Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа
Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.
1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23
Хозяйство. Основной хозяйственной деятельности была патриархальная семья – юрт. Она состояла из детей, главы семьи, его братьев, племянников, иногда и «захребетников» (обедневших дальних родственников или пришлых из других родов). Глава семьи был распорядителем имущества и вершителем судеб ее членов. Положение женщины было приниженным. При заключении брака жених платил калым за невесту, у девушки соглашения на брак не спрашивали. В собственности семьи были жилища, орудия труда, одежда и домашняя утварь. Во главе объединения «юртов» стояли «князьцы», владевшие лучшим оружием и богатствами.
Хозяйство базировалось на сочетании скотоводства, земледелия, охоты и рыболовства. В состав стада входили лошади, мелкий и крупный рогатый скот. Предпочтение отдавалось развитию лошадей мелкой породы. Охота на лося и косулю давала около половины мясной пищи. Шкурки пушных зверей – бобра, соболя – шли на обмен. Из домашних производств были развиты обработка кости и рога, лепка глиняной посуды, варка клея, прядение и ткачество. Было известно металлургическое производство: различные орудия, наконечники копий и стрел, части конской упряжи – удила, стремена; бронзовые украшения.
В начале II тыс. н. э . усилилась связь с Прикамьем и Русью. Среди орудий труда и украшений хантов распространяются вещи, изготовленные в Прикамье, Волжской Болгарии, Среднем Поволжье и в древнерусских городах: славянские топоры, серебряные височные кольца, грушевидные и шаровидные бубенчики, гривны, болгарские витые браслеты, замки и другие предметы.
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён (периода мезолита-бронзы), двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. В культуре манси сочетаются черты северных таёжных культур финно-угров (коми-зырян, мордвы, удмуртов и др.), северных аборигенных культур (ханты, ненцев) и южных кочевых угорских культур. Это связано с их этногенезом и этнической историей. Этническая история манси характеризуется многочисленными миграциями их групп с Запада (Приуралье, Прикамье, а еще ранее — Припечорье) на Восток — за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, с Юга (Тавда, Тура) на Север (Конда, Северная Сосьва, Обь).
Но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.
Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, Язык манси относится к угорской группе финно-угорской семьи языков. В нём выделяются северные, южные, восточные и западные группы диалектов с различиями между собой на уровне самостоятельных языков. В северной группе северососьвинский и верхнелозьвинский диалекты с четырьмя говорами, в южной — тавдинские, в восточной — кондинские. Большинство западных диалектов утрачены и реконструированы лингвистами (пелымский, кунгурский, чердынский и др.), но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.
Культура и традиции. Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.
Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Быт. Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Рыбу ловили запорами, сетями, ставными ловушками, лучением. Северососьвинские и ляпинские манси спускались летом на Обь, где ловили рыбу высокоценных пород.
В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя, охотились также с луком и стрелами (позднее — с ружьём), с собакой, ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. Пушная охота постепенно вытеснила мясную. В прошлом (ещё в XIV—XV вв.) манси ездили на собаках, со временем их вытеснил олений транспорт. Способы и типы запряжки (веерная упряжка) оленей, косокопыльные нарты, посадка на нарты (боком слева), упряжки оленями (хореем) — самодийского типа. Мнения учёных о времени восприятия оленеводства обскими уграми расходятся (XIV, XVIII вв.).
Большое
значение в быту имел
Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева.
Из археологических
находок большой интерес
Летом плавали на лодках долблёных и с нашитыми из досок бортами (облас, калданка), на Обь спускались в больших крытых лодках — каюках (Приложение № 2). Лыжи были двух типов — голицы и подшитые (подклеенные) камусом.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище (Приложение № 3) зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Одежда украшалась вышивкой (Приложение № 4).
Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.
Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.
Обряды периодические проводились обскими уграми в определенные периоды года. Имеют древнее происхождение. Для охотника важнейший сезон года — осень, для рыбака — весна, начало лета, после ледохода и спада воды. Регулярно весной и осенью ханты и манси приносили жертвы духам для обеспечения удачи в промысле. Манси приносили жертвы весной перед началом рыбалки, ранней осенью по окончании её, поздней осенью перед началом зимней охоты и ближе к весне по её окончании. У ханты р. Тромъеган «месяц большой жертвы» и «месяц малой жертвы» предшествуют «месяцу середины зимы» (с октября до декабря). На Иртыше жертвы приносили в начале весенней рыбалки (около Пасхи), до или после посева, в начале летней рыбалки, в Петров день (20.06. по старому стилю), осенью при замерзании рек, около Покрова (1.10 по старому стилю). Один из важных периодических жертвенных обрядов приходится на Семёнов день (1.09. по старому стилю) — «день распределения дичи». Северные ханты регулярно праздновали большой праздник Орт ики (Ортика) осенью при замерзании Оби. Периодическими были также медвежьи обряды у северных ханты и манси Оби. Они проводились в центре фратрии Пор в селении Вежакары на Оби (а в XX в. и в селении Теги) — в течение 7 лет с последующим семилетним перерывом и проходили с декабря (времени зимнего солнцестояния) до марта (времени весеннего равноденствия), т.е. были календарными. Они не были связаны с убиением медведя. Его представляла медвежья шкура, хранившаяся в священном амбаре. Периодическими были Вороний праздник, который проводили весной с прилётом ворон, поминальные обряды, проводившиеся в определенные сроки после похорон, обряды-жертвоприношения в честь родовых и семейных духов, которые приурочивали к началу промысла или его окончания. Общими чертами их являются: многодневность (чаще всего 7 дней), пляски с саблями или мечами, сбор нескольких (до 7 и более) родов-генеалогических групп, жертвоприношения духам. Семидневный праздник с военными танцами (йохтохот) устраивался в разных местах на Нижней Оби, в т.ч. в Пашерцевых юртах в честь божества Яляня. В нём так же участвовали 7 родов.
Древнее вооружение населения Западной Сибири. Война и военное дело всегда играли значительную роль в жизни человечества, особенно в ранние периоды его истории. Накопленные археологические материалы по данной тематике (находки оружия, остатки оборонительных сооружений на поселениях) являются ярким отражением военной истории народов, населявших территорию округа в древности. Весь арсенал боевых средств подразделяется на оружие дальнего боя, оружие ближнего боя и средства защиты. Лук и стрелы — одно из древнейших и широко распространенных видов оружия дальнего боя. С эпохи мезолита (VIII—VI тыс. до н. э.), они являлись основным боевым средством воинов. Ведущей формой лука на протяжении всего периода бытования данного оружия была цельнодеревянная конструкция длиной 120—140 см. Такие луки состояли из двух деревянных (из разных пород дерева), тщательно обработанных и пригнанных пластинок.
С рубежа I—II тыс. н. э. в южной зоне тайги появился также сложносоставной лук, заимствованный местным населением у кочевников, с костяными накладками, придающими дополнительную упругость конструкции. Главной особенностью наконечников стрел является их массивность. Основным материалом для их изготовления в эпоху мезолита, неолита и бронзы был камень, в эпоху поздней бронзы и раннего железа — бронза, а в эпоху средневековья — железо. Во все эпохи широко использовались костяные наконечники стрел, однако в средневековье их применение в военных целях становится непрактичным, и вплоть до появления у местных народов огнестрельного оружия они применялись в основном для охоты. Каменные наконечники стрел были двухлопастными, уплощенной или ромбовидной в сечении формы. Иногда они имели шипы, что усложняло извлечение стрелы из тела жертвы. Появление металла способствовало дальнейшему совершенствованию наконечников стрел. На рубеже эпох широкое распространение получили бронзовые втульчатые, трехлопастные наконечники стрел кулайского типа. Средневековые типы наконечников стрел отличаются своеобразием, многие из них не имеют аналогов за пределами региона Нижнего Приобья. Вариабельность типов наконечников, появившихся в эпоху средневековья, весьма велика, что обусловлено функциональностью того или иного типа: развильчатые, долотовидные, граненые, шипастые, ромбовидные .
С усовершенствованием защитного вооружения в III—V вв. н. э. появляются бронебойные наконечники стрел, а с XI—XII вв. н. э. основными типами боевых наконечников стрел становятся противокольчужные с узким шиловидным острием. Стремление повысить эффективность стрелы в борьбе с кольчугой привело к появлению долотовидных наконечников, в конструкции которых реализовался несколько иной принцип — не поражение сквозь кольца, а разрубание последних. Каменные и бронзовые предметы оружия ближнего боя эпохи неолита и бронзы — тесла, кельты, клевцы, наконечники копий, ножи и кинжалы — использовались как универсальные охотничье-боевые средства. Специализированное оружие ближнего боя получило широкое распространение во второй половине I тыс. до н. э.: бронзовые мечи, секиры, чеканы, несколько позднее — железные кинжалы.
В начале I тыс. н. э. появляются железные втульчатые топоры, наконечники копий. Несомненным преимуществом является переход во II—IV вв. н. э. к новым формам рубяще-колющего оружия — палашам и рубильным ножам, постепенно вытеснившим кинжалы. В эпоху раннего средневековья начался массовый приток импортного оружия. На смену втульчатым топорам пришли топоры с проушным насадом, а сабля заменила палаш традиционного сибирского облика. В эпоху раннего средневековья комплекс оружия ближнего боя у населения таежного Приобья развивался под воздействием тюркских кочевников. К XVII в. появилось самобытное сибирское древковое колюще-рубящее оружие — пальма. Наиболее распространенными видами защитного вооружения являлись доспехи и шлем. Появление доспехов у народов Западной Сибири относится к периоду позднего бронзового века (начало I тыс. до н. э.).