крупным мансийским объединением было Ляпинское княжество, бассейн рек Ляпин, Сев. Сосьва. Центром княжества был городок Кунаут-наш. Существовало также другое мансийское объединение - Белогорское княжество, локализация которого пока не ясна.

Поход Ермака (1581-1584гг) подготовил присоединение севера Западной Сибири к Русскому государству. В конце XVI – начало XVII вв. в эти районы начинается приток переселенцев из Центральной России. В 1593 был основан г. Берёзово, в 1594 - г. Сургут, строился ряд городов и населенных пунктов. В начале XVII в. на территории округа проживало лишь 10 тыс. коренных жителей. Нищета, полуголодное существование, распространение эпидемий приводили к высокой смертности среди местного населения, особенно среди детей - до 60% от числа родившихся.

Если говорить о характере контактов между  коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально  они происходили на уровне товарообмена (XIII-XIV века). В XV-XVI веках у хантов, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах.

В 19—20 веках  ханты жили в бассейне Иртыша и  Оби с притоками рек Демьянка, Конда, Васюган, Вах, Аган с Тромъеганом, Юган, Пим, Салым, Казым, Назым, Сыня, Куноват, Собь. В 16 веке ханты жили и западнее, по Северной Сосьве, Туре, Чусовой, где позднее стали преобладать манси. Северными соседями хантов были ненцы, южными — сибирские татары и томско-нарымские селькупы, восточными — кеты, селькупы, переселившиеся на Турухан и Таз, а также кочующие эвенки.

На 1979 год: ханты  сосредоточены в Сургутском, Нижневартовском, Октябрьском, Ханты-Мансийском районах; манси - в Березовском и Кондинском районах.

По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области.

По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Если на памятниках древнекаменного века предметы искусства  встречаются достаточно редко, то на неолитических местонахождениях они  представлены гораздо больше. Со временем претерпевают существенные изменения  и виды художественного творчества. Так, если палеолиту соответствует  простейшие орнаменты, то в эпоху  неолита расцветают такие виды искусства, как скульптура и графика.

К XVII в. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы: 1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны и лесотундры; 2) оседлых рыболовов в бассейнах больших и малых рек и озер; 3) оседлых охотников за морским зверем на побережье арктических морей; 4) кочевых таежных оленеводов-охотников и рыболовов; 5) кочевых оленеводов тундры и лесотундры; 6) скотоводов степей и лесостепей.

Разнообразие  культурно-хозяйственных типов Сибири определяет специфику освоения коренными  народами природной среды, с одной  стороны, и уровень их социально-экономического развития, с другой. До прихода русских  хозяйственно-культурная специализация  не выходила за рамки присваивающей  экономики и примитивного (мотыжного) земледелия и скотоводства. Разнообразие природных условий способствовало формированию различных локальных  вариантов хозяйственных типов, древнейшими из которых являлись охота и рыболовство.

Вместе с  тем надо учитывать, что «культура» - это внебиологическая адаптация, которая влечет за собой необходимость деятельности.                               Этим и объясняется такое множество хозяйственно-культурных типов. Особенностью их является щадящее отношение к природным ресурсам.                         И в этом все хозяйственно-культурные типы сходны между собой.                       Однако, культура - это, в тоже время, и система знаков, семиотическая модель того или иного общества (этноса). Поэтому единый культурно-хозяйственный тип это еще не общность культуры. Общим является то, что существование многих традиционных культур базируется на определенном способе ведения хозяйства (рыбной ловле, охоте, морском зверобойном промысле, скотоводстве).               Однако культуры могут быть разными в плане обычаев, обрядов, традиций, верований.

Существует  точка зрения, согласно которой, предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита (6 тыс. до н.э.), а в эпоху неолита (4 тыс. до н.э.) выделились протосамодийцы и протоугры. Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами. Некоторые ученые предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.

Все эти культурно-исторические и этнические процессы, несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры хантов и манси.

 

Ханты и манси  традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников  и рыбаков для каждого времени  года имелось сезонное поселение  и жилище. Типов жилищ было очень  много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы  домашнего обихода изготавливали  из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с  промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего  населения, коренные малочисленные  народы Севера сегодня составляют около 2% всего населения округа.

 

Г. С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает хантов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.

Убийства  среди остяков, в силу миролюбивости  их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман  среди них чрезвычайно редки".

И. Г. Остроумов (1904 год) дал вогулам следующую характеристику: "По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список литературы:

 

  1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1983 - 412 с.
  2. Демографический энциклопедический словарь: Советская энциклопедия/ главный редактор Д. И. Валентей. – М.: 1985.
  3. Коников Б. А. Омская стоянка и могильник – уникальные памятники по предыстории города // Памятники истории и культуры города Омска. Омск: ОмГПИ им. А.М. Горького, 1992
  4. Коников Б. А. Комплекс памятников «Омская стоянка»: археологические открытия и находки. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.- 42 с.
  5. Фёдорова Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. — СПб., 1994. – 159-160 с.
  6. Рындина О. М. Орнамент. // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995, 10с.
  7. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. В 3 т.Т.1. / К. Ф. Карьялайнен; пер. Н. В. Лукина. - Томск: Изд-во Томского университета, 1994. - 152 с.
  8. Лукьянов А. Н. Всемирная история. История первобытных времен: учебник для первого года обучения в средних учреждениях всех типов. [Электронное издание]/ ред. В. И. Матющенко. - Омск 2004.-: http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru, свободный. – Яз. рус.
  9. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 2011 – Режим доступа: http://admhmao.ru, свободный.- Яз. рус.
  10. Web-страница «Историко-этнографический атлас Сибири» является элементом ГИС "Религиозно-мифологические представления народов Западной Сибири" (URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno). Геоинформационная система создается по материалам опубликованных монографий, статей, музейных коллекций Института археологии и этнографии СО РАН и других научных организаций России и Сибири. Финансовую поддержку разработки ГИС предоставил РГНФ (проект № 01-01-12015в).
  11. Матющенко В.И., Западная Сибирь в системе древних культур Евразии/ Омский государственный университет /Вестник Омского университета -1997.-№ 2.; Портал "Археология России", 2004.-: Источник www.omsu.omskreg.ru. – Язык рус.
  12. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  [Электронная антология]. Культурное наследие Югры. – Режим доступа: http://www.rubricon.com, свободный. – Яз. рус.

Информация о работе Первые этносы Западной Сибири