Первые этносы Западной Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).
Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили.

Оглавление

1.Введение________________________________ 3
2.Понятие этноса и этнического общества______4
3.Заселение Западной Сибири________________ 6
4.Ханты и Манси___________________________10
5.Заключение______________________________20
6.Список литературы_______________________22
7.Приложение_____________________________ 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 95.22 Кб (Скачать)

 

____________История Омской области____________

__Первые этносы Западной Сибири – ханты и манси__

 

 

Оглавление:

 

 

  1. Введение________________________________ 3
  2. Понятие этноса и этнического общества______4
  3. Заселение Западной Сибири________________ 6
  4. Ханты и Манси___________________________10
  5. Заключение______________________________20
  6. Список литературы_______________________22
  7. Приложение_____________________________ 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение 

 

Человечество живет на Земле  около трех миллионов лет. А письменностью  пользуется только пять тысяч лет. Поэтому  о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь  может помочь только изучение археологических  источников. Слово  археология состоит  из двух греческих слов: "архэ" и "логос". Археологией называется историческое знание о найденных под землей и под водой следах человеческой жизни. Археологи ищут знания. Научная ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана - из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах.

Сибирь –  это обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченной с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии, Китая).

Накопленные археологические, этнографические, фольклорные материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).

Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили. По приказу императора Петра I разгром и грабеж древних памятников прекратили. Начались первые научные раскопки, а найденные вещи размещались в музеях. Однако археологические знания развивались медленно. Чтобы лучше знать прошлое, историки обращаются за помощью к разным отраслям знания, одной из таких отраслей является этнография. Этнография описывает жизнь, быт и обычаи разных народов.

Ученые выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они  также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия  ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и искусство сбереглись до наших  дней. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие этноса и этнического общества

 

Этнография  — наука молодая, настолько молодая, что некоторые требовательные классификаторы наук сомневаются можно ли ее отнести  к подлинным наукам. Как наука  самостоятельная, этнография стала  развиваться только в начале XIX столетия, но ее действительное начало нужно отнести к временам классической древности.

Что же понимается нами под термином этнографией?                         Термин этнография слагается из греческих слов: εϑνος и γραφειν, что в буквальном переводе значит народописание, но от этого термина   приходится отказаться и вот по каким именно соображениям.

Русский термин «народ» не вполне подходит для определения, так как он слишком широк и  неопределенен, он заключает в себя несколько племен, объединенных в  государство. Таким образом, в этом термине у нас смешиваются  два различных понятия: этнос  и нация. Поэтому от термина «народ»  приходится отказаться и взять условно  термин «этнос». Этнос (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ) - есть межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Это и есть этническая единица — объект науки этнографии.

Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось  преимущественно в российской, советской  и пост-советской этнографии.

Имея объектом наблюдения этнос, этнография изучает  все проявления умственной и психической  деятельности человека, т.е.:

1) его материальную  культуру (всю сумму знаний в  области строительного искусства,  одежды, питания и т.д.);

2) его социальную  культуры (организацию общества, —  государства, — и его органов,  как семья, род и тому подобное);

3) его духовную  культуру (религию, науку, философию  и эстетическое искусство).

Основными условиями  возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих  затем и в качестве признаков  этноса; нередко этнос образуются и из разноязычных групп. В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и тому подобное, внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором, играет представление о какой-то общности происхождения или исторических судеб входящих в этнос людей. Реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания - этнонима. Эти элементы этноса могут также выступать в роли его признаков. Иногда формированию этноса способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении; при сильных расовых различиях для сложения этноса требуется возникновение значительных переходных групп. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию социально-территориальной организации (в первобытном обществе таковой является племя, в классовом обществе - этническая или национальная автономия или отдельное государство). С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный этнос или дав начало другому этносу.

Всего в мире — 3—4 тыс. народов или этносов. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек, в мире 310 и они составляют 96% населения  Земли. Более 100 млн. человек насчитывают  всего 7 народов: китайцы (свыше 1 млрд.), хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы. Этнос  наиболее общее понятие, включающее человеческие общности разных степеней развития. Племя — тип этноса, характерный для доклассового общества, народность возникает из союза племен, сливаясь с другими и развиваясь, может стать нацией — группировкой людей, сложившейся на основе общей  территории, языка, экономических связей, объединенных сознанием единства кровного происхождения по мужской и женской  линии, особенностей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заселение Западной Сибири

 

Сибирь стала  заселяться человеком позднее, чем  другие части нашей страны. Первоначальное заселение Западно-Сибирской низменности является одной из наиболее сложных проблем археологии. Судя по находкам остатков плейстоценовой фауны (мамонта, шерстистого носорога), в Среднем и Нижнем Приобье первые люди могли появиться в верхнем (позднем) палеолите (Палеолит – или древний каменный век – первый и самый длительный период в истории человечества. Начавшись более 2 млн. лет назад, он закончился 12 – 10 тыс. лет назад и делится на нижний (ранний) – 2,7 млн. лет – 100 тыс. лет, средний – 100 – 40(35) тыс. лет и верхний (поздний) – 35 – 12 тыс. лет назад). В этот период часть северной Сибири была покрыта ледником, южнее простирались холодные степи. Из южных районов они, возможно, следовали за животными в таежную и тундровую зоны. Отдельные находки архаичных каменных изделий позднепалеоли-тического облика на левобережье Нижней Оби свидетельствуют о вероятном периодическом появлении здесь человека и позволяют надеяться на открытие памятников эпохи позднего палеолита. Достоверные данные о заселении севера Западной Сибири относятся к мезолиту, который приходится на предбореальный, бореальный и начало атлантического периода (VIII—VI тыс. до н.э.). Раннемезолитических памятников пока не выявлено. Все открытые на территории округа стоянки датируются концом мезолита, т.е. VII—VI тыс. до н.э. По-видимому, в это время и начинается массовое заселение севера Западной Сибири. Большинство мезолитических стоянок находится в бассейне реки Конда, а также на Нижней Оби и в верховьях Пякупура.

Заселение сибирских  территорий происходило постепенно и различными путями. Известно, что  на первом этапе освоения русскими Сибири основную роль играло ее вольное  заселение, при котором постепенно первопоселенцы оседали на постоянное жительство.

Каменный век (Палеолит.)

В ледниковую эпоху климат Сибири был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал  накоплению мощных снежных и ледяных  толщ. По окраинам ледника на сотни  километров, простирались обширные тундростепи, переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север. Господствующее положение в растительном покрове занимали темнохвойные и широколиственные леса. На бескрайних сибирских просторах паслись многочисленные стада травоядных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, бизонов, диких лошадей.

Академик  А. П. Окладников считал Сибирь одним  из центров антропогенеза. Время  первоначального заселения Сибири определяется второй половиной среднего плейстоцена (дирингская культура). В археологическом отношении ему соответствует конец ашеля — начало мустье в рамках раннего (нижнего) палеолита. Носителем позднеашельских и мустьерских традиций был неандертальский человек — Homo neandertalensis (Денисовский человек). Основой его хозяйства являлась охота, ставшая надёжным и главным источником существования. Относительное несовершенство охотничьего вооружения (копья и дротики с каменным и костяным наконечником) во многом компенсировалось как обилием плейстоценовой фауны, так и коллективными формами охоты. Наряду с охотой широко распространено было собирательство. Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей. Рыболовство было развито не так сильно как охота. Совершенствуется техника обработки камня: простейшие грубо оббитые гальки заменяются прекрасно обработанными остроконечниками, скреблами, пластинами. Человек овладевает огнем, начинает строить прекрасные жилища. Наконец, именно в этот период эпохи верхнего палеолита складывается первобытное искусство.

Ледники начали стаивать. На освободившихся от льда землях появились леса и степи, рождались новые реки и озера, расселились животные. Звери, привыкшие к холоду, уходили к северу. Ушли олени, медведи. Вымерли шерстистые сибирские носороги и мамонты. В выросших лесах теперь водились олени, лоси, кабаны, волки. Эти животные - быстроногие и некрупные. Они не подпускали к себе близко человека с копьем, не попадались в ловушки.

Объектом охоты стали кочующие животные, сильно развивается рыболовство. В этот период стали появляться крючки, гарпуны и остроги, изобретены лук и стрелы, бумеранг, приучена собака. Жители Западной Сибири научились  изготавливать и использовать вкладышевые орудия труда, состоявшие из костяной или деревянной основы и каменных вкладышей.

Между сорока и тридцатью тысячами лет назад  начался новый этап в развитии каменного века — поздний (верхний) палеолит (дюктайская культура). С его начало связано появление человека современного физического типа — неоантропа (Неоанотоп (древне-греческре νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) - обобщённое название людей современного вида, ископаемых и ныне живущих). Наиболее яркими позднепалеолитическими памятниками Сибири являются стоянки Мальта и Буреть в Приангарье. Это связанные единством культуры долговременные поселения с прочными жилищами-полуземлянками, сооружёнными при помощи костей крупных животных, дерева и каменных плит. Для каменной индустрии характерны, призматические нуклеусы; острия, проколки, резаки, резчики и ножи, изготовленные из пластинок, а также скребки и долотовидные орудия из отщепов. Отличительной чертой мальтинско-буретской культуры является высокоразвитое палеолитическое искусство: вырезанные из бивня мамонта и кости женские статуэтки с подчёркнутыми признаками пола, фигурки летящих и плывущих птиц, различные орнаментированные украшения.

В Сибири известно более 200 верхнепалеолитических стоянок. Одна из наиболее известных в нашей области – стоянка на левом берегу Иртыша возле деревни Черноозерье Саргатского района (Приложение № 1). В Новосибирской области были найдены стоянки Венгерово и Мочино. У города Курган – Шикаевка.

Неолит (IV-II тыс. до н.э.) – новокаменный век.

Установились  климат и ландшафт, похожий на современный, человек расселился в это период по всей Сибири. Повсеместное распространение привело к созданию эффективного охотничьего оружия — лук и стрелы. Продуктивное сетевое рыболовство во многих районах становилось ведущей отраслью хозяйства, позволившей перейти к относительно оседлому образу жизни. Население самых отдалённых сибирских регионов осваивает новые приёмы обработки камня: шлифовку и сверление. Одним из основных орудий становится шлифованный каменный топор для освоения лесных территорий, появляется глиняная посуда. Именно эти хозяйственные и технологические достижения составляют историческое содержание сибирского неолита.

В пределах Западной Сибири археологи выделяют несколько археологических культур: восточноуральскую — в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири, среднеиртышскую — в среднем течении Иртыша, верхнеобскую — в лесостепном Приобье. Наличие в Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками свидетельствует об оседлости неолитического населения. Большое количество орудий охоты и обработки добычи говорит о значительной её роли в местной экономике. Основным объектом охоты был лось, и это нашло своё отражение в изобразительном искусстве. Образ лося воплощён и в мелкой пластике Зауралья, и в каменных гравюрах Томской писаницы. Этот регион входит в ареал прауральцев.

Информация о работе Первые этносы Западной Сибири